Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Андрей ОБЕДИН: «Если рыбаков заставить сдавать всю рыбу на берег, никому пользы не будет»

21:12
6282

Андрей ОБЕДИНО проблемах прибрежного промысла мы беседуем с председателем союза прибрежных рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий Камчатского края Андреем ОБЕДИНЫМ.

- Андрей Александрович, прибрежников часто упрекают в том, что те не выполняют свою главную задачу – не обеспечивают местное население рыбой по доступным ценам. А в чем вы видите главную задачу прибрежного рыболовства?

- На первое место я бы поставил обеспечение работой рыбаков, обработчиков, представителей смежных отраслей. Береговой завод создает вокруг себя инфраструктуру, задействуя большое количество людей, техники. Региону это выгодно. Он получает рабочие места, налоги.

Что касается обеспечения рыбой местного населения, члены нашего союза занимаются этим давно и целенаправленно. Из тех 20 тысяч тонн продукции, которые мы производим (речь в данном случае - о белой рыбе), 15-20 процентов находят здесь своего покупателя. Для большего объема у нас ограничен рынок. Допускаю, что в японском городе 20 тысяч тонн можно реализовать при равном количестве населения. Но там культура потребления рыбы иная. Мы этого уровня пока не достигли.

Чтобы сделать продукцию более доступной, члены нашего союза при поддержке министерства рыбного хозяйства края развивают сеть магазинов, где рыба продается по низким (почти оптовым) ценам. Она поступает в магазины прямо с заводов, без посредников, что помогает избежать большой наценки. Это минтай, треска, камбала. Часть продукции, которую не производим сами, мы закупаем у других компаний (кальмар, палтус). Но здесь тоже наценка невысокая - от 20 до 30 процентов. Цены других продавцов выше на порядок. Как у них складываются цены, мне не известно.

 

- Вы объединяете добывающие и перерабатывающие предприятия. Существует ли между ними конфликт: винит ли одна часть вашего союза (переработчики) другую (добытчиков) в том, что те не обеспечивают их сырцом, что везут рыбу не на родной берег, а за пределы Камчатки?

- Члены нашего союза одновременно занимаются и добычей рыбы, и ее переработкой. Жизнь показала, что это самый оптимальный вариант, когда предприятие располагает и квотами, и флотом, и береговым заводом. Когда ты один регулируешь весь процесс в море и на берегу, тогда он идет без сбоев. А если эту схему разомкнуть (добытчик - отдельно, завод - отдельно), то сразу начинаются нестыковки и конфликты, о которых вы сказали.

 

- Вы, конечно, следите за той полемикой, которая идет между рыбацким сообществом и пограничным управлением по Камчатскому краю. Свою репрессивную политику в отношении прибрежных рыбаков погранслужба объясняет стремлением направить все их уловы на камчатский берег, чтобы защитить интересы региона и береговых перерабатывающих предприятий. Вы, как представитель этих предприятий, считаете, что действия пограничных властей идут вам на благо?

- Призыв «Всю рыбу - на берег» актуален для Петропавловск-Командорской подзоны. Она (за исключением Камчатского залива) всегда судоходна. Практически любое судно (будь то РС или МРС) может зайти в любую точку подзоны, выловить рыбу и доставить в Петропавловск в нормальном качестве. Вылов здесь составляет порядка 80 тысяч тонн. Краевой центр в течение года способен принять такой объем: здесь хватит и перерабатывающих, и холодильных мощностей.

Есть подзоны, удаленные от Петропавловска, где доставлять всю рыбу на берег труднее, потому что они большую часть времени закрыты льдом, на прилегающих территориях не развита инфраструктура. Если рыбаков, которые там работают, заставить сдавать всю рыбу на берег, то никому пользы не будет.

Если государство заинтересовано развивать берег, то должно поощрять предприятия, которые уже развивают береговое производство. Когда они почувствуют поддержку государства на первом этапе, то дальше смогут решать эту задачу самостоятельно. Как пример: закрепление за предприятиями на 20 лет лососевых участков положило начало массовому строительству заводов по переработке красной рыбы. Никто никого не заставлял. Нужен был только экономический стимул.

 

- Вы не считаете, что пограничные власти под видом заботы о прибрежных предприятиях сами тормозят их развитие?

- Никто не спорит с тем, что режим госграницы охранять надо. Но у нас это делается порой с излишним старанием. Нередки случаи, когда суда членов нашего союза за незначительные нарушения неделями удерживались в порту: инспектор просто изымал с судна все документы и уходил. В итоге, компанию признавали невиновной либо наказывали мизерным штрафом. Но к тому времени она уже была наказана простоем судна, которое не окупило вложения, не принесло прибыль, потеряло промысловое время. Масса людей (экипаж, работники перерабатывающего завода, которые не получили сырец, их семьи) остались без заработка.

Я не думаю, что тот инспектор получил такой приказ от руководства пограничного управления. Но оно должно разобраться, на каких основаниях он нанес ущерб предприятию. Если ущерб необоснован, почему инспектор так поступил? Либо он не понимал последствий, либо действовал с умыслом нанести вред экономике своей страны. Ни в том, ни в другом случае он на своей службе оставаться не должен.

 

- Верховный суд поддержал позицию прокуратуры Камчатского края и пограничного управления, которые считают незаконным распоряжение нашего губернатора №840-РП. После отмены этого документа камчатские прибрежные рыбаки обязаны доставлять улов только на свой берег. На ваш взгляд, как будут развиваться события дальше?

- Здесь только два варианта. Либо все будут выполнять решение суда, либо все будут его нарушать, если это окажется дешевле. Ведь речь идет о доставке на берег рыбы только для оформления. А после оформления ее можно вывозить в любой порт. Но лишняя перевалка рыбы через Петропавловск повысит ее стоимость на 5-6 рублей за кг. Кроме того, пойдут потери времени. Чтобы судну зайти из района промысла в Петропавловск и пройти здесь оформление, нужна неделя, как минимум, учитывая, что 1-й Курильский пролив закрыт для российского флота. Эта ситуация снизит конкурентоспособность нашей рыбы на рынке.

Самое печальное, если рыбаки, столкнувшись с новыми административными барьерами, просто начнут терять улов. Тогда произойдет перераспределение квот в пользу промышленного рыболовства в ущерб прибрежному. Если в прибрежном рыболовстве не менее 80 процентов - это еще камчатские предприятия, которые платят налоги здесь, то в промышленном - работают компании со всего Дальнего Востока. Когда они заберут наши прибрежные квоты, то это станет тяжелым ударом по экономике Камчатки.

 

Кирилл МАРЕНИН

 

 

СПРАВКА

Союз прибрежных рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий Камчатского края был создан в 2013 году. В него входит 11 предприятий. Их общий вылов - до 35 тысяч тонн в год, выпуск продукции - до 20 тысяч тонн (включая консервы, пресервы, икру). Промысел идет, в основном, в Петропавловск-Командорской, Камчато-Курильской подзонах. Перерабатывающие мощности находятся в Петропавловске-Камчатском и Елизовском районе. Участники союза обеспечивают порядка 3 тысяч рабочих мест.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.