Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Когда воротимся мы в порт-хаб

21:56
2669

Когда воротимся мы в порт-хабПроект создания в Петропавловске порта-хаба стал самым обсуждаемым на инвестиционном форуме «Дальний Восток-2014», который проходил здесь 4-5 сентября. Этот проект позволит не только возродить наш город-порт, но и даст всей Камчатке стимул для развития.

 

Проект №1

География Камчатки такова, что регион полностью зависит от морского порта. Через морские ворота Камчатки идет основной поток важнейших грузов: продовольствие, топливо, стройматериалы и т. д. В порту получают бункеровку и снабжение рыбацкие суда. Здесь встречают пассажиров круизных лайнеров.

Основная часть причалов была построена в 1940-х. Эти сооружения до сих пор считаются подвигом инженерной мысли. Но без ремонта они пришли в упадок. Два из них уже 4-й год фактически закрыты. Та же участь может постигнуть и другие причалы, что для нас равносильно блокаде.

Но, наконец, появился проект, который не только вытянет пирсовое хозяйство из болота проблем, но и послужит мощным стимулом для развития всего края. Речь идет о создании здесь порта-хаба – транспортного узла на Северном морском пути. Именно этот проект стал самым обсуждаемым на инвестиционном форуме «Дальний Восток-2014», который проходил в Петропавловске 4-5 сентября.

Ради разговора о перспективах порта на форум приехали представители различных деловых кругов и государственных структур. Одной из самых многочисленных была делегация Федерального агентства морского и речного транспорта: более 20 человек, включая главу ведомства Александра Давыденко. Он же стал модератором секции, посвященной порту-хабу.

По словам А. Давыденко, государство согласно инвестировать средства в проекты такого рода, но при условии, что найдутся и частные инвесторы. В нашем случае это условие выполнено. ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (ПКМТП) готово вложить в развитие портовой инфраструктуры свои деньги, труд, опыт.

 

Будущее порта – в надежных руках

Когда воротимся мы в порт-хабМорской торговый порт уже показал себя надежным партнером государства. Именно он возобновил строительство в рамках федеральной программы нового морского вокзала Петропавловска, которое остановилось, не начавшись, 1,5 года назад из-за промахов предыдущего подрядчика.

Генеральный директор ОАО «ПКМТП» Иван Капралов рассказал на форуме, каким видит будущее порта его предприятие. Начальный этап - масштабная реконструкция причалов, перенос причального фронта за счет насыпных площадей и дноуглубления. На новых площадях разместятся терминалы хранения контейнеров. Планируется создать дополнительную площадку для размещения топливно-наливного терминала на 1-м причале. В целом длина причальных сооружений порта увеличится до 2.787 м, а площадь - до 43 га. В дальнейшем развитие порта возможно за счет освоения соседних территорий. За 13-м причалом предполагается обустроить контейнерный терминал и два новых причала. Для этого необходимо создать более 21 га насыпных площадей. Таким образом, длина причалов вырастет еще примерно на 1.000 м. Порт сможет принимать суда любого класса. Его грузооборот вырастет с нынешних 1,2 млн тонн до 8 млн тонн.

Для больших транспортных судов и ледоколов, следующих по Севморпути, наш город превратится в удобную гавань, где можно сделать остановку и получить необходимый сервис. А Петропавловск получит до 3 тысяч новых рабочих мест.

 

Сиэтл – Петропавловск – Нью-Йорк

О том, что государство всерьез занялось развитием СМП и прилегающих портов, говорит возрождение администрации Северного морского пути, которая существовала в советское время, а в 1990-х была закрыта.

Ее руководитель Александр Ольшевский также принял участие в форуме. По его словам, американцы давно поняли, что Севморпуть - наиболее выгодная альтернатива Панамскому каналу. Еще в 2006 году американская транспортная академия предложила использовать СМП для транспортировки грузов между восточным и западным побережьями США через порты Петропавловска и Мурманска. Теперь и наши специалисты предлагают то же самое.

«Первые исследования возможностей Петропавловска как порта-хаба проведены, - рассказал гендиректор ФГУП «Росморпорт» Андрей Тарасенко. - Три института участвовало в создании его концепции. Начинаем проектировать систему управления движением судов».

Как сказал представитель ФГУП «Атомфлот» Станислав Головинский, транспортный поток на Севморпути стабильно растет. В доказательство своих слов он привел статистику: «В прошлом году ледоколы провели по этой трассе 71 судно с 1,3 млн тонн груза. В сравнении с 2010-м количество судов выросло в 16 раз, грузов – в 13 раз».

Как отметил С. Головинский, время прохождения по СМП занимает от 7 до 9 суток. Скорость судоходства 12-13 узлов (средняя мировая скорость). В летнее время оно возможно и без ледокольной поддержки. На этом маршруте флот не попадает в зоны военных конфликтов, не встречает пиратов. А если он получит в качестве восточной базы незамерзающий порт Петропавловска, то большего и не надо.

 

Итог форума – миллиарды инвестиций

Когда воротимся мы в порт-хабГлавным итогом инвестиционного форума стало подписание соглашений о сотрудничестве. Больше половины из них касаются морского порта Петропавловска.

Первое соглашение между правительством края, Федеральным агентством морского и речного транспорта, «Росморпортом» и ОАО «ПКМТП» предусматривает реконструкцию причалов №№ 1 и 2.

По словам Ивана Капралова, работа над проектом реконструкции начнется уже в сентябре этого года.

Еще одно соглашение направлено на создание портовой инфраструктуры, позволяющей осуществлять перевалку контейнерных грузов в объеме не менее 1 млн ДФЭ (20-футовый эквивалент) в год.

Третье соглашение посвящено развитию круизного судоходства. «Будут реконструированы причалы №№ 5, 6, 7 возле морского вокзала, - пояснил зампредседателя правительства края Юрий Зубарь. – Они смогут принимать большие океанские пассажирские лайнеры».

ОАО «ПКМТП» готово инвестировать в течение 5 лет не менее 365 млн рублей в строительно-монтажные работы, не менее 300 млн рублей в приобретение оборудования и модернизацию береговой инфраструктуры. Инвестиции из федерального бюджета составят более 3 млрд рублей.

 

Вернуть утраченную славу

Инвестиционный форум – еще один шаг к созданию на Камчатке порта-хаба. Но далеко не первый. В 2013 году сухогруз «Инженер Турбин», приписанный к Архангельску, прошел Северным морским путем и сделал промежуточную остановку в Петропавловске. Сухогруз следовал в караване под проводкой атомного ледокола «Вайгач» по маршруту Тюмень – Сабетта – Камчатка. На полуостров он доставил груз для местных сельхозпроизводителей. После чего взял курс на Шанхай.

А в марте этого года в рамках проекта по созданию порта-хаба в Петропавловске прошла первая бункеровка иностранного судна - норвежского сухогруза. Судовладелец специально изменил свои маршруты, чтобы флот заходил сюда на заправку топливом.

Так что Петропавловск уже возвращает себе утраченную славу города-порта. И это происходит благодаря таким предприятиям, как ОАО «ПКМТП», которыми движет не только деловой интерес, но и желание сделать жизнь своих земляков лучше.

 

Николай ГОРЕЛОВ

 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.