Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Сергей ХАБАРОВ: «Мы готовимся встретить опасность с любых направлений»

18:16
2498

Сергей ХАБАРОВНа Камчатке прошли командно-штабные учения по ликвидации последствий ЧС. Насколько высока готовность нашего края к таким ситуациям сегодня? Есть ли в нашей защите слабые места?

Об этом – в интервью с заместителем председателя правительства края, министром специальных программ и по делам казачества Сергеем ХАБАРОВЫМ.

 

- Сергей Иванович, на встрече с министром ЧС Владимиром Пучковым губернатор Владимир Илюхин сказал о сокращении субсидий на содержание и эксплуатацию системы мониторинга сейсмической опасности и предупреждения цунами. Когда возникла эта проблема? Чем она грозит?

- В 2006 году в рамках федеральной программы снижения рисков и смягчения последствий ЧС началась модернизация системы, о которой вы сказали. Были построены новые объекты, приобретено современное оборудование. Все это передано в эксплуатацию Камчатскому филиалу Геофизической службы РАН и ФГБУ «Камчатское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (УГМС). В 2011-м обновленная система начала работать и показала свою эффективность.

Но в прошлом году ее финансирование было сокращено. Мы обращались в Российскую академию наук с просьбой изыскать дополнительные средства. Тогда нам пошли навстречу.

В 2015-м ситуация повторилась. Дефицит бюджетного финансирования Камчатского филиала Геофизической службы РАН на содержание системы мониторинга составляет 26 млн рублей, УГМС - более 16 млн рублей. Из-за недостатка этих средств мы можем потерять систему, в развитие которой вложено более 600 млн рублей.

 

- Но она еще функционирует?

- Функционирует в силу своего запаса прочности. Однако уже сегодня она имеет долги за электроэнергию. Если так пойдет дальше, мы не сможем содержать объекты системы мониторинга на должном техническом уровне. Это неизбежно приведет к снижению ее готовности реагировать на возможные сильные землетрясения и цунами. Мы станем глухими и слепыми. Никто нас не предупредит об опасности.

Эта проблема всего Дальнего Востока. Но Камчатка – в числе тех регионов, которых она коснулась наиболее остро, учитывая существующие здесь риски.

Мы обращаемся во все инстанции, которые могут нам помочь. Подготовлено обращение в адрес заместителя председателя правительства, полномочного представителя Президента в ДВФО Юрия Трутнева. Как вы уже упомянули, этот вопрос обсуждался на встрече губернатора края Владимира Илюхина с главой МЧС Владимиром Пучковым.

 

- А что представляет собой система мониторинга на Камчатке?

- Что касается мониторинга цунами, в различных точках береговой черты Авачинской губы установлены датчики, которые отслеживают колебания уровня воды. При подходе волны цунами уровень воды начинает расти. Информация об этом сразу поступает в УГМС и в центр управления кризисными ситуациями. Если существует реальная опасность для людей, принимается решение оповестить население.

Гидропосты, которые установлены на реках, также следят за уровнем воды на случай половодья.

Сеть сейсмографов практически мгновенно получает информацию об интенсивности сейсмической волны в конкретном месте. Эти данные поступают в межрегиональный центр сбора, обработки и передачи мониторинговой и прогнозной информации о сейсмических событиях Дальнего Востока и цунами. Цель – непрерывный сейсмический мониторинг территории Дальнего Востока и предупреждение о возможности возникновения цунами от землетрясений в Тихом океане, Беринговом, Охотском, Японском морях.

Кроме того, ученые ведут мониторинг различных природных факторов, который позволяет оценивать вероятность землетрясений в будущем. Камчатский экспертный совет по прогнозам землетрясений дает такую оценку еженедельно.

 

- Сценарии командно-штабных учений учитывают риск того, что ЧС произойдет абсолютно неожиданно?

- Мы учитываем различные варианты. Один из них предполагает, что у нас есть краткосрочный прогноз ЧС. В рамках таких учений все силы и средства приводятся в повышенную готовность. Население оповещается об опасности. Другой сценарий заключается в том, что чрезвычайная ситуация уже произошла, и нам необходимо организовать ликвидацию ее последствий.

По сценарию учений, которые идут сейчас, произошло цунамигенное землетрясение магнитудой 8,5. В результате подземные толчки в Петропавловске достигли 9 баллов. Соответственно, необходимо отработать такие действия, как разбор завалов, первоочередное жизнеобеспечение, оказание медицинской помощи, развертывание пунктов временного размещения, модульной школы и детского сада.

Учения охватили всю территорию края. Во всех населенных пунктах были использованы имеющиеся технические возможности и средства для доведения сигналов тревоги до граждан. Проведены практические мероприятия по организации питания и обогреву пострадавших. Уточнены планы действий муниципальных образований при ликвидации последствий ЧС.

 

командно-штабные учения- Сколько суток Камчатка сможет обходиться своими силами при возникновении чрезвычайной ситуации?

- Мы ставим себе задачу продержаться не менее 3 суток. Для этого созданы необходимые резервы. Но надо принять во внимание, что часть тех сил, которые учтены в планах по ликвидации последствий ЧС, выйдет из строя. Потому что спасатели сами могут оказаться в числе пострадавших. Будут разрушены объекты энергетики, связи, медицины. Поэтому рассчитываем, что помощь извне придет раньше. Судя по опыту чрезвычайных ситуаций, которые возникали в других регионах, уже в первые сутки туда направлялись группы спасателей, медиков, доставлялись необходимые материальные средства и продовольствие.

 

- У спасателей разных стран - разные подходы к правилам безопасности. Например, командир американской международной спасательной бригады Дуг Коп предостерегает людей прятаться во время землетрясений под столами. По его мнению, потолок, рухнув на стол, раздавит того, кто прячется под ним. Зато рядом со столом появится полость - «треугольник жизни». Именно там американский спасатель рекомендует находиться человеку в утробной позе в момент опасности. А чему учат спасатели в наших школах?

- Мы исходим из того, что даже сильное землетрясение не превратят населенные пункты края в сплошные руины. Конечно, разрушения будут, но не фатальные. Большинство зданий и объектов инфраструктуры устоит. То есть потолки нам на голову не рухнут. Но, возможно, будут разрушаться панели стен, будет сыпаться штукатурка, плафоны. Начнет падать мебель. В этой ситуации правильнее укрыться именно под стол или парту. Если землетрясение застало учеников на перемене в рекреациях, то самое безопасное место – у несущих стен. Этим мерам безопасности и обучают детей в наших школах. Занятия по действиям при чрезвычайных ситуациях и эвакуации проводятся в общеобразовательных учреждениях края каждый месяц.

 

- 3 года назад у Камчатского края возникли проблемы с созданием чрезвычайного запаса топлива, потому что его крупнейшие поставщики отказывались подписывать такой договор. Удалось ли решить эту проблему?

- Действительно, эти компании не шли нам навстречу. Но мы проводим с ними работу. На сегодня предварительные договоры поставок дизельного топлива и бензина заключены. В случае ЧС необходимые объемы будут поставлены. Что касается авиационного керосина, то на территории края создан достаточный государственный резерв такого топлива.

 

- Последние десятилетия ученые ждали сильных толчков на юге Камчатки. Но в прошлом году специалисты «Камчатгеологии» по результатам своих исследований заявили, что основные тектонические события, связанные с землетрясениями, более вероятны на севере полуострова. А с какого направления ждет удара стихии наша система предупреждения и спасения?

- Я не ученый, не могу давать оценку выводам специалистов. Но откуда бы ни пришла беда, мы готовимся встретить ее с любых направлений.

 

Беседовал Сергей НИКОЛАЕВ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.