В Петропавловске-Камчатском 18:09, 29 Февраля, суббота
ночью -7°C
днем 0°C
ветер 4,7 м/с
Завтра 01 Марта
-8 ... 0°C
ветер 2,8 м/с

Туризм: зона повышенной турбулентности

ТуризмАвиакатастрофа российского самолета компании «Когалым-авиа» над небом Египта охладила желание жителей Камчатки выезжать на отдых за границу. По данным камчатских туроператоров, число туристов, выезжающих за рубеж, за последние год-полтора снизилось примерно на 50 процентов из-за падения уровня доходов населения. А после крушения самолета на Синае не наблюдается обычного наплыва желающих провести новогодние праздники под солнцем экзотических стран.

 

Камчатские египтяне вернутся в плановом порядке

К слову, как сообщили в агентстве по туризму и внешним связям Камчатского края, в Египте сейчас находятся 49 жителей Камчатки, которые будут отдыхать до 29 ноября. Все, кто решил не прерывать свой отдых, вернутся домой в плановом порядке, что подтверждено туроператорами. Также более 20 человек планировали посетить Египет, но в связи с запретом полетов большинство согласились с предложением туроператоров отдохнуть в Турции. За исключением нескольких семей, которые предпочли остаться дома: одни перестраховались, других не устроили цены.

Что касается цен, туроператоры в целом по России отмечают их рост на туры в Турцию, в Таиланд, во Вьетнам и на Кипр из-за приостановки авиасообщения с Египтом. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), подорожание составило 10-13 процентов. По неофициальным данным от работников турагентств, цены в ряде случаев скачут до 100 процентов.

В начале недели появились и другие неутешительные новости для желающих согреться в дальних странах: Совет Федерации поддержал идею запрета полетов в Тунис и Турцию. Впрочем, пока запрет не введен.

 

Долететь бы до Москвы

Впрочем, подавляющее большинство камчатцев сегодня беспокоят цены на перелеты по территории родной страны. И здесь поводов для оптимизма пока нет и не предвидится. Повод для оптимизма возникал в конце марта текущего года, когда после встречи Президента РФ Владимира Путина с генеральным директором авиакомпании «Аэрофлот» Виталием Савельевым было принято решение о запуске программы «плоских» тарифов. Со 2 апреля по 31 октября «Аэрофлот» ввел тарифы на свои рейсы в города Дальнего Востока, Крыма и в Калининград, и эти тарифы стали называться «едиными». Было объявлено, что стоимость перелета из Москвы в Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Владивосток, Южно-Сахалинск составит 18 тысяч рублей в оба конца, с учетом такс и сборов, и 11 тысяч рублей в одну сторону.

В масс-медиа эти тарифы тут же получили статус «подарка Президента», специалисты начали прогнозировать небывалое  увеличение туристического потока на Камчатку из России, и, конечно,  возможность для камчатцев по приемлемым ценам выезжать на материк. Радоваться было чему, ведь в последние годы, в высокий сезон авиабилеты до Москвы эконом-классом стоили до 80 тысяч рублей только в одну сторону. Более того, недавно было принято решение сохранить действие «плоских» тарифов до конца 2015 года.

Что получилось на практике? Весной камчатцы ринулись на штурм авиакасс, дешевые билеты выкупали не только граждане, но и работодатели. Многие сдавали ранее приобретенные билеты в надежде сэкономить. «Плоские» билеты были раскуплены буквально за неделю. Сегодня стоит воспользоваться услугами любого поисковика авиабилетов, и тут же становится понятно: получить «президентский подарок» практически нереально. Вылететь в Москву, например, 30 ноября и вернуться 25 декабря прямым рейсом «Аэрофлота» в эконом-классе будет стоить 28 тысяч 787 рублей, рейсом «S7» с пересадкой в Новосибирске – около 41 тысячи рублей, и дальнейшие варианты – только по возрастающей. Весной, когда «плоский» тариф только был введен, и летом ситуация была похожей.

Как пояснила Нина Каменева, директор Камчатского агентства воздушных и железнодорожных сообщений, в этом нет ничего удивительного: «Количество билетов по единому тарифу в эконом-классе ограничено, если не сказать – единично, и раскупаются они сразу. Эти билеты могут вновь появляться только по мере падения спроса». И необходимо помнить о том, что эти билеты являются невозвратными.

По сути, этот «подарок» облегчил жизнь лишь очень ограниченному числу сограждан. Ну, а в следующем году даже этого никто не обещает. И уже сегодня, задав в поисковике дату вылета в Москву 10 июня и возвращения 10 августа, выясняем, что самый дешевый билет на прямой рейс от «Аэрофлота» будет стоить 43 тысячи 500 рублей, на рейс с пересадкой от «S7» — 44 тысячи 574 рубля.

 

Подножка для туриста

ТуризмПроблема дороговизны авиатарифов напрямую затрагивает не только вопросы комфорта и мобильности жителей Камчатки. Пока высокие цены на авиаперелеты ставят жирный крест  на развитии туристической отрасли в регионе. «Если не решить вопрос с авиатарифами, о развитии туризма не может идти речи, — говорит Нина Каменева. — Тарифы в высокий сезон таковы, что если кто из россиян и прилетает, то не ищет шикарных условий проживания. В первую очередь уходят самые дешевые места в «Гейзере» – самой непрезентабельной гостинице. Инвестировать в реконструкцию действующих средств размещения, а тем более строить новые, никто не будет, пока не будет уверенности в их заполняемости, и все вновь упирается в вопрос авиатарифов».

Иностранные туристы чаще всего прибывают к нам всего на неделю. Стандартный набор услуг для них – поездка к вулканам, морская прогулка, в лучшем случае — Долина гейзеров, Курильское озеро. Возможно, также и рыбалка, но рыбачить в последнее время на Камчатке не интересно. В традиционное место любительской рыбалки, р. Большую, рыба почти не заходит. А везти туристов дальше, в Соболево, дорого, необходим вертолет. Средний россиянин, прилетев летом на Камчатку за 80 тысяч рублей, вглубь полуострова тоже не полетит. «О том что о билетах на Камчатку нужно заботиться заранее, потенциальных туристов никто не предупреждает, — говорит Нина Каменева. — Поэтому я везде повторяю, сделайте тариф одинаковым в течение года – 30-35 тысяч рублей туда-обратно. Тогда и туристы смогут прилететь, и камчатцы будут знать, сколько денег на поездку собрать к лету».

В свете такой ситуации недавнее заявление руководителя Ростуризма Олега Сафонова о том, что Камчатка в скором времени «оттянет» турпоток от Аляски, пока выглядит несколько неправдоподобно. «Количество иностранных туристов, посещающих Камчатку, в скором времени может увеличиться до 100 тысяч человек в год», — заявил он информагентству ТАСС.  Для этого, прежде всего, по мнению главы ведомства, необходимо сделать пирс в порту Петропавловска-Камчатского, который принимал бы огромные лайнеры, которые пока проходят мимо, потому что физически не могут пришвартоваться», – сказал Олег Сафонов.

Надо отметить, что Аляску ежегодно посещают 2 млн туристов. Среди благоприятных факторов – не только возможность принимать большие морские лайнеры, но и датируемое государством авиасообщение с северным штатом.

В 2014 году Камчатку посетили 14.620 иностранных туристов, за 9 месяцев 2015 года – 13.271 человек. В прошлом году у нас побывали и 24 тысячи россиян, а в текущем году – уже 30 тысяч.

 

Как заманить туриста

В условиях когда повлиять на авиатарифы невозможно, правительство Камчатского края ищет возможные пути развития туристической отрасли. Этому вопросу было посвящено и расширенное заседание краевой коллегии по туризму,  которое прошло 10 ноября.  Его участниками стали сотрудники краевого агентства по туризму и внешним связям и его подведомственных учреждений, представители турфирм, гостиничного бизнеса.

Основные надежды на развитие туротрасли связываются с развитием Камчатки как территории опережающего развития.  «За ближайшие 10 лет поток туристов может увеличиться до 800 тысяч человек в год, мы должны быть готовы принять их, обеспечить гостиницами, питанием. Огромную роль здесь играет строительство современных аэропорта и морского вокзала с причалами. Предполагается, что в Авачинскую бухту в год будут заходить больше 70 круизных судов», – сказал руководитель агентства по туризму и внешним связям Геворк Шхиян.

Надо сказать, что сегодня туристам на Камчатке есть где разместиться. Спрос на коллективные средства размещения еще долго не превысит предложения. Как было отмечено на коллегии, в гостиницах, на различных базах отдыха, в небольших гостевых домах ценовой диапазон составляет  3-4 тысячи рублей в сутки. И этот уровень, к сожалению, превышает средний как по России, так и по многим европейским странам. А связано это с низкой загруженностью гостиниц, высокой сезонностью и повышенными издержками эксплуатации. Поэтому в минимально заполненных 3-звездочных «Аваче» и «Петропавловске» к сегодняшнему дню сделаны ремонты под девизом «Бедно, зато чисто». До европейских стандартов там далеко, и в случае необходимости подтвердить звездность, скорее всего, возникли бы проблемы. Но на сегодняшний день это лучшее что у нас есть.

Чтобы было кем заполнить гостиницы, на Камчатке развивается  событийный туризм.  В крае проходит большое количество массовых мероприятий, которые приобретают все большую популярность у туристов. К ним относятся: Неделя культуры и туризма на Камчатке, гонки на собачьих упряжках «Берингия» и «Елизовский спринт», День вулкана, Мутновский марафон, этап Кубка мира и чемпионат Российской Федерации по ски-альпинизму, краевой фестиваль «Сохраним лососей вместе!». Геворк Шхиян призвал туристические агентства составлять предложения для своих клиентов с обязательным учетом календаря событийного туризма: «Мы должны сделать так, чтобы отдых на Камчатке стал не сезонным, а круглогодичным».

На совещании было отмечено, что мероприятия, запланированные в 2015 году в рамках реализации краевой госпрограммы развития туризма, выполнены почти полностью. На них направили 168 млн рублей. Основным направлением является создание и развитие туристической инфраструктуры. Также в рамках программы происходило продвижение бренда Камчатки – край был представлен на международных туристских выставках в России, США, Республике Корее, КНР, Японии. Кроме того, на территории полуострова организовано информирование туристов – с начала года в краевой  туристский информационный центр за консультациями уже обратились свыше  200 человек. Большое внимание в ходе реализации программы было уделено проведению социальных туров, в этом году их участниками стали 654 жителя региона.

 

Мария ВЛАДИМИРОВА

 

Доля туризма в валовом региональном продукте региона составляет лишь 1,5 процента. По абсолютным показателям деятельности предприятий отрасли туризма Камчатский край занимает несущественную долю в Дальневосточном федеральном округе, отставая от лидеров округа в разы: по количеству мест в коллективных средствах размещения доля края составляет лишь 5,1 процента от общего фонда мест в КСР округа, по численности работников – 4,2 процента, по выручке КСР – 6,2 процента.

 

2768

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых