Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Виктория СИВАК: «Только добрые перемены»

18:59
2966

Виктория СИВАКНакануне Дня учителя всегда хочется сообщать о хорошем. Оглядываясь в прошлые годы, невольно вспоминается, что поводов для оптимизма и жизнеутверждающих новостей на тему образования было не так уж много. И казалось, что груз проблем слишком тяжел для того, чтобы сдвинуть их с мертвой точки.

Но с каждым годом становится все более понятно, что время не стоит на месте, усилия не пропадают зря. В эпицентре этой активной работы, как всегда, министерство образования и науки Камчатского края. Сегодня в интервью с министром Викторией СИВАК  мы вспомним и о проблемах, но начнем, как и принято накануне Дня учителя, с хороших новостей.

- Самое, пожалуй, радостное для нас событие - открытие новой школы в Эссо. Это суперсовременная школа, рассчитанная на 400 мест. С ее открытием у детей появились новые возможности: дополнительное образование на базе школы, замечательные актовый и спортивный залы, помещения под кружки и, конечно же, огромная территория с обустроенными спортивными и игровыми площадками. Есть планы проводить в этой школе профильные смены на время каникул для одаренных детей, для маленьких спортсменов и т.д. Кроме того, на базе школы в Эссо создан межшкольный методический центр, где будут обучаться камчатские педагоги, повышать свою квалификацию.

 

- А будут ли в дальнейшем строиться новые школы, и каким населенным пунктам в этом смысле повезет?

- Конечно, будут. Школы, которые работают сегодня, были построены 25 и более лет назад. В то время их проектные мощности рассчитывались на обучение в 2 смены. Сегодня при расчете проектной мощности берется за основу работа в 1 смену. Правительством поставлена задача: в первой половине дня дети должны учиться, а во второй заниматься дополнительным образованием – на факультативах, кружках, в спортивных секциях и т.д. Для того чтобы у всех детей была такая возможность,  школы строить нужно. Программа развития Камчатского края предполагает строительство ряда таких объектов до 2019 года. В основном, в нее попадают удаленные населенные пункты, где необходимо строить комплексы, совмещающие школу и детский сад. Такие комплексы будут построены в Усть-Хайрюзове, в с. Каменском, предполагается включение в инвестиционную программу строительства учебных комплексов в Анавгае, в Седанке, в Лесной, строительство обычной школы планируется в Оссоре. Школа на 800 мест в период до 2019 года должна появиться и в Петропавловске.

- Виктория Ивановна, новый закон об образовании был достаточно революционным. Что нового появляется и появится в ближайшее время в системе образования? 

- Этот год и следующий год в целом для системы образования станут переломными, поскольку закон об образовании предусмотрел переходный период по разным позициям до 1 января 2016 года.  Самые существенные изменения касаются системы профессионального образования. Привычные всем ПУ – профессиональные училища – уходят в прошлое. Все профессиональные учреждения будут являться средними, по закону будут именоваться профессиональной образовательной организацией, каждая из которых решит, называться ей техникумом, колледжем или как-то иначе. Все они будут реализовывать как уровень среднего образования, так и уровень рабочих специальностей. В первую очередь, это было сделано для повышения престижа рабочих профессий. При этом каждое учреждение в обязательном порядке как минимум одну программу среднего профессионального образования должно реализовывать. Сегодня у нас идет масштабная реорганизация.

 

- И что должно получиться в сухом остатке?

- Некоторые действующие учреждения перестанут существовать и появятся новые. Систему профобразования мы постарались  выстроить по основным направлениям социально-экономического развития нашего региона. Будет обеспечена подготовка по профилю «сервис и туризм», по  строительной и дорожной отраслям. Появится сельскохозяйственный техникум. Скорее всего, его базовое учреждение будет находиться в п. Сосновке, а дополнительное – в Милькове. В связи с приходом на Камчатку газовой промышленности будет вестись обучение по соответствующим специальностям на базе политехнического техникума и елизовских бывших профессиональных училищ – №№6 и 7. Училище №5 больше относится к сфере обслуживания, поэтому оно будет присоединено к петропавловскому ПУ №4, которое уже преобразовано в Камчатский колледж технологии и сервиса. Он обеспечивает подготовку кадров в сфере услуг и туризма.

Второе масштабное изменение коснется системы учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, и учреждений, которые ведут работу по подбору приемных родителей, с семьями опекунов и т.д. Сейчас лишь немногие из этих учреждений являются государственными, в основном – муниципальными. В результате преобразований все 14 учреждений станут краевыми государственными. Таким образом, повысится их статус, увеличится сфера ответственности. Сегодня идет активная работа по передаче детских домов, коррекционных школ на уровень края. И сегодня, и в дальнейшем будет преследоваться главная цель: чтобы нахождение ребенка в этих учреждениях носило временный характер. Задача органов власти, органов опеки – найти каждому ребенку семью.

Серьезные изменения коснулись и системы дошкольного образования -  детских садов. До 1 января 2014 года дошкольное образование было в чистом виде муниципальным, а теперь ушло на уровень края. За муниципалитетами осталась ответственность за содержание зданий, прилегающих территорий, а система образования стала сферой ответственности государства. Теперь дошкольное образование является первой ступенью общего образования.

 

- А изменится ли ситуация с очередями в детские сады?

- У нас уже имеется база данных очередников, мы подключены к федеральному сегменту базы данных, статистику можно отслеживать в режиме реального времени. Так вот, очередь детей от 3 до 7 лет на прошлую неделю составляла около 400 человек. Учитывая, что вся очередь составляет около 7,5 тысячи, становится понятно, что остальные – это дети до 3 лет. Из них реально нуждающихся в посещении детсадов детей, чьи мамы хотели бы пораньше выйти на работу, не более 1.300. Получается, что остальные дети просто записаны в очередь заранее, что родители обычно делают сразу после их рождения.   

Правительство края прикладывает серьезные усилия к тому, чтобы очередь сократить. Речь идет о строительстве новых детсадов. Во-первых, мы включились в федеральный проект модернизации региональных систем дошкольного образования. В рамках проекта уже в этом году планируется сдача детского сада на 220 мест в новом микрорайоне на «Северо-Востоке». Фактически мест в нем будет больше, поскольку мы планируем максимально рационально заполнить помещения, конечно, в рамках санитарных норм. В следующем году по ул. Арсеньева, также на «Северо-Востоке», начнется строительство еще одного детского сада. Его проект уже готов, сейчас проходит экспертизу. Начал строиться детский сад и в Вилючинске, но подвели подрядчики, договор с которыми пришлось расторгнуть. Надеемся, что в следующем году этот детский сад будет сдан. Напомню, что в прошлом году был открыт новый детсад «Ласточка», в Елизове. Чуть ранее открылись новые детсады в Козыревске, в Аянке.

 

- А много ли у нас частных детских садов,  как контролируется их деятельность?

- Сегодня легально работающих в этой сфере предпринимателей - 15 человек. Еще 3 года назад их было всего 3. Мы уделяем им большое внимание, понимая, что строительство новых детсадов – это дорого и продолжительно по времени, а устраивать детей нужно уже сегодня. Приглашали специалистов из Хабаровска, которые проводили обучающие семинары для ИП. Стараемся их объединить, выявить проблемы, совместно их решать. На следующей неделе мы вместе летим в Хабаровск на большое мероприятие, где также можно будет перенять полезный опыт.

Другой вопрос - насколько им можно доверять и можно ли их проверять. На сегодняшний день программы дошкольного воспитания реализуют именно индивидуальные предприниматели. Назвать их частными детскими садами пока нельзя. ИП обязан лицензировать такого рода деятельность только в случае, если он нанимает педагогов. А если он сам занимается с детьми, то не подлежит лицензированию. С одной стороны, это упрощает открытие такого детского сада. А с другой - создает определенный риск для родителей. Мы работаем с ИП, объясняем им меру ответственности. Мы все понимаем, что де-факто во многих случаях для работы в таких детсадах работники нанимаются. И надеемся, что 2 наиболее крупных ИП к концу этого года получат лицензии.

 

- Как в Камчатском крае обстоят дела с педагогическими кадрами в детских садах и в школах?

- Начну с детсадов, которых будет становиться больше. Очень радует, что резко увеличился спрос на обучение по программе дошкольного образования. Если раньше в наш педагогический колледж принимали всех, кто подавал документы, то теперь на эти места нужно пройти конкурсный отбор. Госзадание на подготовку воспитателей мы увеличили вдвое. Увеличился и спрос на заочное обучение. В детских садах заведующие поняли, что кадры-то рядом – это нянечки, которые работают с детьми, желают работать и дальше, но не имеют образования. Их и направляют обучаться заочно, получая среднее профессиональное образование.

Если говорить о кадровой ситуации в средней школе, некоторые проблемы существуют. Есть дефицит преподавателей музыки, потому что под этот предмет отводится мало часов. Но самая большая потребность в учителях - в отдаленных районах, где малокомплектные школы, мало часов, а значит, неполная ставка и из-за этого невысокая зарплата. А ведь если учитель едет в отдаленное село, естественно его желание побольше заработать и получить муниципальное жилье, а оно предоставляется не всегда. В муниципалитетах, где жилье педагогам предоставляется, проблема более или менее решена.

 

- Виктория Ивановна, насколько школы сегодня обеспечены материально и технически? Живы ли еще традиции, когда учителя сами покупают шторы, кинопроекторы, наглядные пособия, а также просят скидываться на это родителей?

- Вопрос материально-технического обеспечения в школах решен, средств для приобретения всего необходимого достаточно. Разумеется, если их рационально распределить, планово расходовать. Иногда учителя по-прежнему проявляют инициативу, которая на сегодня является явно излишней, и предлагают родителям что-то оплатить. 

Так вот, инициатива что-либо приобрести для школы может исходить только от родительских комитетов. В любом случае в исключительно добровольном порядке. Все родители не обязаны принимать участие в той или иной покупке, если они того не жалеют. Заниматься поборами мы категорически запрещаем. На сайте нашего министерства есть баннер с телефоном «горячей линии», куда родители могут пожаловаться, если  их заставляют сдавать деньги в любых образовательных учреждениях. Наш отдел контроля и надзора немедленно реагирует на такие сигналы.

 

- Каждый год родители сталкиваются с проблемой покупки учебных принадлежностей – рабочих тетрадей, контурных карт, которые входят в комплект к учебнику. Их попросту нет в магазинах. Кто должен позаботиться, чтобы все необходимое можно было приобрести в организованном порядке либо также получить в библиотеке?

- Действительно, такая проблема существует. Частью она вызвана удаленностью нашего региона, куда не все завозится в нужном количестве. Сегодня не существует отдельно учебника, а есть так называемый учебный комплекс, куда входят рабочие тетради, электронные приложения, по отдельным предметам - контурные карты. При этом законодательство дает каждому учебному учреждению право выбирать свои учебные комплексы – конечно, из федерального перечня. Сами учебники выдаются в школьной библиотеке. А все, что к ним прилагается, родители покупают сами. Пока для нас остается открытым вопрос – должна ли школа приобретать для учеников весь учебный комплекс или только учебники. Мы попросили министра образования РФ Дмитрия Ливанова дать официальные разъяснения на этот счет, ждем их. Поскольку закон об образовании дает достаточно пространную формулировку: учащиеся должны быть обеспечены средствами обучения. А ведь это все, в том числе ручки и линейки.   

Но даже если школа за свои финансовые средства не обязана закупать необходимые принадлежности, которые сложно найти в магазинах, то организовать процесс она должна. В идеале, каждое учебное учреждение должно обеспечить наличие всех необходимых учебников и учебных пособий уже к концу лета на новый учебный год.

 

Мария Владимирова

 

Виктория СИВАК:

- Я – учитель, с головой погружалась в глубину этой профессии, была директором школы. Работа учителя мне понятна и близка. Я понимаю, сколько душевных и физических сил требует эта профессия. Но, любя ее, учитель всегда заходит в класс с воодушевлением. Существует аксиома, не требующая доказательств: если учителю интересен урок, этот урок всегда будет интересен детям. Поэтому в День учителя желаю моим коллегам непрерывного творческого полета, неиссякаемой энергии на этом сложном пути и, конечно же, тепла и благополучия дома!

 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.