Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Реалии профессионального образования

20:55
2684

Реалии профессионального образованияВсе, за что ни возьмись, сделано умелыми руками рабочего человека. И если ранее мастеровой люд добивался высокого уровня мастерства разными путями, кому как Бог на душу положит, то вот уже свыше полувека в нашей стране действует система профессионального образования, которая из года в год готовит мастеров самого разного профиля.

Подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена во многом определяет темпы экономического роста страны и качество жизни. Динамика развития производства требует эффективности, гибкости профессионального образования и его органической интеграции в экономику, ориентации на постоянные изменения между спросом и предложением кадров, поэтому центральной задачей модернизации профобразования является обеспечение его конкурентоспособности.

О путях развития профессионального образования на Камчатке рассказывает министр образования и науки края Виктория СИВАК.

 

- Какие меры, направленные на повышение качества профессионального образования, реализуются сегодня в нашем крае?

- Прежде всего, это целый комплекс мероприятий, среди которых следует отметить оптимизацию сети учреждений начального и среднего профобразования, модернизацию их учебно-методической и материально-технической базы, а также приведение перечня профессий и специальностей в соответствие с потребностью экономики края.

Что касается оптимизации, то она проводилась с 2009 года путем горизонтальной и вертикальной интеграции учреждений, создания многоуровневых учреждений, в которых реализуются программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

В формировании новой образовательной среды в учреждениях профессионального образования важную роль сыграла долгосрочная краевая целевая программа «Региональная комплексная программа развития профессионального образования в Камчатском крае на 2011-2013 годы». В результате обновлена материально-техническая база учреждений профессионального образования, оснащены современным оборудованием ресурсные центры, подготовлена проектно-сметная документация, осуществлена конкурсная поддержка лучших учреждений начального и среднего профессионального образования. И сегодня эта работа продолжается. В свою очередь, потребность экономики края в рабочих кадрах, специалистах среднего звена диктует необходимость работы по приведению перечня профессий и специальностей в соответствие с приоритетами рынка труда.

 

- Новый федеральный закон «Об образовании в РФ» поставил перед системой образования новые задачи. Каким образом они касаются системы профессионального образования?

- Во-первых, поставлена задача по приведению типов образовательных организаций начального и среднего профессионального образования в соответствие с новым законом, с 1 января 2016 года все учреждения профессионального образования должны реализовывать программы подготовки специалистов среднего звена.

В результате реорганизации 15 государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования сеть профессиональных образовательных организаций нашего края будет представлена 11 организациями, реализующими программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена. Актуальными согласно стратегии социально-экономического развития Камчатского края направлениями подготовки специалистов по программам среднего профессионального образования становятся: строительная и дорожная, сельскохозяйственная (сельское и рыбное хозяйство), морская и энергетическая, горнодобывающая и строительная отрасли; сфера общественного питания, торговли, услуг для населения, гостиничный сервис и туризм; образование и педагогика; медицинская деятельность; культура и искусство; экономика и управление.

Также будут осуществлять образовательную деятельность по нескольким направлениям подготовки территориально обособленные или территориально удаленные профессиональные образовательные организации - Камчатский индустриальный техникум (транспортная, рыбопромышленная, энергетическая отрасли, информационные технологии) и Паланский колледж (сельскохозяйственная, транспортная, строительная отрасли, сфера образования, педагогики, сфера обслуживания и информационных технологий).

 

- Тенденции развития экономики зачастую требуют освоения смежных профессий, ускоренной подготовки специалистов. Каким образом решается эта проблема?

- В сети профессиональных образовательных организаций появляется новый вид. Это учебный центр профессиональных квалификаций, который призван решить проблемы массовой подготовки специалистов для рынка труда. Реализуемые в нем образовательные программы направлены на получение прикладных квалификаций, предполагающих обучение «на рабочем месте».

Преимуществом такого центра выступает возможность ускоренной подготовки специалистов (от 2 до 12 месяцев). Также новый закон позволяет осуществлять профессиональное обучение в учебных центрах профессиональных квалификаций, созданных непосредственно на предприятиях.

 

- Каждый работодатель заинтересован в качественной профессиональной подготовке кадров. Предусмотрено ли новым законодательством какое-либо участие самих работодателей в этом процессе?

- Процесс формирования гибкой системы профессионального образования, обеспечивающей текущие и перспективные потребности экономики края, включает не только совершенствование сети профессиональных образовательных организаций. Значительно расширяется участие работодателей в подготовке специалистов среднего звена, а именно: в разработке образовательных программ среднего профессионального образования, профориентационных мероприятиях, разработке механизмов совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии, в содействии трудоустройству выпускников.

 

- Какие еще нововведения, касающиеся профессионального образования, закреплены новым законодательством?

- Во-первых, признание равенства и конкуренции образовательных организаций различных форм собственности, что обеспечивает равный доступ государственных и частных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному финансированию образовательной деятельности.

Кроме того, впервые в законе определено понятие сетевой формы реализации образовательных программ, что обеспечивает возможность их освоения с использованием ресурсов нескольких организаций, а также проведения учебной и производственной практики. На сегодняшний день такая форма взаимодействия выстраивается пока только на примере образовательной организации «Камчатский политехнический техникум» и некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Союз строителей Камчатки». Планируется, что студенты техникума уже с первого года обучения будут вовлечены в будущую профессиональную деятельность, а на последних курсах обучения распределены по строительным организациям для прохождения производственной и преддипломной практики.

 

- Каковы ожидаемые эффекты новой модели профессионального образования?

- Конечно, разработчики нового законодательства постарались учесть все те условия, которые должны обеспечить потребности в качественном профессиональном образовании. Вполне естественно, что они не могут быть решены в одночасье – для этого требуется время. Индикатором же эффективности станет конкурентоспособность профессионального образования, соблюдение баланса между спросом и предложением на рынке труда.

 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.