Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Навстречу профстандарту

21:08
3732

Повышение квалификацииПрошедший учебный год для российского учительства стал знаменателен принятием профессионального стандарта педагога.

Каким должен быть учитель сегодняшнего дня? Можно ли, используя профстандарт, повлиять на качество обучения? Способен ли профстандарт качественно изменить работу учителя? Возможно ли для учителя соответствовать всем требованиям профстандарта? Эти и другие вопросы сегодня широко обсуждаются общественностью. Мнения высказываются диаметрально противоположные. Однако тот факт, что общество динамично, и ему нужен учитель, который будет развиваться, а профстандарт является ориентиром, ни у кого не вызывает сомнений.

Безусловно, введение нового профессионального стандарта задает высокие требования к профессиональной компетентности педагога, что неизбежно влечет за собой изменение стандартов его профессиональной подготовки, в том числе повышения квалификации. Несмотря на то, что стандарт рассматривается как стратегический документ, подготовка педагогов для образовательной деятельности в соответствии с его требованиями начинается уже сегодня.

Специалистами Камчатского института повышения квалификации педагогических кадров разрабатываются дополнительные профессиональные программы, направленные на совершенствование и получение новых компетенций, поскольку наряду с уже известными, которые педагог обязан реализовывать в профессиональной деятельности, сформулированы новые, ранее не обозначенные. В этой связи в учебный план дополнительных профессиональных программ для всех категорий работников системы образования введены лекции и практические занятия по таким темам, как создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, психологическая безопасность образовательной среды как условие развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, организация инклюзивного образовательного процесса.

В прошедшем учебном году реализованы дополнительные профессиональные программы с участием ученых ведущих научных школ России в области инклюзивного образования. Специалистами института разрабатывается дополнительная профессиональная программа по вопросам сопровождения ребенка в инклюзивном образовательном пространстве. С сентября к обучению приступит первая группа педагогических работников, которым предстоит освоить специальные педагогические технологии работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, методы коррекции нарушений развития и социальной адаптации, научиться создавать адаптированные образовательные программы, включающие в себя вопросы коррекции.

Работа по выявлению одаренных детей, организации индивидуального образовательного маршрута также требует специальной подготовки педагога. Технологиям работы с одаренными детьми только за последний учебный год обучено 537 педагогических работников.

Бесспорно, качество и эффективность деятельности образовательной организации напрямую зависит от уровня управленческой культуры руководителя. Содержание реализуемых дополнительных образовательных программ способствует повышению профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций в правовых, психолого-педагогических, профессиональных и организационных аспектах управленческой деятельности. Содержание учебных модулей, включенных в образовательные программы, позволяет руководителю создать условия для профессионального роста и развития педагога, овладения новыми компетенциями, заявленными в профстандарте.

Для выполнения трудовых функций, предусмотренных профстандартом, уже недостаточно пройти курсы повышения квалификации раз в 3 года, необходимо проектировать индивидуальный образовательный маршрут на основе принципа непрерывного образования, позволяющего работнику систематически повышать свое педагогическое мастерство.

Новые модели дополнительного профессионального образования позволяют реализовывать принцип непрерывности педагогического образования, обеспечивают равный доступ к повышению квалификации вне зависимости от места проживания педагогов. Здесь важную роль играет модульно-накопительная система, использование дистанционных образовательных технологий, приобретающие все большую популярность среди педагогов края. Более чем в 4 раза (по сравнению с 2012 годом) увеличилось количество педагогов, выбирающих индивидуальный образовательный маршрут в рамках модульно-накопительной системы повышения квалификации.

Для повышения доступности образовательных услуг институт продолжает обучение педагогов края с использованием дистанционных образовательных технологий. Разработаны и реализуются 19 программ повышения квалификации с применением дистанционных технологий. Организованы выездные курсы отдельных преподавателей, методистов, а также групп работников, реализующих учебный процесс «вахтовым методом» в отдаленных и труднодоступных территориях. Кроме того, успешно апробирована модель обучения школьных команд в дни школьных каникул.

В профессиональном стандарте представлен расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетентностей педагога. За прошедшее время камчатская школа в целом быстро развивается в направлении информатизации, становится цифровой. Ключевая роль в развитии ИКТ-компетентности педагогов края принадлежит институту, на базе которого проводится повышение квалификации в области ИКТ, оказывается методическая поддержка, распространяется передовой педагогический опыт, разрабатываются новые дополнительные профессиональные программы, методические рекомендации, осуществляется поддержка сетевых педагогических сообществ.

Профессиональный стандарт рассматривается в качестве инструмента реализации стратегических целей образования, прогнозирования требований, предъявляемых к педагогу завтрашнего дня, но он неизбежно становится тем ориентиром, который влечет за собой необходимость качественных изменений и в оценке деятельности педагога. Непрерывное повышение квалификации является одним из оценочных критериев профессионализма в новом порядке аттестации педагогических работников.

Очевидно, что введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для адаптации к нему профессионального сообщества. Однако в стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

Каким будет учитель, такой вектор и примет развитие страны.

 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.