Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Необычные увлечения «обычного» Виля БОРЩЕВСКОГО

17:45
3446

Виль БОРЩЕВСКИЙ- А почему именно японские значки вы стали собирать? Как-то обособиться хотели? Выделиться из толпы коллекционеров? – интересуемся у известного камчатского поэта Виля Борщевского, который пригласил нас посмотреть свою необычную коллекцию.

- Что вы! Я не люблю выделяться! Меня даже это раздражает! Я вот не выношу, когда наколки на лбу или ирокез какой-нибудь, – отвечает Виль Михайлович.

Рассмешил, конечно, нас Борщевский этим заявлением не на шутку. Конечно, у этого уважаемого и скромного человека нет ирокеза, зато у него есть целая масса умений и увлечений, которые обычными ну никак не назовешь! Судите сами…

По диплому он – инженер, в его багаже более двух десятков патентов на изобретения! Но при этом он прекрасно пишет стихи (в этом году исполнилось полвека с выхода в свет его первых виршей, а всего он выпустил уже 8 сборников, в которых место есть и лирике, и сатире, и басне, и даже хайку). Еще Виль Михайлович весьма профессионально занимается дендропластикой (так он назвал жанр, в котором интересная природная «деревяшка» при помощи фантазии и инструмента резчика превращается в произведение искусства). Помимо этого, Борщевский – спортсмен: чемпион Хабаровского края по боксу – в прошлом, заядлый камчатский лыжник – в настоящем. Ну, а ко всему прочему он еще и коллекционер… весьма незаурядных вещиц. Виль Михайлович собирает красивые бутылки (ими уставлен довольно широкий подоконник его рабочего кабинета). Еще он коллекционирует различные орехи и косточки (для того, чтобы потом разрезать их, обрабатывать и делать эксклюзивные бусы). Борщевского также нередко можно увидеть… на помойке. Нет, не подумайте ничего плохого, Виль Михайлович – очень приличный и культурный мужчина. И как всякий ратующий за культуру, он просто не может пройти мимо мусорного бака, в котором валяется выброшенная книга. Таким образом, у него собрался целый шкаф спасенной с помоек и приведенной в порядок литературы. Ну, а главное увлечение Борщевского – коллекционирование значков. Довольно распространенное хобби, этим делом мало кого удивишь… Но и здесь Виль Михайлович умудрился это сделать! Большая часть его коллекции – значки из Японии! Насколько нам известно, их у нас на Камчатке никто, кроме Борщевского, не собирает. Да и за пределами полуострова таких еще надо поискать!

коллекция японских значков- Так почему же тогда именно японские значки? – не унимаемся мы в своем любопытстве.

- Вообще, моя коллекция значков началась не с японских, а с наших советских, спортивной тематики. Я довольно серьезно занимался боксом, дважды становился чемпионом края, получал значки, стал их собирать. Друзья-спортсмены, которые были лишены страсти к накопительству, с удовольствием дарили мне свои значки. А вот японские значки стали моей основной темой, можно сказать, случайно. Я учился в институте в Хабаровске, оттуда приехал на каникулы к маме в Амурскую область. Развлечений на маленькой станции – не много. Главное из них – это остановка очередного поезда. Вокзальчик был, можно сказать, центром жизни: интересные пассажиры выходили погулять, а в вагоне-ресторане можно было купить какого-нибудь пивка или винца, которого у нас не продавали. Но этот поезд в июле 1957 года был особенный. Он вез японскую делегацию через весь Союз в Москву, на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Когда поезд остановился у нас на станции, шумные японцы вывалили толпой на перрон. Общаться мы могли только мимикой, знаками и… значками. Вот один японец и преподнес мне мой первый японский значок, который стал началом большой коллекции.

(Виль Михайлович находит во множестве стопок нужную коробочку и достает тот самый первый японский значок.)

- Узнаете? Здесь цитируется картина знаменитого японского художника Хокусая. Называется «Большая волна». Вот таким был значок у Страны восходящего солнца на том знаменитом фестивале. С него-то все и началось.

- А как продолжилось собирательство? Фестиваль-то – событие грандиозное, но разовое. Как в закрытой стране вам удавалось пополнять коллекцию?

коллекция японских значков- Да, больше таких поездов в моей биографии не было. А вот японские делегации все же встречались на моем пути. Тогда Япония и СССР очень дружили. К нам в институт по обмену опытом приезжали различные специалисты, да и вообще в Хабаровске японцы были нередкими гостями. Поэтому моя коллекция начала расти. В 1979 году я переехал на Камчатку. И здесь в свою коллекцию не положил ни одного японского значка. У нас-то ведь регион был вообще закрыт для въезда иностранцев. Но это не значит, что я прекратил собирать японские значки. Я ведь выбирался в отпуск, в Хабаровск. И там непременно шел на то место, где собираются коллекционеры, выменивал, покупал.

- Сколько их теперь у вас?

- Более 1,5 тысячи штук. Но не в тысячах же дело…

- А в чем? Разве коллекционер не гонится за количеством?

- Ну, может, и за количеством. Но главное – качество. Бывает один значок сотни других стоит. А вообще, японские значки – очень красивые. Их отличает великолепная особенная эстетика, а еще – информативность.

коллекция японских значков(Рассматривая экспонаты, коробочку за коробочкой, мы соглашаемся с хозяином коллекции: японские значки – это что-то особенное, как, впрочем, и все японское! Лично мне, как ни странно, более всего приглянулась спортивная тематика: большинство значков здесь вовсе без эмали, они строгие, четкие, лаконичные, но при этом похожи на латунные украшения, которые с удовольствием носила бы!)


- Виль Михайлович, а на Камчатке разве нет такого места, где коллекционеры обмениваются своим богатством? Вы туда не ходите за новыми поступлениями?

- У нас коллекционеры собираются нынче в библиотеке, я иногда захожу туда… Но не за пополнением коллекции японских значков… Потому что их, кроме меня, никто не собирает. Мне не с кем меняться. Но в моих поездках в Хабаровск при мне всегда есть так называемый обменный фонд (значки других тематик), которые я с удовольствием вымениваю у коллег на японские!

- Есть у вас какая-то особенная история про ваши значки?

коллекция японских значков- Вообще, у каждого значка своя особенная история. Вот, например, два очень похожих значка, они тоже выпущены для какого-то мероприятия по закреплению дружбы между нашими странами. Только обратите внимание: на тех значках, что предназначались для советской делегации, – на карте СССР есть Курилы, а на тех, что для японской, – Курил нет! Вот такая обида, но толерантная: ведь если бы хотели ее продемонстрировать, то сделали бы наоборот! А еще есть одна грустная история о том, как я потерял один японский значок. Таких как я на лыжне называют чайниками… Ну, это не обидно, ведь я не профессиональный лыжник. Так вот, я в качестве шутки над самим собой прикрепил к спортивной шапке значок из коллекции, на котором был изображен чайник. И, дурак, потерял его на лыжне!

- Обидно, конечно, но с другой стороны символично: вы теперь не чайник!

- Да я по-прежнему чайник! Надо же было такой значок потерять!

- А какую-нибудь выгоду вы из своего увлечения извлекали? Может, удавалось дорого что-то продать?

- Что вы! Наоборот! На коллекцию столько денег угрохал, жена узнала бы сколько, точно убила (смеется).


коллекция японских значков- А у вас на груди что за значок? Тоже японский?

- Нет. Он без опознавательных знаков, даже не знаю чей, но не японский, это точно. А ношу я его, потому что он символизирует все то, что я люблю и чем занимаюсь. На белой палитре изображены нотки, лира, маска и огонек. В общем, творческое горение. Которое и у меня имеется!

Яна ЩЕГОЛИХИНА

Фото Виктора ГУМЕНЮКА

На фото:

  • Тот самый первый японский зна-чок с картиной Хокусая, с которого и началась большая коллекция
  • Хитрые японцы на значке своей делегации Курилы у СССР «отняли»
  • А на значке советской делегации оставили
  • Японские значки можно носить как украшения
  • Виль Михайлович уже более 40 лет ведет каталог своей коллекции. В нем описаны и зарисованы все значки

Виль Борщевский - поэт, мастер резьбы по дереву, родился 12 декабря 1937 года, в Улан-Удэ. Десятилетку окончил в Амурской области, на станции Магдагачи, в 1955 году, в этом же году поступил в Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта. С 1979 года живет на Камчатке. Работал в конструкторско-технологическом отделе домостроительного комбината, с 1993 года по настоящее время работает в центре культуры и досуга «Апрель» заведующим мастерской, где обучает детей резьбе по дереву.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.