Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Японские рыбаки на Камчатке: между миром и войной

19:43
10763

японцыСветлана КОШКАРЕВА, доцент кафедры истории России и зарубежных стран Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга – одна из участников прошедшей недавно научно-практической конференции «Человек в истории». Исторические конференции – давняя традиция, основоположником которой является эта кафедра,  которую возглавляет Валентина Ильина.  Из года в год конференции проливают свет на малоизученные факты из истории Камчатки.

«Дальний Восток и Камчатка как составная часть стратегического тыла СССР в годы Великой Отечественной войны» – так звучала тема 12-й межрегиональной научно-практической конференции «Человек в истории», которая прошла в краевом центре 15-17 октября. Молодой историк Светлана Кошкарева подготовила для мероприятия интереснейший доклад на тему «Японская рыбопромысловая деятельность на Камчатке в годы Великой Отечественной войны», который мы публикуем сегодня в сокращенном виде. Наряду с другими работами в своем полном варианте он будет издан в специальном сборнике.

Что мы знаем о японцах, живших и работавших на Камчатке в те далекие годы? В лучшем случае то, что они вели здесь рыбопромысловую деятельность, а после Великой Отечественной войны многие из них подверглись репрессиям. Но был длительный период, когда к японцам и их деятельности относились с уважением, что было продиктовано и экономической, и политической целесообразностью.

 

Лучшие участки – для японских рыбаков

В довоенное время, в 1920-1930-е годы, становление и развитие рыбной промышленности на Камчатке происходило при активном участии японского капитала в экономике края. Юридическим основанием концессионной деятельности японских рыбопромышленников была Рыболовная конвенция 1928 года, которая неоднократно продлевалась. В соответствии со статьями Конвенции аренда рыболовных участков, располагавшихся в конвенционных водах, осуществлялась с публичных торгов без каких-либо различий между гражданами СССР и японскими подданными. Японские подданные, получившие права рыболовства, подчинялись советским законам.

Для чего понадобилось привлекать на Камчатку иностранный капитал? Без него не так просто было освоить природные богатства региона. Японские предприниматели способствовали формированию производственно-технической базы, решению кадровой проблемы. А что касается политического аспекта - вопрос о концессиях был важным орудием советской дипломатии. Действовавшие после свертывания НЭПа концессии сохранялись, в том числе, в интересах международных отношений. Советско-японские отношения имели напряженный характер, но быстрая ликвидация японских концессий в регионе могла привести к нежелательным внешнеполитическим последствиям.

Японская рыбопромышленная компания «Ничиро Гио Гио Кабусики Кайся» сохраняла свое присутствие на Камчатке практически до конца Второй мировой войны, оставаясь одним из самых продолжительных по времени иностранных предприятий, действовавших на территории СССР. Советское руководство получало дополнительный доход от деятельности сохранившихся концессий. В условиях военного времени правительство было заинтересовано в использовании легальных финансовых источников, позволяющих облегчить бремя войны.

Так, например, в Восточно-Камчатском районе японцы по количеству арендуемых участков в 1941 году имели преимущество над всеми отечественными секторами по добыче сырца. Японский сектор по этому показателю составил 72,9 процента. Основная масса лучших участков находилась в аренде японской фирмы «Ничиро».

Предприятия японского концессионера были хорошо технически оснащены. Из общего числа арендуемых участков японцы не эксплуатировали в Восточно-Камчатском районе всего-то 8,7 процента участков. Производили японцы, главным образом, консервы.

В годовом отчете о работе Большерецкой рыбоохранной инспекции за 1941 год указывается, что «взаимоотношения рыбопромыслового надзора с должностными лицами японских промыслов в истекшем году было строго деловое, случаев некорректного поведения не было, а также не наблюдалось случаев нетактичного или вызывающего поведения со стороны доверенных и переводчиков, наоборот, подчеркивалась изысканная вежливость, чувствовалось, что дело без специального инструктажа не обошлось».

 

Война рыбаку не товарищ

Международная обстановка вносила свои коррективы в работу японских рыбопромышленников на Камчатке. Сокращался численный состав рабочих, прибывавших на промыслы. Значительно увеличилось число рабочих и ловцов допризывного возраста и стариков. Виной тому - долголетняя война в Китае, которая задействовала основную массу японских промышленных рабочих. В документах отмечается, что на протяжении всего сезона 1941 года  «вывоз продукции производится нервными темпами», а «количество заходов пароходов значительно увеличилось». Японская компания «Ничиро», по данным годового отчета рыбоохранной инспекции за 1942 год, приступила к работе на концессионных участках «впервые с опозданием на 9 суток по причине ограничения и строгого распределения тоннажа».

Несмотря на трудности военного времени, японцы тщательно организовывали работу на промыслах, имели качественный инвентарь и промышленное снаряжение. На японских заводах строго поддерживался порядок работы.

При непогоде, во время волнения моря, японцы, как правило, продолжали осуществлять лов, в отличие от советских рыбопромышленников. Причина в том, что на советских промыслах было недостаточное количество неводных кунгасов, причем работающие кунгасы находились в ветхом состоянии, сильным прибоем у берега быстро подвергались разрушению.

Особых нарушений со стороны японской компании в рыболовном сезоне 1942 года зафиксировано не было. Это объясняется тем, что, с одной стороны, фирма «Ничиро» сама считала нежелательным конфликты с советскими властями,  избегала их. А с другой стороны, в 1942 году был усилен контроль за действиями арендатора, в силу чего даже незначительное нарушение договора становилось известным советской стороне, сразу же принимались предупредительные меры.

японцы25 марта 1943 года между СССР и Японией был подписан протокол о продлении на 1943 год Рыболовной конвенции. Переговоры по вопросу заключения новой конвенции возобновились в сентябре 1943 года, и длились более полугода. Было решено: СССР сдает некоторое количество участков на Тихом океане на коммерческой основе, по принципу торгов.

Рыбопромысловая деятельность японской компании «Ничиро» в военный период стала приходить в упадок. Акции компании на протяжении всего 1943 года  неизменно понижались, а в связи с обострением военного положения в северной части Тихого океана японцы не эксплуатировали в рыболовный сезон 1943 года промыслы восточно-камчатского побережья. На собрании пайщиков «Ничиро» в феврале 1944 года было утверждено понижение дивиденда до 6 процентов против обычных 8 процентов. Ничировец Хирацука сокрушался по поводу того, что война тяжело отражается на предпринимательской деятельности, и ее (т. е. войну) пора бы заканчивать.

Уже в 1943 году из 325 арендуемых участков японцы не эксплуатировали 205 участков, или более 63 процентов. Это объяснялось и внутренним положением Японии в военный период. Причинами свертывания концессионной деятельности японцев в рыбной отрасли стали недостаток рабочей силы, транспорта, промышленного снаряжения, консервных банок, ящичной тары, горючего и т. д.

С подобными трудностями ведения рыбопромысловой деятельности сталкивались и советские промышленники. Об этом свидетельствует тот факт, что некоторая часть заарендованных госсектором морских рыболовных и краболовных участков в военные годы не эксплуатировалась.

В 1944 году японские промышленники эксплуатировали только 34 рыболовных участка, а остальные 227 рыболовных и 16 краболовных участков совсем не эксплуатировались.

 

Были партнеры, стали враги

5 апреля 1945 года В.  Молотов принял посла Японии в СССР Н. Сато и сделал ему заявление о денонсации пакта о нейтралитете между СССР и Японией. Дело шло к военным действиям…

В 1945 году японские рыбопромышленники уже совсем не эксплуатировали заарендованные рыболовные и краболовные участки по всему Охотско-Камчатскому побережью. Все имущество (консервные заводы, утильзаводы, рефрижераторы, холодильники и рыбообрабатывающие базы), а также рыболовные и краболовные участки, ранее находившиеся в пользовании японских рыбопромышленников по западному и восточному побережьям Камчатки, были переданы Камчатскому Госрыбтресту. По Охотскому побережью бывшее японское имущество передавалось Охотско-Аянскому Госрыбтресту.

Японские рыбопромышленники предпринимали попытки забрать свое имущество, оставленное на территории СССР по объективным причинам. Так, например, 31 июля 1945 года в Кихчинский район прибыли два парохода за рыбопродукцией, оставленной из улова 1944 года на заводах №№ 20, 21, 75 и базе №806.

Пароход «Риюхо-мару» прибыл с рабочими, в количестве 405 человек. Администрация японского парохода состояла из 8, а экипаж – из 50 человек. С завода №20 на «Риюхо-мару» было отгружено 10.649 центнеров рыбопродукции, а с завода №21 – 14.352 центнера (кета, нерка, кижуч, горбуша, икра русского и японского посола, консервы и т. д.).

Пароход «Касадо-мару №2» прибыл с рабочими в количестве 371 человека. Администрация парохода состояла из 6, а экипаж – из 55 человек. На «Касадо-мару №2» с завода №75 было отгружено 7.042 центнера и с базы №806 – 14.772 центнера рыбопродукции (кета, нерка, кижуч, горбуша, икра японского посола, консервы и т. д.).

В связи со штормовой погодой эти пароходы с погрузкой рыбопродукции задержались на Камчатке до 9 августа 1945 года. 8 августа 1945 года советское правительство объявило войну Японии, и японские рабочие, а также члены экипажей, прибывших на Камчатку, были интернированы. Пароход «Риюхо-мару» был укомплектован командой Тихоокеанского флота и переведен вместе с рыбопродукцией во Владивосток. Пароход «Касадо-мару №2» 9 августа, в 18 часов, был подорван бомбой с самолета и потоплен с рыбопродукцией. Кроме отгруженной на эти пароходы, осталась рыбопродукция на заводе №75 (406,5 центнера), который был передан Кихчинскому рыбокомбинату Камчатского Госрыбтреста вместе со всей оставшейся рыбопродукцией.

В кратчайший срок были составлены акты по приему советскими государственными предприятиями бывших японских рыбопромышленных предприятий на Камчатке. Бывшие японские рыбоконсервные заводы предполагалось ввести в эксплуатацию в 1946 году.

Так, объявленная Советским Союзом война Японии окончательно поставила точку в концессионной деятельности японских рыбопромышленников на территории Камчатки. С 1945 года между СССР и Японией на долгое время прекратилась совместная деятельность в области рыболовства.

 

Подготовила Мария ВЛАДИМИРОВА 

 

Несмотря на трудности военного времени, японцы на Камчатке имели качественный инвентарь и промышленное снаряжение. На японских заводах строго поддерживался порядок.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

0
Андрей 4 года назад #
Спасибо, очень интересная статья.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.