Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Людская память…

22:42
3423

Память – один из критериев оценки разума живущих на земле. Молодое поколение, в связи с многолетней возней и неустроенностью в России, искажением истории в угоду политической конъектуры, запустением работы по патриотическому воспитанию, почти ничего не знает ни о Второй мировой войне, ни об Афганской, ни о других вооруженных конфликтах. И это является прямым укором нашему среднему образованию и отношению власть предержащих к истории Отечества. Еще древнегреческий философ Сократ справедливо заметил: «Общество, которое не помнит своего прошлого, обречено существовать без будущего».

Длительное время я собираю материалы о ветеранах Великой Отечественной войны и о воинах-«афганцах». Не для того, чтобы сравнивать великую битву советского народа с фашизмом и боевые действия наших парней в Афганистане. Неблагодарное это занятие. По масштабам событий, по идеологическим, политическим, экономическим значениям это две разные войны. Но у них, вне всякого сомнения, есть много общего.

Одними боевыми орденами и медалями награждались участники этих войн. И под Сталинградом, и под Кандагаром солдаты рыли окопы, кормили вшей. В Великую Отечественную и в Афганскую войну наши воины совершали подвиги, защищали свое Отечество. Ветераны двух войн познали скупую мужскую дружбу и боевое братство. Одинаков текст «похоронок»: «Ваш сын (муж), верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб при исполнении обязанностей…». И после 1945-го, и после 1989-го остались вдовы и сироты, матери, отцы и даже дедушки с бабушками, потерявшие мужей, отцов, сыновей и внуков. «Афганцы», как и ветераны Великой Отечественной, попадали во вражеский плен и пропадали без вести. Нередко в наши дни инвалиды двух войн стоят вместе в очередях ко всевозможным бюрократам за бесчисленными справками. 

Афганистан прочно вошел в сознание и жизнь нескольких поколений наших соотечественников. Ветераны Афганской войны еще долго просыпались среди ночей, мучимые кошмарами. Еще долго по ночам они ходили в атаку и спасали своих боевых друзей. А придя в себя, тихонько отправлялись на кухню, выпивали «купеческий» чай, освобождаясь от холодного пота. Ну, а молодому поколению необходимо напоминать о преданности Родине, честности, отваге и мужестве, чувстве долга, проявленными 19-20-летними парнями в жестокой и страшной Афганской войне.

…25 декабря 1979 года, в 15.00, первые подразделения Краснознаменного Туркестанского военного округа пересекли границу Афганистана. Участие в боевых действиях наших войск не предусматривалось. Подавляющее большинство офицеров и солдат абсолютно искренне считали себя воинами-интернационалистами, помогающими дружественному народу закрепить завоевания Апрельской революции. Главная задача интернационального долга СССР – не дать затоптать молодые побеги афганского социализма.

В приграничных районах советских солдат радостно встречали афганские мальчишки-бачата. Несмотря на холодный декабрь, дети бегали в галошах на босу ногу. Поражала нищета тамошних селений. Вдруг раздались выстрелы. В наших воинов стреляли афганцы. Но ведь советские воины не захватчики, не оккупанты, а друзья! Мы пришли с благими намерениями. Непонимание ситуации привело к гибели людей. Все осознали, что началась война. Не знали только, что для нас она продлится свыше 9 лет...

Сегодня к событиям, происходившим в конце декабря 1979 года, отношение неоднозначное. За видимым радушием, цветами и лепешками, которыми нас встречали тогда на афганской земле, можно было разглядеть тревогу на лицах этого гордого и воинственного народа. Потом советские воины столкнулись и с коварством, и с жестокостью, и исламским фундаментализмом афганцев. Но все это будет потом! А то, что мы увидели в канун 1980 года, нас, мягко говоря, удивило и потрясло…

К примеру, по сравнению с европейской частью Советского Союза Туркменская ССР нам казалась какой-то убогой, заброшенной республикой. Но и она в сравнении с Афганистаном выглядела процветающей цивилизацией! Что в первую очередь бросалось в глаза? Полное отсутствие электричества и элементарной механизации при обработке земли. Окна глинобитных домиков (дувалов) были закрыты кожей животных. Ощущение такое, что на машине времени ты попал в дикое средневековье. Впрочем, по григорианскому календарю был канун 1980 года, а по афганскому – шел год 1362-й!

Чтобы хоть немного понять афганцев, надо побывать в их шкуре. Хотя бы на время нужно стать такими как они: есть руками, пить мутную воду из реки, спать на земле, ходить по горам – согнувшись и бесшумно, чтобы не спровоцировать обвал. А главное – вычеркнуть из памяти все блага цивилизации. К такому выводу я пришел уже после возвращения на Родину.

Спустя годы стал по-другому восприниматься Афганистан, который, как и все шурави, забыть никогда не смогу. Мне долго еще снилось афганское небо – этот огромный небосвод, который бывает таким бескрайним только на Востоке. Виделись во снах дикие горы – совсем не такие, как у нас на Северном Кавказе или на Урале. Это голые скалы без намека на растительность, напоминающие сюжеты из фантастических фильмов… Короткие росчерки падающих звезд и затяжные следы метеоритов (а в афганском ночном небе часто видны метеоритные дожди) усиливают эти впечатления. Перебирая в памяти афганские события, ловишь себя на мысли, что примитивный суровый быт тамошних обитателей больше не смущает твой «цивилизованный» ум.

А тогда, в начале 1980-х годов, нам некогда было любоваться фантастическими пейзажами и сказочными панорамами средневековых гор. Мы просто выполняли свой воинский и интернациональный долг. Мы защищали южные рубежи нашей Родины. Защищали также простых афганцев от собственных экстремистов. Хотя мирные жители очень часто не понимали, что мы им делаем добро. Тогда мы и слыхом не слыхивали о террористе Усаме Бен Ладане и руководимой им исламской бандитской организации «Аль-Каида». Эта мразь, рожденная и вскормленная Вашингтоном, появится в Афганистане позже – специально для убийства советских солдат и офицеров. Впрочем, «Аль-Каида», как известно, в настоящее время уничтожает своих родителей-американцев, в том числе и на территории самих США. В начале 1980-х годов мы, первые шурави, воевали с полевыми командирами, не менее жестокими чем Бен Ладен. Воевали, в том числе, за счастье афганского народа. Каждый из нас искренне верил в то, что если сегодня перебьем всех душманов, то завтра простые дехкане обретут мир, спокойствие и благополучие.

Нам было невдомек: почему душманские отряды день ото дня становятся все более многочисленными. Да и как можно быть «аналитиком» в зоне боевых действий? Было ли у нас право обсуждать приказ Родины?! Это на закате перестройки псевдодемократы заявили: «Афганская война – ошибка советского руководства». Десятки тысяч убитых, раненых, инвалидов – всего лишь политическая ошибка! И никто из власть предержащих не понес (и никогда не понесет) ответственности за миллион исковерканных судеб воинов-интернационалистов.

До сих пор не понятно, чем руководствовалось высшее руководство страны, строго засекречивая информацию об участии наших солдат и офицеров в боевых действиях на афганской земле. До середины 1980-х годов категорически запрещалось делать надписи на надгробьях о том, что погребенный погиб в Афганистане. Советским воинам, павшим на поле брани, отказывали даже в последних человеческих почестях, руководствуясь какой-то придуманной оторвавшимися от реальной жизни чиновниками «политической точкой зрения». Впрочем, и солдаты Великой Отечественной войны тоже были не в лучшем положении. Ведь многие из них не похоронены до сих пор.

Афганская война никого нет щадила. Все, как поется в известной песне Б. Окуджавы: «Мы все войны шальные дети - и генерал, и рядовой!» (в январе 1982 года в Афганистане трагически погиб генерал-лейтенант П. Шкидченко). Однако, поговорили и забыли. Или проблема пленных. Советские власти действенных мер по их освобождению не предпринимали. Предпочитали не ворошить эту тему. Многим из высших партийных функционеров безразличны были судьбы людей, которых они посылали на смерть выполнять мифический «интернациональный долг». Ведь своих сыновей и родственников они предпочитали отправлять, в основном, на дипломатическую и внешнеэкономическую работу в благополучные страны и международные организации (пример сына генерала армии В.  Вареникова, Владимира, который служил в Афганистане командиром полка, а затем - начальником штаба дивизии, является, скорее всего, исключением). Да и не до пленных стало. Разгорелась новая война – уже на территории России, на Северном Кавказе. Опять гибнут сотни, тысячи ребят. Гибнут из-за чьих-то политических ошибок и амбиций…

Современные вооруженные конфликты, так называемые «контртеррористические операции», отодвинули на задний план Афганскую войну. Но эти 9 с лишним лет огненных годков стали судьбоносными для нас, воинов-интернационалистов, для шурави. Для кого слава и власть, а для кого – инвалидная коляска и забвение. Никто не сможет сосчитать тех, для кого Афганская война в 1989 году не закончилась. Нужно низко поклониться в ноги тем, кто не забывает своих погибших товарищей, вместе с близкими и родными разделяет боль и горечь утраты.

Нельзя не отметить одну важную особенность ветеранов Афганистана. Не только потому, что они выполняли интернациональный долг в далеком государстве. Мы все были гражданами, патриотами многонационального Советского Союза. И в Афганистане мы жили единой семьей, выполняя общие боевые задачи. С теплотой в сердце я могу назвать десятки и десятки имен моих боевых товарищей. Они самых разных национальностей. Это прибалты, украинцы, узбеки, таджики, армяне, азербайджанцы и многие-многие другие. Всех их афганцы называли одним словом – шурави (советские). Они в равной степени делили все тяготы и невзгоды военного времени наравне с русским солдатом. И многие из них были награждены советскими орденами и медалями. Другое дело - ради чего? Ведь солдаты и офицеры всегда являются пешками в чьей-то большой игре, и сами войн никогда не начинают, но, как правило, расплачиваются своими жизнями именно они.   

В пекле Афганистана мужала и крепла вера. Извечная вера простого солдата в братство боевое. На войне мы обходились без высоких и громких слов. Их стыдились, их презирали, как презирают ложь. Память о павших требует правды. Павшие молчат. Но у тех, кто выжил, не утихает афганская боль. И в этом – поведать всю жестокую правду о минувшей войне – видят они собственный долг. Да и как – забыть?.. Никакое время не залечит раны, не воскресит погибших. И в этом наша общая боль…

Нередко сам себе задаю вопрос: является ли та война политической ошибкой? Видимо, и да и нет! Американцы, которые находятся сейчас там, могли прийти раньше. Другое дело, что наш ввод был недостаточно подготовлен. Мы вошли со своим уставом в чужой монастырь, попав в страну с другим менталитетом, вероисповеданием. А солдаты и офицеры 40-й армии были не готовы принять тот уклад жизни, который существовал в Афганистане. И хотели там строить социализм по своему образцу и подобию. Та же земельно-водная реформа и другие преобразования, которые там проводились, находили только отчасти понимание среди населения. Менталитет другой. «Если Аллахом дано человеку быть пахарем – он будет пахарем, дано быть богатым – он будет богатым», - так завещали правоверным Аллах и его пророк Мухаммед. И переломить эти представления в мусульманской стране невозможно.

Несомненно, мы несли и зло, прочесывая деревни, «зеленки», но вместе с тем мы много строили: там открывались школы и детсады, было много совместных предприятий, в том числе транспортных, завод железобетонных конструкций, в Кабуле был построен целый район. Поэтому отношение к русским, безусловно, лучше. И вышли мы оттуда достойно, не так, как будут уходить американцы, и не с теми проклятиями, которые они услышат, покидая Афганистан. В прессе много говорилось о том, что было много жертв среди мирного населения. В этом есть и наша вина. Но американцы сегодня гораздо больше виноваты перед мирным афганским населением.

Человечество сегодня вполне справедливо требует бескомпромиссной борьбы с международным терроризмом. Вся мировая общественность заняла жесткую позицию по отношению к исламскому фундаментализму. Но все это нужно и можно было сделать намного раньше.  И именно мы, шурави, в 1980-х годах были на переднем плане борьбы с террористами-исламистами. И если бы тогда Запад (США - в первую очередь) отбросил идеологические разногласия с СССР, не взращивал бы Бен Ладана и ему подобных мерзавцев, а действовал во имя безопасности мирового сообщества, мир сегодня был бы другим. Не состоялись бы чудовищные теракты в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, не взрывались бы американские посольства и консульства в азиатских и африканских странах, не охотились бы талибы за солдатами НАТО в достопамятном Афганистане, а бандеровская нечисть не совершила бы в Киеве государственный переворот и не развязала бы гражданскую войну против юго-востока Украины. Многих бед не было бы! Однако, говорил древнегреческий философ Сократ, бессмысленно упрекать историю. Что свершилось – не изменить. Надо только помнить и знать ее – ИСТОРИЮ!

…Уходит поколение победителей в Великой Отечественной войне.  И это большая ошибка – не уделять должного внимания тем, кто участвовал в боевых действиях в Афганистане, Таджикистане, Чечне, Приднестровье, Анголе, Мозамбике, бывшей Югославии и других «горячих точках». Потому что люди, прошедшие войну, – это фундамент, на котором власть может более или менее хотя бы спокойно существовать…

 

Александр НУРЕЕВ, ветеран Афганской войны

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.