Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Может ли стать Камчатка новым Гонконгом?

22:20
2429

В эти дни в Москве решается вопрос: каким дальневосточным краям и областям дать деньги на воплощение в жизнь идеи ТОРов в 2015 году.

Создание территорий опережающего развития должно помочь региону шагнуть вперед, воспользоваться всеми преимуществами географического положения, которое раньше считалось не плюсом, а, скорее, минусом. Теперь рассматривается не отдаленность от Москвы, а близость к азиатско-тихоокеанским странам.

На кону 7 млрд рублей, которые государство готово вложить в следующем году в наиболее привлекательные и экономически выгодные проекты. И если в начале года в обойме было около 400 проектов, то естественный отбор сократил их количество сначала до 38, а сегодня - до 14. Из них, по информации центра политических технологий, 5 находятся в Приморском крае, 3 в Хабаровском крае, по 2 - у Якутии и Амурской области, и по 1 - у Камчатского края и Еврейской автономной области.

Что представляет полуостров? Это проект создания территории опережающего социально-экономического развития, который так и назвали – «Камчатка». ТОСЭР «Камчатка» предусматривает создание нескольких промышленно-логистических зон портового типа: терминал навалочных грузов, контейнерно-логистический терминал международного класса, рыбопромышленный и бункеровочный терминал и бизнес-зона (социально-деловой центр). Часть площадок планируется создать на базе предприятий «Петропавловская судоверфь» и «Жестяно-баночная фабрика». Ряд промышленных объектов и бизнес-зону – на базе производственных мощностей компании «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод», на берегу бухты Южной Авачинской губы.

«Наш проект был рассмотрен и поддержан членами Совета Федерации России. У нас уже есть готовая инфраструктура, потенциал судоремонтной базы, которую можно модернизировать. В непосредственной близости находятся транспортные коридоры, которые проходят из стран Юго-Восточной Азии в Америку и далее в Европу. Считаю, что наш проект достаточно проработан, и должен быть поддержан на федеральном уровне», – обозначил позицию властей Камчатки зампред правительства края Юрий Зубарь.

Как раз для того, чтобы дать оценку проработанности проектов, претендующих на вхождение в программу государственной поддержки территорий опережающего развития, на полуостров прибыл заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Осипов. Он провел несколько рабочих совещаний с потенциальными инвесторами, представителями малого и среднего бизнеса Камчатского края, с представителями властей, на месте осмотрел территории, на которых предполагается создать ТОСЭР.

С замминистра Минвостокразвития за время его короткого пребывания на Камчатке пытались встретиться многие, но он дал возможность и камчатским журналистам задать несколько вопросов.

- Очень приятно было работать с представителями Камчатки. Мы разговаривали на одном языке. А ведь чтобы реализовать любой инвестиционный проект, приходится решать гигантский пласт вопросов. Такая работа требует профессионализма, а также финансовых, инженерных, инфраструктурных, организационных, правовых знаний. Нам приходилось все прорабатывать на самом детальном уровне. Вплоть до того, какой диаметр труб будет использоваться для создания инфраструктуры. Потому что даже такая вроде бы мелочь сильно может повлиять на стоимость проекта.

 

- Какие у вас ожидания от реализации на Камчатке ТОСЭР? Ждать или нет строительства нового Гонконга?

- К этому надо стремиться. Весь вопрос в масштабе явления. Если говорить напрямую, возможности Камчатки, ее конкурентные преимущества не меньше, а возможно, и больше чем у Гонконга. И точно больше, чем у Сингапура, где даже воды собственной нет. У меня высокая оценка камчатского проекта. Это реальные предприниматели и инвестиционные проекты в высокой стадии готовности. Сами инвесторы финансово способны их реализовать. А Минвостокразвития всегда поддерживает «живые» и эффективные проекты.

 

- По каким критериям вы отбираете лучшие проекты?

- Критерии, по которым отбираются ТОРы, просты. Это соотношение частных и бюджетных инвестиций, соотношение планируемых бюджетных доходов к бюджетным инвестициям и вклад в прирост валового регионального продукта от действия территории опережающего развития.

 

- Сейчас вопросы состояния экономики - самые болезненные. Не повлияет ли обрушение российского рубля на воплощение в жизнь территорий опережающего развития?

- У большей части представленных проектов инвестиционная эффективность только возросла. Ведь они ориентированы на внешние рынки. На Дальнем Востоке лавочки и мануфактурки не могут быть резидентами территорий опережающего развития, так как из-за малого количества населения ориентация на внутренний рынок невыгодна. А на внешнем рынке все расчеты идут в валюте. Важно, что у подавляющей части проектов, которые мы рассматривали, финансовые вопросы уже решены. «Деньги у нас есть», – говорят инвесторы. Ваши камчатские инвесторы, в основном, не собираются брать деньги в финансовых учреждениях России, а надеются на свои силы и помощь южнокорейских источников капитала.

 

- Реально ли превратить порт Петропавловска в порт-хаб, где пересекались бы разные транспортные потоки?

- Фактически Петропавловск сможет стать портом-хабом только тогда, когда будет решен ряд вопросов. Необходимо, во-первых, модернизировать морской торговый порт, привести в порядок причалы, заняться дноуглублением. Это даст возможность заходить в порт Петропавловска океанским судам с глубокой осадкой. Во-вторых, необходимо зазвать на Камчатку лайнеры, которые оставляли бы здесь грузы, эти грузы можно было бы перенаправлять, разделять на потоки. В-третьих, необходимо сделать так, чтобы работа здесь шла быстро, без долгих ожиданий, без обременительных процедур. Каждое из этих направлений требует времени и организации.

Для модернизации порта мы планируется привлечь резидентов, находящихся в порту. По второй части мы сейчас активно проводим работу с зарубежными коллегами и планируем совместно с фондом развития Дальнего Востока создать специализированную компанию. Она будет убеждать грузоперевозчиков и грузоотправителей завести грузовые потоки в российский порт. Им нужно объяснить выгоды использования той инфраструктуры, которая здесь будет создаваться.

По третьему пункту мы готовим изменения в нормативно-правовые документы, которые сделали бы процедуры, которые у нас проводятся в портах, конкурентоспособными с подобной практикой в зарубежных портах. Это длительная, тяжелая работа, но она ведется.

 

Ольга СЕМЁНОВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.