Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Максим КАЛЬСИН: «Театр - это встреча. И я жду встречи с вашими зрителями»

18:01
3418

Максим КАЛЬСИНМаксим КАЛЬСИН, главный режиссер Магнитогорского театра драмы им. А.С. Пушкина, приехал на Камчатку, чтобы поставить на сцене театра драмы спектакль «Старший сын» по пьесе А. Вампилова. О том, каким будет спектакль, Максим Георгиевич загадочно молчит. Иначе зачем идти в театр? И все же накануне Международного дня театра нам удалось поговорить о том, как идет работа над постановкой и какую роль играет в театре зритель.

 

- Почему вы обратились к пьесе Александра Вампилова «Старший сын»?

- Эта пьеса стала классикой советской и мировой драматургии. Она была переведена более чем на 70 языков, поднимает такие темы и так здорово сделана, что интересна всем. Есть потрясающий фильм режиссера Мельникова с блестящими актерами - Евгением Леоновым, Николаем Караченцовым, Михаилом Боярским. Это классика советского кинематографа.

 

- Это большая конкуренция для наших актеров!

- У вас прекрасная труппа, о конкуренции я бы здесь говорить не стал.

 

- Если говорить о театральной форме, будет ли это новаторская постановка или классический театр?

- Если говорить о форме, то стоит понимать, что есть разные виды театров. Театр, работающий как культурный механизм, экспериментальный, фестивальный – это разные вещи. Я, в основном, работал в репертуарном театре, который должен играть репертуар. Почему-то принято считать, что эксперимент - это форма, но он может касаться и сути.  Недавно я провел в Магнитогорском театре лабораторию, мы инсценировали современную прозу. Есть очень талантливые современные авторы, Захар Прилепин, например. И переведение подобных текстов на язык театра, представление этих смыслов, характеров, ситуаций на сцене - такой лаборатории в российском театре не делал никто и никогда. Не могу ручаться за довоенные времена, но с 1990-х годов точно.

 

- А как вы планируете придать новое звучание классической пьесе?

- Давайте условимся: есть пьеса Александра Вампилова, абсолютно гениальная, и есть я, который взял наглость ее с артистами сделать. И дай мне Бог хоть краешком коснуться этой гениальности, тонкости и человечности. Что касается формы, то там не будет никаких резких ходов. Не потому, что я не готов или не люблю их.  Здесь я этого просто не вижу, здесь я работаю с сутью, сущностью, а не формой.

 

- Вы ставите спектакль в очень короткий срок, не тяжело работать в таком режиме?

- К сожалению, для нашего времени это обычный срок. Я профессионал, могу поставить спектакль за 5 дней. Другой вопрос, каких рубцов на сердце это будет стоить мне и артистам, но спектакль будет. Вы придете через 5 дней - и будете потрясены. А могу и год репетировать. Что касается временных рамок, которые есть у нас здесь и сейчас, - это нормальная плотная работа.

 

- Какова ваша манера работы с актерами? Вы режиссер-диктатор, воспринимаете артистов как материал?

- Ну что вы! Материал, с которым я буду работать, - пьеса. Это в кино режиссер - безусловный автор, может быть диктатором. В театре все иначе. У меня есть ощущение от пьесы, потом мы начинаем вместе придумывать ее. Я, конечно, всегда должен быть на несколько шагов впереди. Но придумываем спектакль мы вместе. Не дай мне Бог насиловать людей и делать то, чего они не хотят или что им неудобно. Кама Миронович Гинкас, мой мастер, говорил нам потрясающую вещь: хороший режиссер -  это человек, который помогает или не мешает играть артисту. Я прихожу и вижу потрясающего артиста, с его переживаниями, мыслями. Мне остается только расставить вешки, направить его, и он сделает все так, как мне и не снилось.

Режиссер - это тренер. Вот в футболе важен тренер? Он не забивает голов и слава достается не ему. Но без его работы не будет результата. Только в отличие от спорта, где правила придумали и записали раз и навсегда, режиссер в театре каждый раз правила придумывает сам. Во что мы все вместе будем играть? Это удовольствие ни с чем несравнимое, и очень сложная вещь. Если правила слишком просты - играть неинтересно. Придумаешь слишком сложные правила - все запутаются, никто не поймет смысла игры. Придумаешь экстремальные правила, которые выходят за рамки, мгновенно столкнешься с этическими вопросами. И каждый раз нужно придумывать правила, которые подходят к конкретному материалу.

 

- Какие ощущения вы испытываете, когда присутствуете на премьере своих спектаклей?

- Создание спектакля сродни рождению ребенка. Это вещь безусловная, она не зависит от тебя, это необыкновенная мука. И это очень большое волнение. Оно не зависит от конечного результата. Конечно, я волнуюсь, но это волнение не связано с реакцией зрителя.

 

- Тогда какую роль играет в театре зритель? Насколько для вас важна зрительская реакция?

- Меня поразила фраза гениального английского режиссера Питера Брука, очень точная и наполненная английским здравым смыслом. Он пишет о том, что театр - это встреча. Он начинается, осуществляется и возникает там, где есть встреча артистов и зрителей. Если есть артисты, а нет зрителей - это не театр. Может, это репетиция. Есть зрители, но нет артистов -  и это не театр. Все только ждут, что же будет. И только там, где они  встречаются, возникает театр. Зрители - такая же важная часть театра, как артисты. Другое дело, что зрители могут быть хорошие, плохие, умные, глупые, уставшие, благорасположенные, готовые поддержать тебя и так далее. То же касается артистов и режиссера - мы тоже можем быть глупыми, умными, уставшими, глубокими или как барабан пустыми. Посмотрите, сколько составляющих. Из них складывается мир театра.  Бывает, что на сцене происходит полная ахинея, но зритель хочет ее видеть, хочет сопереживать. И получается театр. И я камня не брошу в такой театр. Сила театра именно в этой встрече.

 

- Я надеюсь, что ваша встреча со зрителями состоится в зале нашего театра.

- Спасибо.

 

Беседовала Ива КАЗАНЦЕВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.