Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Дороже – не значит проще

22:55
3260

Долгая и нудная эпопея с полисами ОСАГО продолжается, и теперь совсем непонятно, что еще должно произойти, чтобы эта проблема перестала трепать нервы автолюбителям. Ведь для ее решения законодатели сделали немало, пойдя навстречу и требованиям страховщиков, и здравому смыслу.

 

Выкручивание рук очередями

Сначала о ситуации по ОСАГО, сложившейся на Камчатке. Напомним, 16 июля 2014 года ГУ Банка России по Камчатскому краю открыло «горячую линию» для граждан, имеющих претензии к работе страховых организаций. Как сообщили в Центробанке, за время работы «горячей линии» зарегистрировано 87 обращений граждан с жалобами на действия страховых организаций. Все поступившие жалобы можно условно разделить на три категории: отказ в заключении договоров ОСАГО страховщиками (ввиду отсутствия бланков полисов ОСАГО); навязывание страховщиками дополнительных услуг при приобретении полисов ОСАГО; ссылки страховщиков на сбои в информационной системе. Специалисты, работающие на «горячей линии», индивидуально подходят к каждому гражданину, позвонившему в управление Центробанка. В частности, по жалобам граждан специалисты банка обращались непосредственно в страховые организации, проверяли их обоснованность. В некоторых случаях проблемы камчатцев удавалось решать оперативно на месте, в других - гражданам предлагалось оформить письменные заявления. Все жалобы граждан были направлены на рассмотрение в межрегиональное управление службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в ДВФО главного управления Центрального банка РФ по Приморскому краю.

В результате, как заверили в ГУ Центробанка, достаточно напряженную ситуацию с оформлением полисов ОСАГО в Камчатском крае удалось заметно ослабить, о чем свидетельствует динамика потока жалоб на «горячую линию». Статистика такова: во второй половине июля 2014 года поступило 46 жалоб, в течение  августа – 22 жалобы, в сентябре – 12 жалоб, с 1 октября по настоящее время - 7 жалоб и обращений.

Как отметили в Центробанке, страховщики, в основном, прекратили грубо нарушать закон, навязывая дополнительные услуги, требуя без объяснений оплату сверх тарифа. Однако почему-то продолжается практика записи автолюбителей в огромные очереди. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что страховые компании по-прежнему продают ограниченное количество полисов ОСАГО и пытаются таким способом заставить водителей заплатить больше. Ведь полис всегда нужен не через месяц, а здесь и сейчас.      

Напоминаем, что «горячая линия» продолжает свою работу, и граждане могут позвонить по телефону (4152) 41-92-36, в рабочие дни, с 9.00 до 16.00 часов.

Возможно, работа «горячей линии» потеряла бы свою актуальность, получи страховые компании жесткие предписания о недопустимости нарушения закона. Ст. 19.5 ч. 9 КОАП РФ гласит, что невыполнение предписаний службы Банка России влечет штрафы для должностных лиц – от 20 до 30 тысяч рублей, а для юридических лиц – от 500 до 700 тысяч. Применение этой нормы могло бы враз образумить страховщиков-саботажников. Но, как выяснилось, давать предписания работающим в Камчатском крае страховщикам полномочно только межрегиональное управление службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в ДВФО ГУ Центробанка РФ по Приморскому краю. Если данная структура и предпринимала такие действия, то об этом ничего неизвестно.

Пока «рублем» на Камчатке наказан только «Ингосстрах». Точнее – штрафом в 5 тысяч рублей, который наложил на компанию Арбитражный суд за  нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о предоставляемой услуге. Как мы писали, «Ингосстрах» посылал камчатцев за полисами ОСАГО в Эссо. Некоторые даже не ленились съездить в далекое село. Но на месте оказывалось, что и там подобных услуг не предоставляется…

 

Октябрьские новшества

Итак, какие новшества вступили в силу в октябре в связи с новым законом об ОСАГО? Прежде всего, с октября водители ощутимо больше платят за обязательное страхование автогражданской ответственности - тарифы на автогражданку выросли на 30 процентов. Нижнее значение базового страхового тарифа определено в 2.440 рублей, верхнее – 2.574 рубля. Так, Центробанк установил тарифный коридор, в рамках которого страховщики теперь самостоятельно устанавливают стоимость полиса с учетом убыточности в конкретных регионах. Таким образом, тарифный коридор получился не слишком широким - 134 рубля.

Требования Российского союза автостраховщиков выполнены еще вот в какой части. Для аварийщика, который несколько раз за год попадал в ДТП, картина сильно изменится. При старом тарифе полис обошелся бы ему в 11.880 рублей. При новом минимальном - уже в 16.734 рубля. А при новом максимальном - в 17.658. Разница уже ощутимая.

Очень важно, что с 1 октября 2014 года максимальный размер страховой выплаты по ОСАГО в части причинения вреда имуществу одного потерпевшего увеличился со 120 до 400 тысяч рублей, а уровень максимально допустимого износа на комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты), подлежащие замене при восстановительном ремонте, снизился с 80 до 50 процентов.

Очередная важная новость для всех автомобилистов: при том, что средняя выплата по ОСАГО вырастет, количество споров о сумме выплат сократится. Во всяком случае, так считают страховщики. А уверенность в этом им придают вступившие с октября в силу два положения Банка России. Первое - утверждает единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт транспортного средства. А второе - правила проведения независимой технической экспертизы. Благодаря этим двум документам у экспертов-техников, которые проводят экспертизу автомобиля после аварии, останется минимальный коридор для маневров по корректировке затрат на ремонт. Ведь большинство споров между автовладельцами и страховщиками по автогражданке были именно из-за крайне низких выплат по страховке, по которым не только бампер, но и лампочку в фаре поменять сложно.

На какие только ухищрения не шли страховщики, чтобы недоплатить автовладельцу! Наиболее популярной уловкой было посчитать, например, замену крыла без снятия бампера, поворотников, накладок. То есть сэкономить деньги на работах по ремонту. Их водитель оплачивал из собственного кармана. В огромном числе случаев споры между автовладельцами и страховыми фирмами не только доходили до суда, но и превращались в долгоиграющие многоступенчатые процессы. Люди тратили время и деньги, добиваясь справедливой выплаты. Кстати, такие судебные процессы приносили ущерб и самим страховщикам. Требовались немалые судебные издержки, оплата экспертов. Теперь благодаря новой методике выплаты по гражданке должны стать как минимум справедливыми.

Чем же отличается новая методика от пяти остальных, существовавших до сей поры? В первую очередь тем, что она обязательна для всех, кто задействован в системе ОСАГО. Кроме расходов на работы, методика предусматривает учет запчастей и расходных материалов. По ней должны будут рассчитывать расходы страховщики и их представители, эксперты-техники, организации при проведении независимой технической экспертизы, а также судебные эксперты при проведении судебной экспертизы транспортных средств.

Теперь о технических подробностях. Ныне существовавшие методики грешили тем, что в них не устанавливалась стоимость ремонтных работ. То есть эта сумма назначалась эмпирическим путем: брались показатели нескольких автосервисов, и из них выводилась средняя стоимость. В новой методике определен порядок расчета стоимости работ.

Кроме расходов на работы, методика предусматривает учет запчастей и расходных материалов. С расходными материалами также была проблема. К примеру, вам нужно покрасить крыло. Для этого во всех остальных методиках учитывался только расход краски на квадратный метр. Иногда расход шпатлевки. В новой методике предусмотрен комплексный подход. Если надо покрасить крыло, значит, надо демонтировать на нем все элементы, снять его, отремонтировать, зашпатлевать, покрасить. И это еще не все. При покраске активно используется скотч, чтобы защитить те элементы, на которые краска не должна попасть, прочие укрывные материалы. Так вот, новая методика предполагает учет всех этих расходных материалов в деятельности ремонтных мастерских.

Отдельно надо напомнить про износ. Да, по ОСАГО ущерб считается с учетом износа автомобиля. Раньше законом было установлено, что сумма износа не может превышать 80 процентов. Теперь - 50 процентов. Было 5 формул для расчета износа. Отдельно считался износ кузова, аккумулятора, подвески и прочее. Сейчас установлено 2 формулы для расчеты износа: одна для автомобиля, другая для шин. Дело в том, что шины составляют довольно дорогую часть автомобиля, а изнашиваются гораздо быстрее чем все остальное. Поэтому для них просто пришлось использовать отдельную формулу.

Кроме того, правление РСА утвердило справочники о стоимости запчастей, материалов и нормо-часа работ. При расчете ущерба по новой методике эксперты должны будут пользоваться именно этими справочниками. В них более 80 млн позиций практически по всем маркам и моделям. Но начиная с 2002 года. Понятно, что именно этих моделей на дороге большинство. И именно для них расчет убытков не составит больше проблем ни для страховщиков, ни для автомобилистов, ни для судов. Для тех же машин, которым не удалось попасть в этот список, расчет стоимости запчастей будет производиться по старинке. То есть по средней цене по рынку.

Кроме того, должна уйти в прошлое практика, когда страховщики отказывались представлять пострадавшему расчеты убытков. Если все будут считать по одной методике и пользоваться одними ценами, скрывать что-либо не будет иметь смысла.

Еще один важный момент новой методики - эксперты должны будут не только устанавливать причины происшествия, но и обстоятельства. Эти слова мало о чем говорят. Но по факту определяют довольно многое. То есть эксперт должен будет оценить, получил ли то или иное повреждение автомобиль именно в этой аварии.

 

Мария Владимирова

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.