Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Тяжкий крест КамчатНИРО

18:51
2896

Тяжкий крест КамчатНИРОСуд снизил штраф для КамчатНИРО за нарушения правил промысла на краболове «Камчатский лосось». Если бы этого не случилось, то в 80-летней истории рыбохозяйственного института была бы поставлена точка.

КамчатНИРО зафрахтовал судно «Камчатский лосось» ООО «Форт», чтобы освоить свои промышленные квоты на краба в 2014-м. С этой фирмой институт уже сотрудничал в предыдущем году. Тогда «Камчатский лосось» помогал ему и в освоении квот, и в выполнении научной программы. В тот раз КамчатНИРО остался доволен качеством предоставленных ему услуг. А в этом году вышла накладка, которая чуть было не поставила его на грань разорения.

Напомню, что 20 апреля «Камчатский лосось» был остановлен для проверки в Охотском море. В ходе его осмотра сотрудники погранслужбы не установили каких-либо признаков браконьерского лова. Но были обнаружены другие нарушения правил рыболовства.

Так, накануне капитан опоздал вовремя внести в промысловый журнал информацию о вылове краба. Хотя отчетные данные, которые полагалось указать, он исправно передал в судовых суточных донесениях. Подобные факты не свидетельствуют о превышении квот или сокрытии от учета продукции. Тем не менее они служат основанием для возбуждения административного дела и влекут жесткие санкции.

По делам данной категории к ответственности вместе с капитаном привлекается и юридическое лицо. В нашем случае виновным по ч. 2 ст. 8.17. КоАП («нарушение правил промысла») был признан КамчатНИРО. Хотя он не был владельцем судна, не управлял действиями капитана и не мог за него отвечать, поскольку тот являлся работником не КамчатНИРО, а ООО «Форт».

4 августа городской суд Петропавловска-Камчатского назначил институту штраф в размере 18,5 млн рублей, что составляет приличную часть его бюджета. На прошлой неделе краевой суд рассмотрел жалобу КамчатНИРО на это решение. Институт представляли его директор Олег Лапшин, а также адвокаты Елена Пономарева и Игорь Копытов. Они говорили о спорности вины КамчатНИРО, несправедливости наказания.

Тяжкий крест КамчатНИРОКраевой суд согласился с их доводами лишь частично. Он признал, что краб добыт законно в рамках выделенной квоты, в разрешенном районе, в разрешенное время, допустимыми способами и орудиями лова. Однако судья не снял вины с КамчатНИРО за нарушения правил промысла, не признал их малозначительными. Но существенно снизил сумму штрафа – до 1,7 млн рублей. Благодаря чему институт, по крайней мере, избежал банкротства.

Эта история лишний раз дает повод задуматься о том, насколько правильно выделять науке промышленные квоты. Данная практика началась в 1990-х, когда у государства не хватало средств поддерживать отраслевые институты. Вместо денег оно давало им научные квоты, которые были сопоставимы с промышленными. А теперь они получают от государства чисто промышленные квоты, чтобы зарабатывать себе на жизнь.

Но институты, в отличие от рыбацких компаний, не могут профессионально обеспечивать контроль за деятельностью судов, их безопасность и т. д. У них иное назначение. Поэтому ничего, кроме бед, эти квоты им не приносят.

Взять тот же КамчатНИРО. В феврале 2011 года при освоении его промышленных квот погиб экипаж судна «Аметист». КамчатНИРО выплатил миллионы рублей на поисковые работы и на компенсации семьям рыбаков, что поставило его в трудное финансовое положение. А дело «Камчатского лосося», если бы суд не изменил сумму штрафа, добило бы институт окончательно.

Теперь же перед ним стоит новая проблема – как распорядиться остатком промышленной квоты, которая осталась неосвоенной по причине задержания «Камчатского лосося». Речь идет примерно о 120 тоннах краба. Чтобы найти новую фирму вместо «Форта», нужно провести конкурс. Эта процедура займет месяц, как минимум. Еще месяц уйдет на подготовку судна. В лучшем случае оно будет готово к рейсу в ноябре. А ноябрь – это уже шторма, льды. Маловероятно, что до конца года квоту освоят.

Другой вопрос: как выбрать подходящего судовладельца. КамчатНИРО - это государственное предприятие. По закону он обязан выбрать того, кто предложит наименьшую цену за аренду судна. Бывает так, что фирма явно занижает стоимость своих услуг и побеждает. Все понимают, как она планирует компенсировать низкую стоимость аренды. Но за эту «компенсацию» будет отвечать институт. Не говоря уже о гораздо более мелких нарушениях, как в случае с «Камчатским лососем».

Может, пора уже избавить науку от тяжкого креста промышленных квот?

 

Кирилл МАРЕНИН

 

Для справки

ООО «Форт» было создано в 2008 году. Его учредили Вараздат Хачатрян и Андрей Веселов. Впоследствии фирма приобрела судно «Камчатский лосось», которое ранее принадлежало холдингу «Восточные рыбные ресурсы».

В 2012 году пограничное управление по Камчатскому краю заподозрило ряд судов, включая «Камчатский лосось», в «двойном промысле»: незаконной добыче краба под прикрытием лова трески.

Однако доказать это не удалось. В итоге, капитан «Камчатского лосося» и «Форт» были привлечены к административной ответственности всего лишь за использование «нестандартных орудий лова» (крабовых ловушек) при промысле трески.

В июне этого года гендиректор ООО «Форт» был задержан. По версии следствия, он пытался дать взятку должностному лицу пограничного управления за секретную информацию о местоположении пограничных сторожевых кораблей и патрульных судов. Как рассказал следователь следственного отдела по г. Петропавловску-Камчатскому Марат Кашапов, директору фирмы и его подельнику (предполагаемому посреднику при передаче взятки) предъявлены обвинения. Мера пресечения (директору - заключение под стражу, его подельнику - домашний арест) остается без изменений. На данный момент оба обвиняемых заявили алиби, которое предстоит проверить.

 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.