Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Младенцы умирают громко

20:10
4396

Такая встреча состоялась впервые: члены правительства края, руководители и ведущие специалисты лечебных учреждений, депутаты, журналисты… И – женщины, пришедшие в роддома счастливыми роженицами и вышедшие оттуда черными от горя несостоявшимися матерями. Люди, столкнувшиеся с хамством медицинских работников. Члены общественного движения «Помощь» и все кто считает, что камчатскую медицину необходимо лечить от безразличия к пациентам.

Поводом для встречи послужили младенческие смерти, произошедшие в роддомах Камчатки в последние годы, а также грубость и наплевательское отношение отдельных медицинских работников к заболевшим людям.

Инициативная группа общественников обратилась к правительству Камчатского края с просьбой разобраться в происходящем и принять меры к улучшению ситуации, а также наказать виновных в случаях, если вина медицинских работников доказана.

Огромную роль в том, что эта встреча состоялась, сыграли неравнодушные женщины из общественного движения «Помощь»: Евгения Грицай, Елена Воробьева и их единомышленницы. Они объединили усилия с Ириной Кузьминской и Анной Толстовой – близкими Марии Волковой, у которой недавно погиб новорожденный ребенок в роддоме №1.

Предложение о проведении публичной встречи врачей с пострадавшими в медицинских учреждениях края камчатцами поддержали вице-губернатор края Ирина Унтилова и заместитель председателя правительства края Валерий Карпенко, и в пятницу, 15 августа, в полном конференц-зале состоялся нелегкий разговор, который продолжался более 5 часов.

Как совершенно справедливо заметила Ирина Унтилова, «боль каждого человека не соизмерима с какими-либо документами или цифрами статистики», а концентрация боли в этом зале просто зашкаливала.

 

Отдельные редкие случаи

Вот кто пришел задать вопросы медикам.

Родные Марии Волковой – сотрудницы городского родильного дома №1, у которой 15 июля 2014 года во время родов погиб здоровый младенец.

Представители по доверенности Заиры Мадаевой – девушка до сих пор находится во 2-й горбольнице, ее первая беременность закончилась гибелью младенца и удалением матки. Заира утверждает, что ребенок родился живым, она видела, как его протирали на столике, обсуждали – светленький он или темный, слышала, как мальчик хныкал, и лишь спустя некоторое время врачи стали суетиться, искать укол, сделали его, засекли время и констатировали смерть. Врачи утверждают, что ребенок родился мертвым.

Татьяна Чиковская и ее адвокат Лариса Токунова. Историю Тани мы публиковали в «КК» №25 от 25 июня 2014 года. Она тоже произошла в роддоме 2-й горбольницы, год назад, и похожа на Заирину: первая беременность проходила хорошо, но закончилась трагично – смертью плода и удалением матки. Девушка также утверждает, что ей пришлось терпеть хамство и грубость врачей и медперсонала, что она не увидела ни капли сочувствия и поддержки.

Олеся Гринчук – ее трагедия развернулась в этом году на майских праздниках в Елизовском роддоме. У девушки в течение нескольких суток отходили воды, она умоляла сделать ей УЗИ, КТГ, очень переживала за свою малышку, которая толкалась все слабее, но врачи были неумолимы и «сохраняли» беременность до тех пор, пока плод не умер в утробе. Олесе пришлось рожать мертвую дочку, а потом лежать в палате со счастливыми роженицами.

По такому же сценарию в Елизовском роддоме лишилась младенца Юлия Горшенина из Вилючинска. Ее мама со слезами на глазах рассказала, как трое суток умоляла прокесарить Юлю, истекающую кровью, но врачи игнорировали просьбы, и ребенок погиб.

Елена Силантьева. О ней наша газета писала 17 октября 2012 года. История этой женщины отличается от предыдущих тем, что ей удалось не только довести дело (которое трижды закрывали) до суда, но и получить решение суда, установившее вину врачей. Елена Силантьева решилась стать мамой в 42 года, у нее было 6 показаний к кесареву сечению, но врач Дорошенко вывела женщину в роды. Ребенок родился с сильными признаками удушения и переношенности, синего цвета, с остановленным сердцем и деформированной головой. Он прожил трое суток и умер. Суд постановил, что МБУЗ «Городской родильный дом №1» должен выплатить Елене Силантьевой компенсацию в 300 тысяч рублей, хотя женщина подавала иск на 5 млн рублей. «Не потому, что мне нужны эти деньги, - пояснила она, - а потому, что если за каждого загубленного младенца (в случае если установлено неправильное ведение родов) медучреждение вынуждено будет платить по 5 млн, врачи начнут более ответственно относиться к своим обязанностям».

Валентина Гончарова рассказала, как пыталась добиться, чтобы ее направили на обследование, поскольку врачи на материке заподозрили у нее онкологию. От женщины отмахнулись, направление не дали, обследование вовремя не было пройдено, а позже оказалось, что заболевание уже слишком запущено. Также Валентина Викторовна поведала о вымогании взяток и хамском отношении к ней в краевом онкодиспансере.

Слово брали и другие камчатцы. Говорили о том же: что пациенты – пустое место для некоторых врачей, что от них невозможно добиться не только сочувствия и поддержки, но и элементарной информации о ходе лечения, что взяточничество в камчатских лечебных учреждениях отнюдь не редкость.

Как и призывали Ирина Унтилова и Валерий Карпенко, разговор получился максимально откровенным, местами даже шокирующим.

 

Вопросы ждут ответов

С первых же минут стало ясно, что ответы на вопросы не прозвучат. В одних случаях мешает врачебная тайна и тайна следствия, в других – необходимость дополнительного изучения, обращение к документации и прочее. Поэтому всем было предложено задать свои вопросы под протокол и дождаться на них объективных ответов. Отметим, что все вопросы и претензии касались конкретных ситуаций и врачей. Собравшиеся, в числе прочего, спрашивали:

- Почему из лечебных учреждений пропадают карты беременных, документы о ведении беременности и родов? (Категорическое неприятие этого вопроса медиками, утверждение, что ничего не пропадает.)

- Почему отдельные врачи настоятельно рекомендуют родственникам погибших младенцев предоставить захоронение государству, не показывают тело, не сразу сообщают родственникам о трагичном исходе?

- Почему, если схватки начинаются в ночь, роженицам колят «сон»? Почему игнорируют просьбы сделать УЗИ, КТГ, когда роженица чувствует, что с младенцем что-то не так?

- Почему отказываются делать кесарево сечение, даже когда к нему есть показания?

- Как объяснить факт, что в случае смерти младенца у роженицы часто стали выявлять инфекции, которые при ведении беременности и даже при подготовке к родам не фигурировали, хотя анализы перед родами делали всем?

- Где можно безопасно рожать? И как быть тем девушкам, которым удалили матку?

- Почему нет поддержки семьям, в которых дети получили инвалидность во время родов или впоследствии из-за родовых травм? Например, ДЦП после асфиксии.

Валерий Карпенко заверил, что в ближайшее время будут разобраны все жалобы, прозвучавшие в зале, независимо от того – давние это случаи или свежие. Будет привлечен независимый эксперт, профессор из Российского научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. В. Кулакова (приезда специалиста ожидают со дня на день), при необходимости – самые квалифицированные представители следственного комитета и прокуратуры.

- При выявлении нарушений мы примем быстрые и адекватные меры, - пообещал Валерий Николаевич. И напомнил, что прецеденты были. – Когда в роддоме погибла тройня, были уволены главный врач и заведующая отделением, приглашена другая администрация.

 

Земные властители судеб

Понятно, что в подобных случаях всегда замешано множество сильных эмоций – душевная боль не лучший советчик в поиске справедливости. И врачам не впервой выдерживать шквал негативных эмоций пациентов, это тоже было хорошо заметно по лицам сидевших в зале медиков. Они – люди закаленные, опытные, их не разжалобить материнскими слезами. Они специалисты, которые сегодня на вес золота, и они знают себе цену.

Да, бывает всякое: бывает, что действительно нет шансов помочь, и медицина – бессильна. Но мы знаем и то, что настоящий врач способен вытянуть человека с того света. Вспомните, как акушер-гинеколог Галина Финке и хирург Юрий Шпинев, находясь в командировке в Усть-Хайрюзове, делали операцию фактически в военно-полевых условиях. Без современного оборудования и инструментов, да что там – без наркоза, под местной анестезией, спасали девушку, у которой началось кровотечение. Провели операцию, сохранили жизнь и даже матку.

Положение дел таково, что каждый врач нужен и ценен для камчатцев, к ним выстраиваются очереди, к ним идут с замирающим сердцем, уязвимые, встревоженные, с надеждой на помощь. И слово врача может как исцелять, так и губить. Даже слово, не говоря уже о действиях.

После накала горьких эмоций атмосферу остудило взвешенное, спокойное выступление Натальи Зиганшиной. Она выразила радость, что подобный разговор состоялся, и надежду, что обе стороны услышат друг друга. Наталья Викторовна предложила создать при медицинских учреждениях попечительские советы и пригласила всех желающих камчатцев стать помощниками, в частности, онкологического диспансера. Пациенты жалуются на взятки, например, а помочь в выявлении факта отказываются, отметила Наталья Викторовна. Она предложила вместе искать пути решения проблем, а также повышать общую культуру, чтобы искоренить хамство, которое цветет буйным цветом не только среди медработников.

- Если тот анализ, который будет проведен с участием эксперта, покажет, что смерть младенцев произошла по причине неквалифицированных действий медиков, это станет поводом для серьезных расследований и организационных выводов, - подвела итог Ирина Унтилова. – Мы не защищаем честь мундиров, мы хотим принципиально разобраться в ситуации. Думаю, что здесь мнения совпадают.

Мы будем держать вас в курсе развития событий.

 

Эмма КИНАС

 

15 августа в министерстве здравоохранения Камчатского края состоялась встреча представителей общественности с руководителями медицинских учреждений региона. В ней приняли участие: вице-губернатор Камчатского края Ирина Унтилова, заместитель председателя правительства Камчатского края Валерий Карпенко, заместитель министра здравоохранения Камчатского края Марина Волкова, главный гинеколог края Ольга Ванчикова, главный педиатр края Жанна Скобец, главный врач краевой детской больницы Алексей Крикун, заместитель главного врача роддома №1 Алексей Сивак, заведующая родильным отделением городской больницы №2 Марина Красноженова, главный врач онкологического диспансера Наталья Зиганшина и другие.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.