Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Спасти рядового рыбака

18:00
3182

В Охотском море затонул траулер «Дальний Восток». Число погибших превысило полсотни человек. Эта трагедия заставляет задуматься над тем, как в нашей стране обеспечена безопасность людей, работающих в море.


Столкнулся с подлодкой?

Владелец БАТМа «Дальний Восток» - ООО «Магеллан». Порт приписки - Невельск. Судно вело промысел минтая и сельди в Охотском море. На его борту находились 132 члена экипажа, среди которых были иностранные работники (42 гражданина Мьянмы, 3 гражданина Латвии, 4 – Украины, 5 – Вануату).

Крушение судна произошло 2 апреля, примерно в 330 км от п. Крутогоровского Соболевского района. По последним данным были спасены 63 рыбака. 56 человек погибли. 13 - считаются пропавшими без вести.

Уже прозвучали первые версии. Например, есть предположение, что БАТМ столкнулся с подводной лодкой. Но Минобороны его опровергает. Оно заявило, что «в момент трагедии в данном районе никаких подводных лодок ВМФ не было».

Другой вероятной причиной гибели судна называют потерю остойчивости. Ее озвучил ио губернатора Сахалинской области Олег Кожемяко: «В нижних танках, где должно находиться топливо или балласт воды для остойчивости судна, находился минимальный запас топлива - 57 тонн при норме 250 тонн, и не была закачана вода. Что привело к потере остойчивости, она стала отрицательной».

По его словам, в результате подъема трала с рыбой весом порядка 80 тонн «где-то при повороте произошел крен, зачерпнули воду иллюминаторами, они, как правило, открыты по бортам, в цеху переработки и в машинном отделении. Судно начало крениться, набирать воду».

Многие моряки в момент происшествия находились в каютах, в машинном отделении. Не все смогли принять меры для своего спасения. Как рассказывают выжившие, капитан даже не объявил эвакуацию.

Установить истинные причины и виновных предстоит следствию.

Такие трагедии, помимо прочего, требуют дать оценку спасательной операции. Все ли было сделано, чтобы спасти максимальное количество людей? К сожалению, предыдущие ЧС не давали на этот вопрос положительного ответа.

Вспомним самые крупные морские происшествия на Дальнем Востоке последних лет.


Хроника беды

Гибель БАТМа «Дальний Восток»11 февраля 2011 года: в Охотском море погиб краболов «Аметист». Береговые службы оперативно отметили, что с судна перестали поступать сигналы. Но только на следующий день в район ЧП было передано сообщение о начале спасательных работ. Спустя еще несколько дней, когда уже не оставалось никаких надежд, к поиску подключилась авиация. Итог: все 23 члена экипажа «Аметиста» погибли.

18 декабря 2011 года: в Охотском море во время буксировки с Камчатки на Сахалин затонула плавучая буровая установка «Кольская». Прежде чем удалось договориться о вылете вертолета для участия в поиске и спасении людей, прошло около 6 часов. Меры по спасению экипажа платформы оказались запоздавшими. Итог: погибли 53 человека.

1 декабря 2014 года: в российской части Берингова моря потерпел крушение южнокорейский траулер «Орионг-501». В район ЧП для поиска и спасения не прибыло ни одного российского самолета или вертолета. Тогда на помощь пришла береговая охрана США. 2 декабря на место событий вылетел американский самолет. Если бы авиация стала работать сразу, возможно, спасенных было бы больше. Итог: 27 погибших и 26 пропавших без вести.

Эти события показали нам все недостатки системы спасания на море.

Первый недостаток – слабая координация между ведомствами. Требуются немалые усилия, чтобы раскачать эту чиновничью махину. В результате решения, от которых зависят жизни, принимаются слишком медленно.

Второй – аховое состояние спасательного флота. За месяц до гибели БАТМа «Дальний Восток» в Росрыболовстве состоялось совещание, которое было посвящено работе спасательных отрядов. Там было сказано, что средний возраст судов-спасателей превысил критическую отметку.

Третий – в России привлечение к операциям на море авиационных сил поиска и спасания до сих пор не предусмотрено законом. Только в марте 2015-го Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит привлекать вертолеты и самолеты к морским спасательным операциям на правовой основе. А ведь авиация – первейшее дело в таких ЧС. Только она способна прибыть на место происшествия быстрее других спасательных сил. Только авиация позволяет оперативно обследовать морские пространства. Надо ли объяснять, насколько это важно, когда спасшихся людей может разбросать на многие мили.

Конечно, авиация используется и сейчас. Но не регулярно, не всегда умело. Например, после гибели «Аметиста» с воздуха было обследовано (по отчетам) более 140 тысяч кв. км. При этом пилоты не заметили ни буев, ни пустых спасательных плотов, которые были найдены там позже. Значит, не заметили бы и людей. Чтобы выполнять такую работу, нужны тренировки, специализация.

Есть и другие проблемы, которые не решались годами. Однако с крушением «Орионга-501» что-то стало меняться. Видимо, потребовалась гибель иностранных граждан в российских водах, чтобы вопрос организации спасания на море был, наконец, признан актуальным.

И вот, когда началось спасение экипажа БАТМа «Дальний Восток», мы увидели совершенно иную картину. Сам глава государства взял на контроль спасательную операцию. Сравнительно оперативно (сравнительно – с прошлыми ЧП) к месту происшествия отправились самолеты и вертолеты МЧС.

Возможно, сыграл роль тот факт, что на «Дальнем Востоке» тоже находились иностранные граждане и крымчане, перед которыми не хотелось ударить в грязь лицом.

Но если внимательно читать все сообщения о БАТМе «Дальний Восток», то становится очевидным, что почти всю спасательную операцию как всегда выполнил рыболовецкий флот.


Кто поможет, кто спасет?

Гибель БАТМа «Дальний Восток»Сегодня вопросами безопасности мореплавания ведают многочисленные центры и подцентры, комиссии и комитеты. На днях я побывал в одной из таких структур и пообщался с ее сотрудником, который работает в этой сфере еще с советских времен.

«Когда приходит сигнал бедствия, первый вопрос, который возникает: кто пойдет спасать? – говорит мой собеседник. – Спасением, в основном, занимаются сами рыбаки. Конечно, им по закону положено идти на помощь терпящим бедствие. Но ведь государство тоже должно принимать участие в спасательных операциях. А получается, рыбаки спасают, а мы только докладываем: операция идет успешно».

«Бывает так, что рыболовецкие суда, которые находятся в районе ЧС, участвуют в поисках только на словах, а сами продолжают промысел. Мы составляем план поиска, шлем им задания. Однако не знаем, идет ли поиск на самом деле, – продолжает он. – Но когда тонул «Дальний Восток», все суда, кто был рядом, быстро и слаженно пришли на выручку. Капитаны – молодцы. Обычно их приходится упрашивать. И с погодой повезло. Если бы «Дальний Восток», как «Аметист», тонул в шторм, кто бы ему помог? Вертолеты МЧС в штормовую погоду не полетели бы».

Действительно, постигла бы рыбаков «Дальнего Востока» участь их товарищей по несчастью с «Аметиста», если бы все случилось в шторм? Кто бы им помог, если нет у нас спасательной авиации, способной летать в сложных погодных условиях и при плохой видимости, а спасательный флот еле держится на плаву?


Кирилл МАРЕНИН


Среди членов экипажа БАТМа «Дальний Восток», затонувшего в Охотском море, было двое жителей нашего края: 2-й электромеханик Александр Акименко и мастер добычи Фарид Хасанов. Об их судьбе пока ничего не известно.

«Эта трагедия потрясла всех дальневосточников, - сказал губернатор Владимир Илюхин. - Для прибрежных территорий гибель судов – особая боль, ведь с морем и промыслом связана жизнь многих семей региона. Мы искренне соболезнуем всем, кто при крушении потерял своих родных. Выражаем слова поддержки тем, чьи близкие остаются пропавшими без вести».

Глава региона распорядился оказать родственникам камчатцев, находившихся на траулере, всю необходимую помощь.

Оперативную информацию о ходе спасательной операции родные и близкие камчатских моряков могут узнавать по телефону «горячей линии» МЧС (4152) 200-112.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.