Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

О состоянии и перспективах развития дополнительного образования детей в Камчатском крае

16:47
5017

рисуютНа современном этапе модернизация российского образования и повышение его качества рассматриваются в неразрывной связи c решением воспитательных задач, созданием условий для наиболее полной и гармоничной реализации человеческого потенциала.

Система дополнительного образования детей является неотъемлемой частью единого образовательного процесса. Она создает юному человеку условия, позволяющие ему полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок живет, реализуя себя, решая социально значимые задачи, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то в будущем у него гораздо больше возможностей достичь существенных результатов, сделать безошибочный выбор.

Известно, что Закон об образовании в РФ не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов. Содержание дополнительного образования не стандартизируется — оно безбрежно.

В Камчатском крае это направление выросло в систему центров технического и художественного творчества детей, домов детского творчества, детского туризма и экскурсий, детских и юношеских спортивных школ, детских музыкальных и художественных школ, кружков и секций в общеобразовательных школах. Детям и подросткам дополнительное образование помогает развить дарования, таланты, воспитать вкус творчества, сделать первые шаги в будущей профессии, формирует мощный пласт хорошо образованных, духовно богатых, деятельных людей.

Современное дополнительное образование в Камчатском крае реализуется в 77 организациях дополнительного образования детей, общеобразовательных школах, дошкольных организациях, организациях среднего профессионального образования и охватывает различные сферы деятельности: образование, культуру, искусство, физическую культуру и спорт, молодежную политику.

В последнее время удалось добиться значительного увеличения участия школьников в кружковой работе в школах: в 936 кружках обучаются более 19351 человека. Этому способствовал переход на новый образовательный стандарт, который предусматривает внеурочную деятельность.

Дополнительное образование создает ситуацию успеха, помогает становлению ребенка как успешной личности: будучи не особенно успевающим по основным школьным дисциплинам, он вполне может оказаться в числе лидеров в художественной студии или спортивной секции.

В связи с этим особое внимание уделяется ребятам «группы риска», состоящим на учете, более 80 % из которых вовлекаются в организованные формы занятости, социально значимые виды деятельности.

В рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» на базе педагогического колледжа работает Центр дистанционного образования детей с особыми образовательными потребностями. Педагогический коллектив Центра, наряду с программами начального общего, основного общего и среднего полного образования, дистанционно реализует и программы дополнительного образования для 104 обучающихся.

Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования удается, как правило, сломать стереотип однозначного восприятия школьника как слабого или трудного ребенка и помочь ему добиться успехов.

Все чаще в практику работы внедряются программы, имеющие социальную направленность. Наиболее востребованными остаются программы художественной и физкультурно-спортивной направленности.

Качество дополнительного образования детей напрямую связано с педагогической компетентностью кадров, их профессиональным и культурным уровнем, творческим потенциалом. Поэтому повышение профессионального уровня педагога и формирование методического корпуса ­– необходимое условие модернизации системы дополнительного образования детей. В прошлом году свою квалификацию повысили около 40 % педагогических работников учреждений дополнительного образования детей.

Сегодня на федеральном уровне принят ряд документов, официально включающих дополнительное образование детей в ряд приоритетов государственной образовательной политики. Это и Федеральный закон «Об образовании в РФ», и государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы», и Концепция развития дополнительного образования детей.

К 2020 году предусмотрено увеличение числа детей, обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам, до 70-75 %. Примечательно, что в Камчатском крае данный показатель уже достиг 69,4 %.

В прошлом году были реализованы 153 программы, 35 % которых ориентированы на организацию занятий подростков во внеурочное время, социальную адаптацию и профилактику правонарушений.

Важнейшее требование, которое предъявляется к программам,– их соответствие государственному и социальному заказу. Основное внимание в системе дополнительного образования сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения; на многообразии видов деятельности, удовлетворяющих самые разные запросы; на личностно-деятельном характере образовательного процесса.

Наиболее слабым местом в этой цепочке продолжает оставаться практика выявления социального заказа, определение социального запроса, идущего от населения.

Настоятельной необходимостью сегодня становится внедрение в систему дополнительного образования эффективных механизмов изучения потребностей детей и родителей. Однако вместе с тем организациям дополнительного образования нельзя идти исключительно в фарватере сиюминутных потребностей населения и реагировать только на потребности рынка.

Очень важно формировать спрос, развивая интересы детей и родителей. В этих вопросах корректором является государство как генеральный заказчик, который определяет стратегические направления развития сферы дополнительного образования с учетом потребностей экономики в целом и с учетом особенностей нашего региона.

Отдавая приоритет развитию техносферы дополнительного образования в части робототехники и компьютерного моделирования, необходимо продолжать реализацию таких видов деятельности в сфере детского творчества, как судо-, авиамоделизм, обновляя материально-техническую базу, организуя сетевое взаимодействие с профессиональными образовательными организациями. С 1 октября 2014 года в Камчатском центре детского и юношеского технического творчества, Камчатском центре развития «Эврика» работают объединения технической направленности «Перворобот», в которых занимаются более 50 детей и подростков. Они изучают основы робототехники, используя конструкторские наборы. На базе Центра «Луч» Елизовского района развитие получает и трассовый автомоделизм.

Не первый год о себе заявляет потребность более эффективно использовать потенциал организаций дополнительного образования для развития дошкольников, причем с раннего возраста. Сегодня необходимо подумать о снижении возрастного порога для дошкольников, посещающих организации дополнительного образования, о разработке общеразвивающих программ, дифференцированных по возрастам, при необходимости даже с участием родителей.

В последнее время в Камчатском крае активно развивается негосударственный сектор в дополнительном образовании, который отличается значительной гибкостью в отношении учета растущих потребностей семей. В отличие от дошкольного и общего образования законодательно не закреплено равенство доступа негосударственных организаций, реализующих программы дополнительного образования, к бюджетному финансированию. В какой-то степени барьером развития негосударственного сектора является требование условий реализации программ (помещения, кадры, высокая стоимость аренды помещений). В связи с этим данные организации не получают лицензий и действуют как бы в теневом секторе.

Совершенно очевидно, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного. Оно объективно обладает возможностями объединять процессы обучения, воспитания и развития ребенка.

Подтверждение этому – рекомендации Министерства образования и науки РФ принимать во внимание достижения абитуриентов в сфере дополнительного образования при приеме в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования.

И в заключение интересный факт. По данным зарубежных исследований, в 2014 году насчитывалось более 15 профессий, которых не было в 2006 году. Сегодня смена профессий – это норма жизни. И отсюда вытекает ключевая компетенция дополнительного образования – компетенция к изменениям в жизни.

В наступившем году системе дополнительного образования детей предстоит решить немало существенных задач. Они касаются повышения качества и доступности образовательных услуг в этой сфере, обновления содержания программ в соответствии с потребностями общества, а также расширения возможностей негосударственного сектора.

 

 

Комментарий специалиста

Концепция развития дополнительного образования детей

 

Во исполнение решений Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России в рамках выполнения одного из майских указов 2012 года Президента РФ после широкого общественного обсуждения 29 сентября 2014 года, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р утверждена и опубликована Концепция развития дополнительного образования детей (далее – Концепция), разработанная рабочей группой под руководством директора Федерального института развития образования А.Г. Асмолова.

Концепция определяет основные цели и задачи развития дополнительного образования детей, состояние этой сферы и проблемы в ней, основные механизмы и направления развития дополнительного образования детей, а также ожидаемые результаты реализации Концепции.

Основополагающая задача Концепции – охватить к 2020 году дополнительным образованием практически 75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Реализация Концепции намечена в два этапа: с 2014 года по 2017 год и с 2018 года по 2020 год.

На первом этапе планируется разработка плана мероприятий по реализации Концепции, создание механизмов ее реализации (управление, финансирование, информационное, научно-методическое обеспечение), в том числе на региональном уровне. На втором этапе продолжится реализация плана мероприятий, региональных программ развития дополнительного образования. Будет осуществляться распространение результатов пилотных проектов, лучших практик реализации Концепции в субъектах Федерации. Особое внимание будет уделено модернизации инфраструктуры дополнительного образования. Текст Концепции опубликован на сайте Правительства РФ.

В ходе реализации Концепции планируется:

  • повысить качество и доступность дополнительного образования для каждого ребенка;
  • обновить содержание дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семей и общества;
  • развить инфраструктуру дополнительного образования детей, в том числе за счет обеспечения его инвестиционной привлекательности;
  • усовершенствовать нормативно-правовую базу с целью расширения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг дополнительного образования, в том числе содействия в легализации так называемого теневого сектора сферы дополнительного образования;
  • сформировать эффективную межведомственную систему управления развитием дополнительного образования;
  • создать условия для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.

Концепцией устанавливаются основные принципы государственной политики развития дополнительного образования детей, в том числе принципы социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование, общественно-государственного партнерства. Базовым элементом системы дополнительного образования является образовательная программа.

 

 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.