Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Без авантюризма, но с приключениями

20:00
2594

Виктор ГОДЛЕВСКИЙ Этих людей называют героями, авантюристами, порой даже сумасшедшими. Сами они себя именуют «белыми медведями», а свои заплывы не считают чем-то очень уж экстремальным и рискованным – люди, переплывшие Берингов пролив, говорят, что главное в их деле – быть уверенными в себе и тщательно продумывать детали. Но как бы основательно ты не прорабатывал в уме свой маршрут и не пытался предусмотреть каждую мелочь, в таком мероприятии, как заплыв из одной страны в другую, всегда есть место приключениям.


«Будешь третьим?»

- После того как год назад мы с ребятами из разных стран переплыли Берингов пролив, я углубился в работу и семейную жизнь, поэтому звонок Саши Брылина, заместителя председателя Межрегиональной ассоциации холодового плавания России, оказался для меня неожиданностью, - рассказывает Виктор Годлевский. – «Мы планируем заплыв от о. Малый Диомид на Аляске до нашего о. Ратманова. Нас пока двое – я и Григорий Прокопчук из Якутска. Предлагаем тебе стать третьим», - говорит мне Саша. Я, конечно, всегда рад помочь друзьям, но такой заплыв – дело серьезное, к нему надо готовиться. Пришлось отказаться. Тогда Саша предложил мне поучаствовать не как пловцу, а как спасателю. А на следующий день я получаю официальное письмо за подписью самого Артура Чилингарова, знаменитого исследователя Арктики, благословившего этот заплыв. В общем, на меня взяли билеты до Анкориджа, и наша экспедиция началась.

Острова Диомида, между которыми «белые медведи» проложили маршрут, - это два острова и несколько скал в центре Берингова пролива, на расстоянии около 35 км от Чукотки и Аляски. Малый Диомид – место старта пловцов – в нашей стране известный как о. Крузенштерна, принадлежит США, а Большой Диомид – о. Ратманова – территория России. Между этими островами пролегает граница стран, здесь встречаются северное и южное течения и соседствуют два океана – Тихий и Северный Ледовитый. В общем, заплыв длиною в 4 км 200 м обещал быть более чем интересным.

- Наш заплыв проходил в рамках государственной программы развития и освоения Арктики, - говорит Виктор Годлевский. – Кроме того, мы планировали провести его совместно с ребятами из ЮАР и собрать средства в фонд больных детей в Южной Африке и России. С южноафриканцами мы встретились в Анкоридже, добрались до п. Ном, откуда должны были вместе отправиться на о. Крузенштерна. Но оказалось, что у наших иностранных друзей не все документы готовы, и пересечь российскую границу они не могут. В итоге, пути наши разошлись – они ушли на катерах к Малому Диомиду и проложили собственный маршрут, а мы стали искать возможность добраться к месту старта засветло, чтобы успеть подготовиться к предстоящему заплыву.

Спасли репутацию страны

Удача, как говорится, любит смелых. Поэтому не успели наши пловцы озаботиться вопросом транспортировки на Малый Диомид, как к берегу возле п. Ном подошел круизный лайнер «Silver Discoverer», на его борту отважных парней и доставили к острову.

- Пассажиры, в основном, это были иностранные туристы, и экипаж судна встречали нас как героев – накормили в ресторане, фотографировались с нами и горячо желали успехов, - рассказывает Виктор Годлевский. – Это при том, что впечатление о нашей стране у них было до этого несколько испорчено - «Silver Discoverer» подходил к российскому берегу в бухте Провидения, там их продержали почти сутки, но так и не пустили на территорию страны, хотя документы были в порядке. И мы, чтобы хоть немного разрядить атмосферу, устроили для туристов водное шоу – прыгнули за борт, продемонстрировали различные стили плавания и немало повеселили народ. Они уже не вспоминали о том неприятном моменте в наших водах, а только восхищались мужеством русских людей. И вскоре, попрощавшись с новыми знакомыми, мы сошли на берег Малого Диомида.

Перед стартом заплыва Виктор принялся изучать особенности и скорость течений, температуру воды, занялся поисками места для старта и финиша. По словам камчатского «белого медведя», он чувствовал на себе огромную ответственность, и не только за исход заплыва, но и за жизни товарищей.

- Я прекрасно понимал, что парней ждет нелегкая работа. Если год назад мы переплывали Берингов пролив в эстафетном порядке, сменяя друг друга, то теперь Саша и Григорий должны были 4 с лишним километра проплыть самостоятельно, то есть почти 2 часа пробыть в холодной воде, - отмечает Виктор Годлевский. – И я для них был и спасателем, и другом, и психологом. Парни были очень хорошо подготовлены физически, но от небольших неожиданностей, как оказалось, мы были не застрахованы.

Сюрпризы воды, и как с ними бороться

Виктор ГОДЛЕВСКИЙ Заплыв через Берингов пролив от Малого до Большого Диомида стартовал 1 августа, в 16.40 по камчатскому времени. Александр Брылин и Григорий Прокопчук прыгнули в воду и отправились покорять 4-километровую дистанцию. Виктор Годлевский сопровождал пловцов на катере.

- Сначала все шло прекрасно – ребята плыли бодро, - рассказывает Виктор. – Первый сюрприз ждал нас на границе с Россией. Там нас должны были встречать морские охотники с Чукотки, чтобы сопровождать нас дальше, но на условленном месте их не оказалось. Что делать? Температура воды – плюс 6 градусов, ребята уже порядком устали. Но русские люди всегда найдут выход из положения – еще в Номе я, словно предчувствуя эту ситуацию, купил резиновую лодку. Мы ее тут же надули, я налег на весла, отпустил американский катер, и мы отправились дальше.

Но тут очередную неожиданность пловцам подкинула водная стихия – Александр попал в поток северного, а Григорий – южного течения, и парней стало друг от друга стремительно относить. Контролировать сразу обоих товарищей Виктору становилось все сложнее, а парни начинали буквально засыпать – при охлаждении организма сосуды сужаются, кровь густеет, кислорода все меньше поступает в мозг, и человек погружается в смертельно опасный сон…

- Вот здесь и пригодились мне мои знания о том, как нужно спасать человека в холодных водах, - говорит Виктор Годлевский. – Смотрю, Саша уже еле двигает руками – засыпает. Подплываю к нему, хватаю за руку и резко дергаю, бью по щекам. Вроде проснулся, руками заработал быстрее. Я – к Григорию. Он – молодец, держится хорошо, но шапочка на голове перекрутилась, закрывает один глаз. Поправляю шапку, хлопаю по щеке для профилактики, и Григорий плывет дальше. При этом я все это снимаю на видео для отчета, иначе грош цена нашей затеи. А тут, смотрю, течение – как в реке, поток относит нас в Северный Ледовитый океан. Кричу ребятам, чтобы работали быстрее, иначе не добраться нам до финиша. А за это время температура воды понизилась до плюс 3 градусов, руки у парней уже не слушаются, переохлаждение становится серьезным. Но ребята – настоящие герои. Григорий первым добрался до берега о. Ратманова, а Саша – на 20 минут позже. То есть наш заплыв длиной в 4 км 200 м длился 2 часа 17 минут.

Жена пришла на помощь

Сейчас Виктор Годлевский вспоминает о заплыве с улыбкой, но в тот момент, когда Александр и Григорий только выбрались на берег о. Ратманова, их камчатскому товарищу было не до смеха – пловцы не могли говорить и почти утратили способность двигаться, настолько сильным оказалось переохлаждение.

- Я принялся растирать ребят полотенцем, отогревать грелками, делал массаж, чтобы восстановить кровообращение, - рассказывает Виктор. – А тут уже и ночь спустилась. Я развел на камнях костер, напоил ребят чаем, и через часа 4 они окончательно пришли в себя.

Окруженные отвесными скалами, уставшие и замерзшие, пловцы стали думать над тем, как выбраться с безлюдного берега. А в это время пограничники заставы о. Ратманова сбились с ног в поисках пропавших экстремалов.

- После безуспешных попыток дозвониться до пограничной заставы на острове, где нас должны были ждать, я вдруг подумал, дай-ка позвоню Оле, своей жене на Камчатку. И она – о, чудо! – берет трубку, - вспоминает Виктор. – Я прошу ее позвонить в пограничное управление ФСБ России по Камчатскому краю и сообщить, что мы на 600 м севернее предполагаемого места финиша. Минут через 40 наши мытарства завершены – нас нашли и привезли на заставу. Там нам рассказали, что морские охотники не прибыли к нам на границу, потому что в координатах закралась небольшая ошибка – в нужном месте не оказалось запятой. Поэтому они нас ждали в 20 км, на противоположной стороне острова.

Не смельчаки, а смелые

- Нас называют авантюристами. Но на это мы отвечаем так: если бы не было таких рисковых ребят, не было бы, наверное, и открытий, и исследований, - говорит Виктор Годлевский. – И этот наш заплыв, мы надеемся, тоже принесет пользу науке – помимо видеосъемки, которую я вел в течение всего времени, ребята также плыли со специальными приборам из научного центра Якутска, который занимается изучением особенностей человеческого организма, в частности - гипотермии. Датчики закрепили на теле Саши и Григория, чтобы собрать информацию о поведении организма при переохлаждении. При расшифровке полученных данных ученые были очень удивлены: оказывается, только доплыв до границы с Россией ребята уже должны были умереть - настолько были переохлаждены. А тут они не только дошли до финиша, но и вышли из этого состояния самостоятельно. То есть возможности своего организма не знает даже сам человек.

В общем, какой-то авантюры в нашем деле не было – парни оказались очень хорошо подготовлены, продумали всю логистику, маршрут. Нам встречались добрые люди, готовые помочь и поддержать, в общем, во всем сопутствовала удача. Финансовую поддержку нам оказало агентство недвижимости «Вариант», в котором я тружусь уже около года – на выделенные средства мы купили ту самую резиновую лодку, спасшую нас на границе, а также грелки и продукты питания.

Философия у нас проста: море любит не смельчаков, а смелых, не добродушных, а добрых. Мы отнеслись к океану с уважением, и он дал нам возможность осуществить то, к чему мы так долго стремились.

Ольга ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ

Фото из архива Виктора ГОДЛЕВСКОГО

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.