Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

«Медея» Анны ФЕКЕТЫ: «Искусство – не завод по производству конфет, которые нравятся всем. Обещаю вам одно – очень сильные эмоции»

21:04
2790

«Медея» Анны ФЕКЕТЫ17 октября открывается 82-й театральный сезон, по традиции – премьерой. И третий раз подряд на открытии звучит античная тема. В этом году мы увидим «Медею» в постановке молодого режиссера из Хабаровска Анны ФЕКЕТЫ, которая приехала специально для работы над этим спектаклем по приглашению Анны Савельевой, художественного руководителя Камчатского театра драмы и комедии.

Литературную основу новой постановки нельзя назвать классической. Вместо канонической трагедии Еврипида А. Фекета выбрала пьесу российского драматурга Людмилы Разумовской. В итоге, получилась совершенно другая «Медея». Главную роль Медеи – любящей, ненавидящей и сломленной, здесь играют сразу три актрисы. В спектакле много пластики, экспрессии. Молодой режиссер определяет его жанр как психодрамбалет. Что скрывается за этой сложной формулировкой, пока остается тайной. Достоверно известно одно – ничего подобного камчатский зритель еще не видел. За неделю до премьеры мне довелось посмотреть несколько отрывков из новой «Медеи», а также побеседовать с Анной Фекетой.

 

- Вы из артистической семьи, с ранних лет в театре. Наверное, в такой среде сложнее было не стать режиссером, чем стать кем-то другим?

- Нельзя сказать, что проще. Для этой профессии нужен определенный склад ума. Актер больше видит и чувствует изнутри, а у режиссера больше развито пространственное мышление. Это совершенно разные профессии. Моя мама актриса, а папа режиссер, но я в итоге пришла к режиссуре.

 

- Ваш график расписан на несколько лет вперед, вы ставили спектакли в Вене, собираетесь в Париж, в одном из интервью вы сказали, что у вас нет времени, чтобы сделать постановку в Москве. Как вы приняли предложение из далекого от всех мировых столиц города?

- Это мой 13-й театр… Во-первых, я давно хотела побывать на Камчатке. Мне было интересно, что это за мистическое место, о котором так много говорят. Хотелось ощутить его особую энергетику, поскольку я мистик, и люблю все, что связано с энергетикой. Я занимаюсь этими вещами очень серьезно, веду мастер-классы.

Когда поступило предложение от Анны Дмитриевны, я очень обрадовалась - это то, чего я ждала. Но когда я попала в театр, была еще больше удивлена и обрадована: это не просто театр на краю земли (не люблю слово «провинциальный»), но театр с амбициями, с большим творческим потенциалом, с очень сильной и профессиональной труппой. Причем это относится не только к актерам, но и к цехам, что бывает очень редко в театрах. В основном, какая-то составляющая в театре обязательно страдает: если актеры хорошие, то цеха плохие, или у власти руководство, которому не нужны спектакли, а нужны только аренды. А здесь все удивительно сошлось - и руководство, очень грамотно организующее жизнь театра, и великолепные профессиональные цеха, и актеры тонкой организации, способные работать в разных жанрах. Такое сочетание - большая редкость.

 

- И как же вам работалось с нашей труппой? Как складывались ваши отношения, менялись ли они?

- Конечно, это же процесс, взаимообмен энергетикой, пристройка друг к другу. Здесь все точно так же, как и в романтических отношениях: сначала пара начинает встречаться, потом возникает что-то большее, потом появляется душевная близость, а затем конфликты и проблемы. И в результате люди либо женятся и заводят детей, либо они расходятся.

 

«Медея» Анны ФЕКЕТЫ- В вашем случае речь идет о спектакле. Он либо состоится, либо нет.

- Спектакль в любом случае будет. Здесь вопрос только в том, будут ли дальнейшие отношения с театром. Для меня спектакль - это ребенок. Очень многое зависит от коллектива. Захочу ли я следующего ребенка от этого коллектива, захочу ли я ехать в этот театр или нет… И то же самое с их стороны. У меня складываются теплые отношения со всеми театрами. Никогда не было конфликтов или скандалов. Но существуют приоритеты: есть театры, куда хочется возвращаться, а есть те, встречу с которыми можно отложить на долгий срок (улыбается). С этим театром у нас возник новый этап отношений - мы полюбили друг друга, и это обоюдно. И это так ценно и важно, потому что только в любви может родиться красивый ребенок.

 

- Наш театр сразу тепло вас принял?

- Взаимоотношения с театрами всегда складываются по одному и тому же сценарию. Я появляюсь в новом театре. Все в шоке, потому что молодая, потому что женщина, и потому что при этом еще и режиссер. И я спокойно к этому отношусь. Конечно, у актеров, особенно у мужчин, всегда есть некий скептицизм, но через 3-4 репетиции они понимают, что для продуктивной работы с режиссером не важен ни его пол, ни возраст, а важен профессионализм (а я не зря получила красный диплом ГИТИСа), важно его мышление и то, что он хочет и может дать актеру. И думаю, что раз все складывается хорошо, они это увидели во мне.

 

- Шок был тройной – молодая женщина, режиссер, приехала ставить «Медею»! Материал очень непростой, неоднозначный, и вместе с тем очень желанный для каждой актерской труппы.

- Это, в принципе, черта моего характера - я люблю великие сюжеты. Я работала с оперой «Аида», а ведь это вершина оперного искусства, одна из жемчужин вердиевского репертуара. И она очень многонаселенная, очень сложная. И режиссеры не всегда берутся за эту оперу. Тем более в начале карьеры.

 

- Над «Аидой» вы работали с итальянским дирижером, который не знал ни английского, ни русского, а вы не владеете итальянским…

- Воистину, язык искусства универсален! В итоге, у нас получился хороший тандем, и мы оба остались довольны результатом.

 

- Как началась ваша «Медея»?

- Я видела не одну постановку, прочитала 14 вариантов «Медеи» разных авторов. В основном, постановки, которые нам известны, это работы мужчин-режиссеров. Да, они мастера, безусловно, но мужчина никогда не сможет понять женскую душу – это невозможно, мы слишком разные для этого. У них, естественно, свой взгляд на «Медею» - и у Карло Пазолоини, и у Ларса фон Триера, и у Юрия Любимова. Но в их спектаклях есть нечто общее: в своей основе это сильная женщина, которая не умеет прощать, которая озлобляется и мстит, и, как мне кажется, это просто стерва, женщина, для которой нет оправдания. Моя героиня совершенно другая. Да, она сильная женщина, она не всегда кроткая и покорная как ягненок, но она способна прощать. И главное, она не мстит Ясону. У нее просто нет выбора.

 

«Медея» Анны ФЕКЕТЫ- Каков был ваш личный мотив при выборе этого материала? Какова была ваша задача в этой постановке?

- Это хороший вопрос (улыбается). Когда принимаешься за новую пьесу, всегда ставишь перед собой определенные задачи. Я никогда не делаю халтуру. Даже если это комедия, мюзикл, шоу или оперетта, я ведь работаю в разных жанрах, для меня важно, чтобы в материале было что-то, о чем бы я хотела поговорить со зрителем. Потому что спектакль для меня - это диалог со зрителем. И важно, чтобы было что-то, на что откликается и мое сердце тоже. А мне настолько близка эта история! В первую очередь, как сильной женщине, которая хочет видеть рядом с собой такого же сильного мужчину. И как режиссеру, который ищет ответ на вопрос, что же такое счастье. Мне кажется, мы все на определенном этапе спрашиваем себя – счастлив ли я, для чего я на этой земле, что я должен сделать в этом мире? Рано или поздно мы все к этим вопросам приходим. Я пришла к этому вопросу несколько лет назад, и для себя нашла на него ответ. И теперь я в каждой пьесе я хочу сказать о том, что же такое счастье. И ответ здесь очевиден: не нужно гнаться за призраком счастья, не нужно думать, что ты обретешь какие-то материальные ценности и именно тогда станешь счастливым. Цепляясь за все внешнее, ты, как ракушка, лишь обрастаешь налетом, но внутри остается пустота. Необходимо наполнить себя ощущением счастья и понять, что ты счастлив оттого, что живешь, и у тебя есть близкие люди. Нужно ценить то, что у тебя есть. И когда ты начнешь благодарить Бога за то что имеешь, к тебе придет намного больше.

 

- Зрителю будет легко понять вашу идею? Какого зрителя вы ждете – интеллектуала, эстета или обычного человека, который желает отдохнуть после тяжелого рабочего дня?

- Любого! Нужно просто приходить с открытым сердцем, быть готовым воспринимать. А не потому что модно, надо. Прийти с открытым сердцем, чтобы получить какие-то эмоции. И если зритель придет с таким настроем, он обязательно почувствует все, о чем я говорю.

 

- Сроки работы над «Медеей» были достаточно сжатыми. Сложно было ставить такой материал в подобном ритме?

- Безусловно, было сложно. Но этот спектакль будет очень необычным, камчатский зритель такого еще не видел. Это большое событие для театра и города. Кому-то спектакль понравится, кому-то нет, и это нормально. Искусство - это не завод по производству конфет, которые нравятся всем. Одно я вам обещаю – вы почувствуете очень сильные эмоции.

Для актеров спектакль очень сложный, здесь выстроено все, вплоть до поворота головы, все жестко, выверено, просчитано. И эту жесткую форму актер должен наполнить своей эмоцией. В спектакле соединяются две разные школы, два разных способа существования – европейская школа театра представления Брехта и наш классический театр переживания Станиславского. Но актеры справляются с задачей, и они смогут наполнить эту форму, подарить зрителю очень сильные эмоции.

Актер для меня - это основополагающая единица в театре, но, конечно, я пользуюсь разными техниками, мне интересны новые жанры, новые технологии. В этой постановке много пластики и танцев, будет использоваться пескография (рисунок песком). Жанр этого спектакля я определяю как психодрамбалет – это органичный синтез музыки, слова, пластики, света, звука и медиаэффектов. Но в центре внимания остается человек, внутренняя энергетика актера.

 

Беседовала Ива КАЗАНЦЕВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.