Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

КамГУ им. В. Беринга: будущее Камчатки вырастает здесь

19:37
4993

Наталья ИЛЬИНСКАЯНа минувшей неделе ректор Камчатского государственного университета им. В. Беринга Наталья ИЛЬИНСКАЯ приняла участие в 10-м съезде Российского союза ректоров, который прошел в МГУ им. Ломоносова. Одной из главных тем юбилейного форума стало будущее высшей школы в России и подписание «Университетской доктрины». По возвращению Наталья Ильинская встретилась с корреспондентом «КК» и рассказала о ключевых решениях съезда, а также о том, чем живет сегодня старейший вуз Камчатки.

Пожалуй, все последнее десятилетие единственная стабильность в жизни высших учебных заведений России состоит в непрерывном потоке перемен и нововведений. И наша альма-матер чувствует себя в этом потоке как рыба в воде. Творческий, работоспособный коллектив готов развиваться, и сам постоянно выдвигает новые идеи, нередко – опережающие текущий момент и встречающие запросы будущего во всеоружии.

- Жить в эпоху многочисленных перемен – очень интересно, - говорит Наталья Ильинская. – Еще недавно нам казались странными слова «бакалавриат» и «магистратура», а сейчас это обычные термины. Обычными стали профессионально-общественная аккредитация, которую должны проходить вузы, и обязательное взаимодействие с работодателем – основным заказчиком и потребителем услуг вуза. На все перемены, которые происходят в обществе, университет чутко реагирует и незамедлительно откликается.

И сегодня время диктует новые задачи. Их обсуждали на съезде ректоров. Вкратце, выводы таковы: на первый план выходит качество образования, в подготовке профессионалов должен участвовать будущий работодатель: он хорошо знает, какие знания, умения, навыки нужны его сотруднику. Целевая подготовка позволит избежать «исхода» абитуриентов в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Необходимо вернуться к 5-летней подготовке учителей (КамГУ им. В. Беринга уже это делает), 6-летней – инженеров. Важно уделять пристальное внимание здоровому образу жизни, физическому состоянию студентов.

Работы предстоит немало, но я, как руководитель, уверена: нашему коллективу многое по силам. Активный, молодой (средний возраст сотрудников – чуть за 40), в большинстве остепененный преподавательский состав подхватывает все передовое и развивает с учетом меняющихся условий. Я горжусь, что работаю с такими людьми, - отметила Наталья Глебовна.

 

Миссия выполнима

 

Сегодня КамГУ им. Витуса Беринга – не только ведущее учебное заведение края по подготовке профессиональных кадров, но и мощный научно-исследовательский центр, и великолепная база для развития лидерских качеств и творческих талантов молодежи.

Получая образование в стенах университета, студенты ступают на поле практически неисчерпаемых возможностей: овладение дополнительными профессиями, участие в научных проектах и инновационных разработках, выезды на всероссийские студенческие форумы, членство в молодежном правительстве и молодежном парламенте Камчатского края, занятия в творческих студиях, выступления на фестивалях и многое, многое другое.

Миссия университета намного шире, чем просто организация учебного процесса и выдача дипломов выпускникам. Она заключается в том, чтобы вырастить достойных профессионалов и молодых ученых, способных представлять интересы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и предлагать научно-исследовательские проекты по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в Российской Федерации и Камчатском крае.

Примечательно, что КамГУ – единственный в России вуз, создавший уникальную модель непрерывного дополнительного образования. Это принципиально новое направление, которое заключается в предоставлении образовательных услуг всем слоям населения региона. Сегодня в университете учатся 3-летние малыши, готовятся к экзаменам подростки, повышают квалификацию состоявшиеся специалисты.

Словом, делается очень многое, и с полным правом можно назвать КамГУ открытой площадкой для образования всех камчатцев, желающих пополнять свой интеллектуальный багаж.

Что касается выпускников школ, то в университет приходят сильные ребята. Здесь самый высокий в крае средний балл по ЕГЭ, в этом учебном году – 64, и руководство вуза будет стремиться сохранять этот достойный пороговый показатель и впредь.

 

Педагоги – в сфере приоритетов

 

КамГУ им. В. БерингаИногда можно услышать упреки, что, став классическим, университет перестал уделять должное внимание подготовке педагогов и школьных учителей. Но это – ошибочное мнение. Половина всех образовательных программ как в бакалавриате, так и в магистратуре реализуется для будущих педагогов.

- Мы готовим для школ психологов, логопедов, учителей начальных классов, - рассказывает проректор по учебной работе Юлия Стафеева. – Традиционные специальности, такие как учитель русского языка и литературы, учитель истории и обществознания, дополнены сейчас двойными вариантами: начальное образование и математика, начальное образование и русский язык. Наиболее востребованы из педагогических направлений – психология и иностранные языки.

Каждый год мы объявляем набор на профиль «математика и физика», но, к сожалению, не набираем группу. ЕГЭ по физике в крае сдают очень мало выпускников. Те, кто продвинут в этой дисциплине, уезжают за пределы Камчатки, а кто остается – не проходят по баллам. Ситуация досадная: в школах не хватает учителей физики, в университете она преподается на высоком уровне, работает кафедра физики и математики, а студентов нет.

Сегодня государство борется с острым кадровым голодом не только в здравоохранении, но и в системе образования. Принята федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 годы», которая направлена на развитие кадрового потенциала в сфере науки и образования, и КамГУ им. В. Беринга работает в рамках этой программы.

Кстати, с 1 октября в магистратуре открыта подготовка по новому направлению педобразования - «педагогика и психология высшего образования».

- Государственная политика направлена на то, чтобы привлекать к преподаванию в вузах практиков, ведущих специалистов, - объясняет Юлия Стафеева, - а они зачастую не имеют педагогического образования и опыта. Новая программа актуальна для таких специалистов: человек, идущий к студентам, должен иметь представление о том, как подготовиться к лекции, семинарскому занятию, знать методы и приемы преподавания.

Также в этом учебном году вуз перешел на новые образовательные стандарты по 15 программам бакалавриата и 6 программам магистратуры. Их содержание отвечает новейшим достижениям науки и техники, включает самые современные подходы к овладению профессией.

 

Проверка выдержана без замечаний

 

Среди непедагогических направлений подготовки высшего образования наиболее популярны экономика, менеджмент, лингвистика (профиль «перевод и переводоведение»), биология (профиль «биоэкология»), а также прикладная математика и информатика. Преподаватели отмечают, что на эту специальность с каждым годом поступают все больше девушек, они имеют большие успехи в учебе.

Вообще, почти половина студентов вуза (46,7 процента) учатся на «отлично» и «хорошо». А учат их преподаватели, большинство которых имеют ученую степень и (или) ученое звание кандидатов и докторов наук, постоянно занимаются самообразованием и ведут научно-исследовательскую работу, публикуют статьи в профильных изданиях, монографии и учебные пособия.

Недавно университет прошел государственную аккредитацию, ее проводили сертифицированные эксперты из вузов Москвы и Дальнего Востока. Серьезную проверку КамГУ выдержал без замечаний, качество образования оценено высоко, а впереди – очередной этап аккредитации.

- Эта процедура теперь проходит по иному сценарию: каждую специальность или направление подготовки надо аккредитовать на выпуске, - рассказывает Юлия Стафеева. - Сейчас у нас на выпуске 6 образовательных программ, которые мы запустили 4 года назад, и мы готовы их аккредитовать.

Один из этапов – тестирование студентов. Каждый выпускник к нему готов, уверен в себе и не испытывает стресса, поскольку на протяжении учебы все студенты дважды в год проходят подобные проверки, как внутренние, так и онлайн-тестирование, которое проводит Министерство образования РФ.

 

Заслуги науки: медали, премии, патенты

 

КамГУ им. В. БерингаНаучные исследования и инновационная деятельности КамГУ им. Витуса Беринга обширны и разносторонни как в гуманитарном, так и в естественнонаучном направлениях. Собственно, по этим направлениям созданы 2 научно-исследовательских института, в структуре которых работают 12(!) научных школ. Вот лишь некоторые из них. Научно-исследовательская школа вулканизма и геодинамики занимается развитием методов прогноза, поиском и оценкой нетрадиционных видов энергетических ресурсов Камчатского края; выявлением новых типов сырья и строительных материалов для строительной отрасли Камчатки. Научно-образовательный центр «Технопарк» разрабатывает метод комплексной очистки прибрежных морских вод от техногенных загрязнений. Научно-исследовательская школа месторождений полезных ископаемых изучает условия образования вулканогенных месторождений. Научные исследования ведутся в областях прикладной математики и лингвистики, психологии и педагогики, истории и этнокультурологии, экономики и природопользования.

Университет активно сотрудничает с крупными научными центрами и ведущими вузами России и Камчатского края, среди которых Институт психологии РАН, Институт истории, археологии и этнографии ДВО РАН, Российская академия естественных наук, Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН, Камчатский филиал Тихоокеанского института географии ДВО РАН и др.

Работа не прекращается даже во время летних каникул. Напротив, это период наиболее активной исследовательской деятельности, поскольку студенты заняты в разнообразных лагерях и экспедициях. Ребята трудятся в районах края, получая новые знания и принося практическую пользу. Участники волонтерского лагеря-экспедиции «Зеленый лис» изучают экологию и очищают от мусора русло р. Микижи, студенты из лагеря «Информатик» обучают жителей Милькова, Эссо работе на компьютере, этнолингвисты в Анавгае собирают диалектный материал – каждое лето работают около десятка полевых школ.

- Эти проекты являются брендом университета, и мы целенаправленно резервируем средства для организации научно-исследовательских лагерей, приглашаем аспирантов из российских и зарубежных вузов, - рассказывает проректор по научной, инновационной и международной деятельности Юлия Новик. - Свыше 10 лет подряд мы организуем вулканологическую школу у подножья вулканов Мутновский и Горелый совместно с Институтом вулканологии и сейсмологии, с которым у нас создана интегративная кафедра. В прошлом году школа стала международной благодаря участию студентов и аспирантов из университета Фэрбенкс штата Аляска. А в мае этого года заслужила национальную премию в области географии и экологии «Хрустальный компас» - проект победил в номинации «Просвещение».

Научная деятельность университета получает не только признание в виде почетных наград, но и вполне практические свидетельства успехов, например, такие как патент на изобретение устройства для финишной очистки морских прибрежных вод или зарегистрированные в Роспатенте полезные программы для ЭВМ.

На базе вуза регулярно проходят научно-практические конференции, в том числе и международные, перечислить их в газетной публикации просто невозможно. Творчество юных ученых и изобретателей ежегодно оценивается на федеральном молодежном научно-техническом форуме «Шаг в будущее». Привозить оттуда награды, премии и медали «Лауреат ВВЦ» стало уже доброй традицией камчатских студентов и аспирантов.

 

Парад талантов

 

Более половины студентов являются постоянными участниками концертных программ, фестивалей, занимают призовые места на краевых конкурсах. 23 клуба, студии и 4 спортивные секции объединяют талантливую и активную молодежь вуза по интересам. Наиболее яркие творческие коллективы – вокальная студия «Дива», танцевальные ансамбли «LE_GO» и «1-st horeo», студенческий театр «Каламбур». В состав волонтерского отряда входят 50 человек со всех факультетов. В университете есть черлидеры и мастера неонового шоу. В планах – создание новых объединений, например, дебат-клуба, где ребята смогут оттачивать ораторское мастерство, защиту проектов, играть в интеллектуальные игры политической направленности.

- Молодежные инициативы в университете всегда поддерживаются, их слышат и идут навстречу, - говорит начальник управления молодежной политики и социальной работы Ольга Бурова. – Наши студенты принимают постоянное участие в формировании молодежного парламента Петропавловска и молодежного правительства Камчатского края. Студенческое самоуправление представлено 6 советами, они занимаются всеми вопросами студенческой жизни, от учебного процесса до решения социальных проблем. В прошлом году в работе самоуправления приняли участие около 150 человек. Самые активные из них выезжали на всевозможные тренинги, участвовали в межрегиональном лагере-семинаре «Ириска» и т.д.

Наш университет активно занимается разработкой социально-значимых проектов, и один из них, «Беринг-проект», уже стал лауреатом регионального этапа всероссийского форума. Сейчас мы снова готовимся к участию в этом форуме с проектами, касающимися трудоустройства студентов – что-то вроде биржи труда, на которой ребята легко могли бы найти работу или подработку.

 

Для малышей и суперпрофессионалов

 

КамГУ им. В. БерингаКстати, выпускники вуза находят работу без особых проблем. Основные образовательные программы по каждому направлению подготовки разработаны с учетом требований рынка труда и запросов работодателей. Проводится регулярный мониторинг трудоустройства выпускников в Камчатском крае. Так, по данным городской и краевой служб занятости населения за помощью в трудоустройстве в 2013 году обратились только 17 выпускников, что составляет 6,8 процента от общего выпуска по очной форме обучения. 10 человек из обратившихся были трудоустроены.

Многие студенты трудятся на последних курсах учебы, и одно из мест их работы – родной вуз, а именно – центр семейного развития и психологической помощи населению, созданный на факультете непрерывного образования.

- Наш факультет – самый молодой и динамично развивающийся, - говорит декан Яна Ильинская. – Мы работаем по нескольким направлениям. В структуру факультета входят 5 подразделений. Первый –  центр семейного развития и психологической помощи населению, занимается с детьми от 3 лет, это группы подготовки к школе, обучение иностранным языкам, индивидуальные консультации логопеда и психолога. Также в центре работают со взрослыми людьми, опытные психологи проводят диагностики, консультации по разным аспектам.

В центре довузовской подготовки школьники готовятся ко всем вступительным испытаниям, к сдаче ГИА, ЕГЭ. Данное подразделение (которому уже более 20 лет) очень популярно у абитуриентов, так как подготовка наших специалистов – гарантия хороших баллов на экзаменах.

Следующее направление работы факультета – среднее профессиональное образование, актуально как никогда. На 2-м году набора не было бюджетных мест, но пришло столько же ребят, как и в прошлом году, и сейчас это полноценное отделение, возможно, со временем будет отдельный факультет. Преимущества СПО в том, что, во-первых, поступая на базе 9 классов, дети получают возможность сформировать определенную профессиональную траекторию и решить, в каком направлении они пойдут дальше. А во-вторых, СПО ориентировано на практические навыки, и мы стараемся, чтобы практика длилась на предприятиях в течение всего учебного года. Например, студенты-банкиры будут практиковаться в «ВТБ-банке 24» трижды в неделю. Это очень большой плюс. Для работы по подготовке студентов, получающих среднее профессиональное образование, активно приглашаются специалисты с производств, реальных секторов экономики Камчатского края.

Большим преимуществом является также то, что, поступая на высшее образование, выпускники СПО будут сдавать только наши внутренние тесты, им не страшен ЕГЭ. Но на бюджетные места попадут лучшие из лучших, поэтому мы готовим профессионалов, чтобы у них была возможность работать во второй половине дня, обучаясь по направлениям высшего образования. Учиться по специальностям СПО трудно, но наша задача оставить лучших и подготовить их для получения высшего образования.

Отдел дополнительного профессионального образования известен студентам и работодателям всего края. Отдел предлагает множество программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для всех получающих как среднее, так и высшее образование, а также для лиц, имеющих профессиональное образование и желающих приобрести или усовершенствовать свои компетенции (программы связаны с такими профилями, как экономика, управление, менеджмент, юриспруденция, психология, педагогика, лингвистика). Число слушателей на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки из года в год растет. КамГУ им. Витуса Беринга – единственный университет в крае, который прошел профессионально-общественную аккредитацию. Нас аккредитовала Международная ассоциация непрерывного образования. Мы имеем право выдавать двойные, международные дипломы – «Oxford» и «American Business School».

Отдел дистанционного обучения также входит в структуру факультета, разрабатывает интересные программы в дистанционном формате, но в силу проблем с интернетом в нашем крае внедрение их проходит медленно. Уже протестированы площадки в Вилючинске, Милькове, Елизове, где сигнал местной локальной интернет-сети позволяет в полной мере использовать дистанционный формат обучения.

Мы рассматриваем дистанционный формат не только как выполнение контрольных заданий в письменном виде, а как онлайн-трансляции лекций, семинаров и т.д. Университет делает много проектов, например, по энергосбережению, которые идут в онлайн-формате совместно с ведущими вузами России, такими как Высшая экономическая школа (г. Санкт-Петербург), МиСиС (г. Москва) и т.д. Буквально через несколько недель начнется большой курс повышения квалификации по программе «Энергосбережение», который будет транслироваться на территорию всего Камчатского края.

Прочитав этот материал, вы, уважаемые читатели, наверняка поняли, что имеет в виду ректор Наталья Ильинская, говоря об активном и творческом коллективе. А мы, поверьте, раскрыли перед вами лишь малую часть университетской жизни. Так не пора ли нам, камчатцам, ориентировать своих детей на поступление в камчатский вуз, учить их любви к малой родине, прививать желание талантливым, умным, способным ребятам, оставаясь здесь, развивать свой родной край? Ведь здесь есть для этого все возможности!

 

Эмма КИНАС

Фото из архива КамГУ им. Витуса Беринга

 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.