Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Неподъёмный камень совести

19:26
5254

Митинг в день памяти жертв политических репрессийОт 4 до 40 млн человек на территории бывшего СССР – историки до сих пор спорят о том, каково истинное число жертв советской репрессивной политики.

На Камчатке – 2.600 человек. За этими цифрами - погибшие от расстрелов и голода, сгинувшие в лагерях и психушках, и просто отбывшие несправедливые наказания, и многие другие.  

Репрессивная машина действовала безжалостно и изощренно, зачастую уничтожая людей как мусор. Нельзя забывать и о том, что многие архивные материалы по сей день остаются гостайной за семью печатями.

Я не уверена, что в архивах г. Дмитровграда Ульяновской области, который до 1972 года именовался г.Мелекессом, да и в каких бы то ни было архивах, описана история семьи моей бабушки. Отец, мать и 9 детей, среди которых была и бабушка, являлись состоятельной семьей, владевшей землями и магазинами. В 1930 году именно по этой причине они стали врагами народа, а их собственность прибрало к рукам государство. Ночью во двор приехал грузовик, служащие ГПУ вышвырнули всех из дома, и в чем были, без теплых вещей и запаса провизии, погрузили в машину. Один из старших братьев, попытавшийся вернуться домой за куклой по просьбе 6-летней сестренки, моей будущей бабушки, лег под выстрелами чекистов. То же самое  произошло со старшей сестрой, которая попыталась вступиться за брата. Остальные были этапированы в далекое сибирское село, где жили такие же ссыльные. Почти вся семья вымерла от голода и холода в первый же год. Такая же участь грозила моей бабушке и ее младшей сестре, но их пригрела еврейская семья, дети которых умерли здесь же от болезней и недоедания. Чужим детям они отдавали все, что не успели отдать своим. 

Благодаря этим людям у обеих моих бабушек сложилась долгая и насыщенная жизнь. Все как у многих: высшее образование, большая семья, интересная работа. Но всего этого у них могло бы не быть, не заставь они себя надолго замолчать о событиях своего детства.  За себя они боялись в меньшей степени. В основном – за детей и внуков, которым они, враги народа, опасались испортить будущее. Только в 1991 году они решили, что мы имеем право знать свою историю. Они были уверены, что в стране, принявшей, наконец, правду о миллионах жертв политрепрессий,  все безвозвратно изменилось, и страшное прошлое никогда не вернется, просто потому, что о нем узнали все живущие, получив болезненную, но жизненно необходимую прививку.

Последний путь «Мемориала»?

Доживи бабушки до сегодняшнего дня, они бы сильно удивились, придя на митинг, который состоялся в Петропавловске 30 октября, в день поминовения жертв политических репрессий. Митинг проходил в центре города, на ул.Ленинской, 69, где установлен памятный знак жертвам репрессий на Камчатке. Внешний вид этого маленького памятника больше напоминает глумление над человеческой памятью.

Спасибо агентству по внутренней политике края, которое в честь события организовало небольшую культурную программу с приглашением актрисы, священнослужителя и многочисленными речами чиновников. Но сложилось впечатление, что сами «виновники торжества» столь трепетного внимания к себе не оценили. На митинг пришли немногие пожилые, уже немощные люди, которые хотели просто помянуть погибших и несправедливо осужденных, поделиться и друг с другом, и с представителями власти сегодняшними проблемами. В итоге, это им удалось лишь частично.

Официальным организатором митинга являлось Камчатское региональное отделение общества «Мемориал», которое действует в крае с 1988 года.  

Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество «Мемориал» - неправительственная организация, основной задачей которой изначально было исследование политических репрессий в СССР. Сейчас это содружество десятков организаций в России, Германии, Казахстане, Латвии, Армении, Грузии и Украине, ведущих исследовательскую, правозащитную и просветительскую работу.

Дождавшись своей очереди высказаться, члены «Мемориала» успели упомянуть о ряде насущных проблем и задаться вопросами более глобального порядка. Почему детям в школах не рассказывают о зверствах ГПУ, творившихся на Камчатке? Почему память о павших в Великой Отечественной войне сегодня считается более священной, чем память о миллионах погибших от внутренних репрессий – от рук собственных соотечественников? Разве актуальна прививка только от внешнего фашизма?

Сложившаяся на митинге ситуация не располагала к глубоким ответам на эти вопросы. Возможно, кстати, этот митинг памяти  был последним мероприятием «Мемориала». Верховный суд России на следующей неделе рассмотрит иск Министерства юстиции о ликвидации правозащитной организации. Точные основания иска информагентства пока не называют. Но не исключено, что основанием является тот факт, что «Мемориал» отказывается регистрироваться в качестве иностранного агента, каковым его признал 12 сентября текущего года Мосгорсуд.

 

О жертвах репрессий вспоминают все реже

Митинг в день памяти жертв политических репрессийВиктория Добронравова в прошлом – камчатский политик, состоит в обществе «Мемориал» с 1989 года, сегодня является руководителем его Елизовского отделения.

- Виктория Владимировна, из 2.600 жертв политрепрессий на Камчатке скольких удалось реабилитировать?  

- Реабилитировано около 2 тысяч человек. Соответственно, в отношении примерно 600 человек справедливость так и не восстановлена. Писатель, журналист, историк Валентин Пустовит, который давно занимается исследовательской работой в архивах, сегодня работает над  документальной книгой «Враги народа». Его исследования в очередной раз доказывают: чтобы человека реабилитировать, нужно преодолеть огромные чиновничьи преграды. Процесс реабилитации осложнен, в частности, тем, что сначала в отношении «врагов народа» заводили дела о сугубо уголовных преступлениях, а уже к ним добавляли «антисоветскую» статью. Те 600 наших земляков, которых до сих пор не удается реабилитировать, подверглись именно такого рода преследованиям. Уголовные же дела возбуждались по любому случаю: завернул табак в газету с портретом Сталина, выловил рыбку, постоял рядом с дерущимися и т.д.

- Чем сегодня занимается «Мемориал» на Камчатке?

- В течение октября у нас в Елизове прошла серия слушаний «Память сильнее времени». Начиная с 1917 года, мы попытались проследить, как начались репрессии на Камчатке, как это происходило. Стараемся собирать историю репрессий по крупицам, фиксируем рассказы участников событий, их родственников, организовываем встречи.

В начале 1990-х годов на собранные среди репрессированных граждан средства мы поставили небольшой памятный знак – «Камень совести». Впоследствии, как многие знают, его перенесли. Причем при переносе знак был сильно поврежден, и до сих пор он пребывает в плачевном состоянии.

Появится ли достойный памятник жертвам репрессий на Камчатке – трудно сказать. Даже самый скромный памятник будет стоить средств, которые самим репрессированным  непосильны.

Чтобы идея памятника воплотилась, и власть, и общество должны хорошо знать историю тех лет, знать события, связанные с политическими репрессиями. Но еще не так давно чиновники от культуры предлагали мероприятия «Мемориала» предварять фонограммой песни «Поклонимся великим тем годам», и это звучало как издевательство. Сегодня о жертвах репрессий вспоминают все реже. Мы видим, что дети, молодежь очень мало знают о тех событиях.

- Виктория Владимировна, напомните, пожалуйста, коротко о событиях в бухте Бабья, которые сегодня упоминались на митинге.

- В 1932 году ГПУ вело дело, объединенное под названием «Автономная Камчатка», по которому проходило несколько сотен «политически неблагонадежных» граждан.  98 человек поставили только на один кунгас, связали по рукам и ногам и потопили живьем. А таких кунгасов и барж было несколько. На одной из них в бухте Бабьей погиб мой дед, Георгий Добровольский.

- Эти события изложены в литературе?

- В начале 1990-х годов усилиями Камчатского отделения общества «Мемориал» была издана «Книга памяти» о тех событиях. Вышла она в Твери.

Мария Шупеник

P.S. Анна Дорош, председатель Камчатского отделения общества «Мемориал», сообщила, что памятный знак «Камень совести» все же планируется реконструировать. Координирует данный проект агентство по внутренней политике Камчатского края. На сегодняшний день заключено соглашение о намерениях между Камчатским отделением «Мемориала» и ООО «Военная мемориальная компания», которая должна провести работы по реконструкции. Предварительно обозначены и сроки завершения работы – октябрь 2015 года.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.