Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Экспедиции в терра инкогнита

19:28
3086

Евгений Верещага7 августа 2014 года завершилась 17-я экспедиция по изучению островов Курильской гряды. В прошлом году Камчатско-Курильской экспедиции исполнилось 10 лет. И с каждым годом исследователям становится все более понятно: конца экспедиции в обозримом будущем не предвидится. Ведь чем глубже продвигаются исследования, тем больше возникает вопросов. И в особенности это касается истории Курильского десанта – операции Вооруженных сил СССР против милитаристской Японии.

Экспедиции начались в 2003 году, и по сей день продолжаются под руководством Евгения Верещаги, представителя МИД России в Петропавловске-Камчатском. Ирина Витер, известный историк-краевед, почетный житель Петропавловска-Камчатского – научный руководитель и постоянный участник экспедиций с 2007 года. Сегодня мы беседуем с ней о том, как в целом проходят экспедиции, какие новые исторические данные удается получить. А в следующем выпуске газеты более глубоко коснемся исторического и геополитического смысла советско-японской войны и Курильской десантной операции - как ее части.

 

- Ирина Васильевна, кто входит в состав экспедиций?

- Это специалисты в различных областях. Но основной костяк – это технические специалисты в области локатора бокового обзора, георадара, водолазы, для обслуживания экспедиционной техники. Путешествия проходят в необитаемых районах Курильской гряды, разумеется, не покрытых сетями связи. Поэтому нам необходимо оборудование для безопасного пребывания в условиях дикой природы.

С нами путешествуют камчатские художники, в частности, Виталий Шохин и Вадим Белоглазов, которые впоследствии показывали свои работы на выставках. С нами бывают биологи, вулканологи. То есть это комплексные экспедиции, где каждый из специалистов преследует свой научный интерес.

Тем не менее основная цель экспедиций – изучение Курильской гряды. Как ее называют в исторической литературе, стороны треугольника, который являлся защитой японской метрополии в годы Второй мировой войны.

 

- На дворе 21-й век, неужели Курилы до сих пор остаются неисследованными?

- Это действительно так. Курильские острова отошли от России в 1875 году, потому надолго остались для нее неизведанными и неисследованными. Впрочем, таковыми они оставались и после августа 1945 года, когда вновь стали частью России, и по сей день остаются настоящей терра инкогнита.

 

- Почему важно их изучать?

- По многим причинам. Проведение Курильской десантной операции – одна из главных исторических загадок, связанных с этой таинственной во многих отношениях территорией. Что собой представляла Камчатка в период Великой Отечественной войны, и что – Курильские острова? Это очень важно. Всегда говорилось, что Камчатка в период ВОВ была глубоким тылом, где царила тишь и гладь. Меньше всего говорилось о том, что мы были настоящей прифронтовой территорией, соседствуя с вражеской на тот момент Японией, а также США – союзником, от которого можно было ожидать чего угодно.  

Япония являлась для нас потенциальным врагом, с 1930-х годов ведя укрепление своих восточных рубежей. Потому и России приходилось укреплять свои дальневосточные рубежи, строить батареи по Авачинской губе, в 1943 году строить батарею на мысе Лопатка, которая непосредственно участвовала в Курильской десантной операции. В 1938 году на Камчатке была сформирована 101-я горная стрелковая дивизия для охраны границ. Строился укрепрайон на десантно-опасном направлении в районе Усть-Большерецка, в районе Халактырского пляжа (остатки этого укрепления и траншеи сохранились до сих пор).

Ирина ВитерПоэтому когда на Крымской конференции было решено, что через 3 месяца СССР вступает в войну с Японией, единственным условием вступления в эту войну ставится передача Советскому Союзу Курильских островов и Южного Сахалина.

Камчатку и Курилы разделяет пролив между мысом Лопатка и островом Шумшу, шириной всего 12 км. Документы свидетельствуют о том, что Шумшу японцами был очень сильно укреплен, в чем нам удалось убедиться в процессе экспедиций. Но более об этом острове в исторической литературе не было никакой конкретики. Как и о советско-японской войне – самой короткой в истории войн, которая продлилась с 9 августа по 2 сентября 1945 года.

 

- Но какая-то литература об этих событиях издавалась?

- Да, интересный материал о советско-японской войне и о Курильском десанте изложен в многотомнике «Вторая мировая война», изданном Министерством обороны СССР. Есть несколько книг: Гермфильда, Багрова, Широкорада. Затем в 1980-х годах была издана книга, написанная на основе воспоминаний В. Акшинского – «Курильский десант». Основная проблема для исследователей заключается в том, что воспоминания собирались уже в 1980-е годы, а значит, они не могли отражать события достаточно точно. Отчет А. Гнечко, командующего Камчатским оборонительным районом, в полном объеме был опубликован совсем недавно. Была написана «Хроника боевых действий Тихоокеанского флота» в 1949 году. Это редкая книга, которая находится, в основном, в архивах. При этом отмечу, что архивы Великой Отечественной войны открылись совсем недавно. А материалы, которые касаются конкретно Курильской десантной операции, в достаточном объеме не открыты до сих пор. Доступ к этим документам лишь приоткрыт – основная их часть для исследователей недоступна.

 

- Почему историки ощущают недостаток в сведениях из открытых источников?

- Из этих материалов картина операции вырисовывается слишком общая и поверхностная: высадились, стреляли, взяли. А люди, участники операции, хотя их фамилий упоминается и немало, идут как бы фоном. Спросите школьника: сколько воинов, участников Курильской операции, были удостоены звания Героя Советского Союза? Если и назовут, то Петра Ильичева и Николая Вилкова. А Героев было 9. Узнать имена остальных позволяет только более глубокий и пристальный взгляд в историю.

Камчатско-Курильская экспедиция – это не поисковый отряд, это и есть та кропотливая исследовательская работа, которая со временем позволит узнать больше правды, чем мы имеем сейчас. У нас есть немало документов из Министерства обороны. Мы брали в экспедицию сотрудника музея на Поклонной горе, который потом по нашей просьбе работал в архиве Минобороны. Нам, постоянно живущим на Камчатке, самим это сделать сложно. Часть документов мы экспонируем на выставке, часть осталась неопубликованной. Там и новые карты, и документы, свидетельствующие о захваченных трофеях, и о самом процессе операции. Среди особо ценных документов – списки безвозвратных потерь, то есть людей, погибших в Курильской десантной операции.

Мы до сих пор не знаем точного числа погибших и их фамилий. Вследствие этого не до конца понимаем всего масштаба этой операции. К сожалению, приходится сталкиваться с мнением ряда историков о том, что это была бездарная операция бездарных военачальников. Однако даже на основании изученных документов эту операцию непозволительно называть бездарной. Операция была сложной, по ряду объективных причин ее вообще было сложно провести. Все это заставляет нас стремиться воссоздать картину Курильского десанта в подробностях.

 

- В этот раз вы изучали остров Матуа. Чем он привлекателен для исследователей?

- Матуа являлся неотъемлемой частью линии укрепления. Мы убедились, что остров действительно сильно укреплен огромным количеством дотов, связанных между собой подземными коммуникациями. На острове удивительно хороший аэродром, подобного которому нет ни на одном из островов гряды. Здесь было около 4 тысяч японцев, которые впоследствии сдались в плен.

 

17-я экспедиция по изучению островов Курильской гряды- Почему вы обращаете внимание на эти укрепления?

- Чтобы понимать, как вообще укреплялись эти острова, с чем пришлось столкнуться здесь Советской армии. В документах об укреплении Матуа на сказано ничего. Об укреплении острова Шумшу в документах приведены весьма неточные данные, в чем мы убедились, побывав там.

Кстати, в этот раз мы работали исключительно на Матуа. На Шумшу не удалось попасть по ряду объективных обстоятельств, хотя это входило в наши планы. С собой мы везли гильзу с землей из Бреста, которую должны были оставить на Шумшу. Это обязательно будет сделано позже в рамках нашего проекта «Запад-Восток», посвященного территориям, на которых начинали и где закончили воевать советские люди. Этот проект предполагает поиск участников Курильского десанта в Белоруссии, ведь воевали призванные из разных точек СССР.

На Шумшу мы побывали в прошлом году, когда убедились, что и этот остров не особо изучен, литература не отвечает на многие вопросы. Там, на месте, мы обнаружили, что в этих сведениях есть явная путаница с высотами, которые брали. То есть по документам брали одну высоту, а памятник стоит на другой высоте. И дот, который закрывали грудью Ильичев и Вилков, – на другой высоте. Для нас стала чуть более ясной картина высадки десанта. Стало понятно, почему десантные суда не могли подойти близко к берегу. Потому что, и об этом совсем недавно стали писать, суда не успели подойти к условленному времени,  начался отлив, и перегруженные корабли не имели возможности подойти ближе чем на 100-120 метров от берега.

 

- На каких еще островах работала экспедиция, помимо Шумшу и Матуа?

-  За эти годы мы побывали на 14 островах, и везде поставили поклонные кресты.  Нам удалось подробно изучить остров Расшуа. Это небольшой островок в 30 км от Матуа. Мы на него обратили внимание в процессе изучения карт Google: оказалось, что там четко видны какие-то укрепления. Обойдя остров, пришли к выводу, что это был остров-обманка. Там очень много воронок от бомбежки. Все коммуникации, которые там имеются, напоминают подделку. Траншеи и казармы – небольшие, и нет следов человеческого пребывания. Все это наводит на мысль, что данные  псевдоукрепления создавались для того, чтобы хотя бы частично поглощать бомбовые удары, предназначенные для действующих укреплений на Матуа. Более того, остров Расшуа не упоминается ни в одном документе.

Мы посмотрели интересный остров Топорковый, расположенный через небольшой пролив от Матуа. Укрепления на нем колоссальные - казармы, мощные траншеи, доты.

Были на Парамушире, на мысе Васильева. Парамушир, как и Шумшу, мы долго не исследовали, потому что на нем находится Северо-Курильск, где есть музей и свои исследователи, которые передали нам многие воспоминания участников Курильского десанта, и намерены проводить дальнейшее глубокое изучение этих островов. Тем не менее и мы в дальнейшем не останемся в стороне от изучения этих островов.

 

Беседовала Мария ВЛАДИМИРОВА

(Продолжение в следующем номере)

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.