Водитель по имени Александра

Водитель по имени АлександраПожарная охрана Камчатского края гордится своими ветеранами, защищавшими людей от пожаров не год и не два, а десятилетиями.  Женщин в почетном списке, конечно, меньше чем мужчин. И невозможно не рассказать об Александре ШИЛО: 25 лет она работала водителем пожарного автомобиля в Ключах. Ни до, ни после в истории Ключевской пожарной части женщин-водителей больше не было.

Сегодня Александра Федотовна выгладит намного моложе своих 89 лет. К обязанностям водителя пожарного автомобиля деревообрабатывающего комбината треста «Камчатлес» она приступила в июне 1948 года. В 1961 году ее фотография украсила доску почета ДОКа, в 1966 году имя Александры Федотовны внесли в книгу почета деревообрабатывающего комбината, в 1988 году ей было присвоено звание ветерана труда, а чуть позже, после восстановления архивных данных, — участника трудового фронта. Когда мы встретились, то сам собой напросился вопрос:

 

— Александра Федотовна, почему решено было выбрать мужскую профессию – стать водителем?

— Родилась я в Тамбовской области, в крестьянской семье. Перед началом войны отец, мать и трое моих братьев переехали в Новосибирск. Жили трудно, как и вся страна. В 15 лет пошла учиться в ФЗУ, как тогда говорили «фазанку», где в 1942 году я получила профессию электросварщика 4-го разряда. Работала по специальности мало. Девчонка я была шустрая, видная. Как-то встретил меня во дворе наш завгар и предложил пойти учиться на курсы шоферов. Шли тяжелые военные годы, не хватало мужских рук, некому было водить машины. Я и решилась! В 1943-м мне выдали водительские права. Устроилась на работу на станцию Ижскую Западно-Сибирской железной дороги. Первой моей машиной стал «ЗИС-5» — тяжелая и неповоротливая техника. Современная молодежь может и не знать этой марки. А расшифровывается она просто: «Завод им. Сталина».

 

— Чем запомнились вам военные годы?

— Если честно, то есть хотелось всегда. Получала в буфете 700 грамм хлеба на весь день. Утром съем кусочек, запью водой — и вперед! Бензин был в дефиците. Хоть и кормили нас в столовой, почти всегда туда не успевала. Так день и проходит: едешь и по дороге запиваешь водой свой хлебный паек. Одевалась всегда в комбинезон. А сколько времени пришлось под машиной в лужах и на холодной земле с гаечным ключом лежать! Чего уж скрывать: вши в таких условиях не переводились. Попала я в больницу и не выдержала 17-летняя душа: ушла я самовольно с работы, а это расценивалось по закону военного времени как очень большой проступок, и последствия меня ждали самые серьезные. Страшно было. Чтобы как-то жить, я стала торговать на рынке пирожками, где случайно встретилась с мастером Шариковым. Узнал он меня, но властям не выдал.

 

— А нельзя было прийти и повиниться? Неужели все было настолько опасно?

— Еще как! Узнала я об этом совсем недавно, когда решила написать в новосибирский архив, чтобы получить документы и справки, подтверждающие факт моей работы на ЖД в 1942-1943 годах. Получила ответ, что на меня у них имеется только «прокурорская бумага», больше нет никаких документов. Значит, кто-то изъял их, интересовался мной…

 

— Александра Федотовна, а как попали на Камчатку?

— Закончилась война. Мой отец с фронта не вернулся. Семья по-прежнему жила в нужде. Услышала про вербовку на Камчатку, записалась, и в 25 лет приехала сюда. Водителей и здесь не хватало. Пришла в пожарную военизированную специальную охрану — ПВСО.

Водитель по имени АлександраВ 1950-е годы вместе с людьми в пожарной охране служили лошади. Дорог зимой — никаких, а тушить пожары надо, вот лошадки и выручали. Настоящие боевые товарищи! Перед глазами такая картина: стоит лошадь, лениво пережевывает сено, но стоит только зазвучать рынде, как лошадь, словно боец, поднимает голову, встает точно под дугу, а конюху только и остается зацепить оглобли, затянуть под стромку и супонь, и конь готов к выезду. Вот такие были умнейшие животины! Первая лошадь везла ручной насос, на двух других везли 300-литровые бочки с водой...

Как мы работали? Там, где сейчас личный состав пожарной части обедает и отдыхает, стояли железная печка и деревянный диван. Ребята смастерили топчаны, которые можно было складывать как раскладушки и убирать в подсобку. В то время часто так бывало, что больных или слабых работников отправляли работать в «пожарку» — так в народе называли ПВСО. Но сказать, что было легко, не могу. Работы нам хватало. Завод часто горел. Вокруг все из дерева, курили много и часто, плюс кругом печки-«буржуйки». За каждым из работников был закреплен барак. Ходили по квартирам, проводили профилактическую работу. Люди многие неграмотные были, элементарных правил пожарной безопасности не соблюдали. Например, как сейчас помню, напротив магазина «Исток» барак стоял, и там семья жила с двумя малолетними детьми. Мать растопила печку, поставила на нее сушиться чемодан (в котором, как потом выяснилось, муж хранил порох!), а сама побежала в продмаг. Дома остались дети… Мы мгновенно среагировали на сигнал о пожаре. Я на «ЗИС-31» подвезла воды, стояла за насосом, ребята сбивали огонь. Иван Перевезенцев выбил окно, залез в комнату, выкинул злополучный чемодан, но детей спасти не удалось… Долго я не могла забыть этот случай… Много пожаров видела, но привыкнуть к человеческому горю за все время так и не смогла.

 

— А как вас принял мужской коллектив? Не посмеивались?

— Что ты! Относились ко мне все очень хорошо, помогали. Мы тогда часто собирались коллективом, семьями. Дружный у нас был коллектив, сплоченный. Вместе со мной работал Николай Усаков (сейчас в пожарной части служит его зять Виктор Чекмарев), очень хороший специалист. Запомнился мне Игорь Кузьмичев: он был начальником где-то в 1960-х годах. Хороший специалист своего дела!

Сегодня Александра Шило по-прежнему живет в Ключах. Огнеборцы часто заглядывают к ней в гости или зовут в пожарную часть. Руководство главного управления МЧС России по Камчатскому краю и КГКУ «ЦОД по ГО, ЧС и пожарной безопасности в Камчатском крае» сегодня настойчиво приглашает Александру Федотовну на празднование 365-й годовщины образования пожарной охраны России, которое пройдет 30 апреля в театре драмы и комедии в краевой столице. Чтобы увидеть ветерана пожарной охраны на празднике, руководство готово выделить автомобиль и привезти женщину в город, но… Она пока отказывается – мол, возраст не позволит трястись несколько часов по гравийной дороге. И все-таки мы надеемся, что Александра Федотовна решится и приедет на чествование.

 

Юлия АНАНЬЕВА, пресс-центр ГУ МЧС РФ по Камчатскому краю

2736

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых