Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Простите нас, мальчики!

21:29
4148

мальчишкиВ понедельник похоронили мальчишек – второклассников, малышей. Двух Даниилов и Сашу. Жизнь разделилась на «до» и «после», на «еще» и «уже»… Еще в четверг, 28 января, они учились в школе, радовались нежданным «каникулам» из-за карантина, а уже 6 февраля, в субботу, будет 9 дней со дня их смерти. Это невозможно ни понять умом, ни принять сердцем. Петропавловск, который содрогнулся в минувший четверг от страшного известия о гибели троих второклашек, как будто стал другим: еще больше сжался, съежился, ушел в себя. Не помогают даже народные выступления: ни на митингах, ни в социальных сетях. Сколько ни читай, ни пиши, ни митингуй – настигает непоправимое: дети мертвы и этого не исправить ничем и никогда… Как справятся с горем родители, как переживут столь страшную трагедию, не знает никто, кроме Господа Бога…

30 метров от школы до смерти

 

Теплофикационный колодец, в котором погибли дети, находится сразу за школьной оградой, примерно в 30 метрах от главного входа в школу №1, в которой учились мальчишки. Столб пара, поднимающийся над этой ямой смерти, был хорошо виден со школьного крыльца. Практически напротив колодца (чуть наискось) – торец жилого дома №30/1 на ул. Пограничной.

Как могли ребята остаться незамеченными для многих десятков глаз живущих и работающих вокруг взрослых, когда только приблизились к опасному месту?! Почему ни одна взрослая рука не отдернула их от страшной канавы, ни один голос не окликнул? Эти вопросы так и крутятся в голове… Видел ли вообще кто-нибудь детские шалости возле раскрытой теплотрассы? Слышал ли кто-то их крики о помощи? Ведь следователи говорят о том, что лямки одного из детских рюкзаков, поднятых из ямы, были оборваны. Может быть, двое упали в воду, когда пытались помочь первому упавшему. Неужели все это происходило в тишине? Почему никто не помог?

Простите нас, мальчикиЖители окрестностей рассказывают, что яму для устранения порыва теплотрассы энергетики раскопали за несколько дней до трагедии. Неравнодушные граждане не единожды отгоняли детей от ямы, названивали коммунальщикам, по телефонам диспетчерских служб, в приемные высоких кабинетов мэрии. Безрезультатно. Они понимали, что беда ходит рядом. Странно, что этой опасности не увидели в школе, прямо за забором которой парила авария. В рабочее время 28 января там работала бригада «Камчатскэнерго». Примерно к пяти часам вечера работы были свернуты, яму прикрыли деревянным настилом, после чего бригада удалилась. Как раз в это время в школе закончились уроки второй смены, и дети отправились по домам.

Мальчишки учились в одном классе, жили на улицах Лизы Чайкиной, Гастелло и Пограничной. Обычно к шести вечера все они были уже дома, но в этот день что-то привлекло ребят в этом колодце с горячим паром. Кто-то в соцсетях рассказал о том, что дети забавлялись там, кидая снег в кипяток…

Примерно в 6 часов вечера мальчиков начали разыскивать родители: информация о том, что второклашки не пришли домой, быстро разлетелась по социальным сетям. О плохом тогда никто еще не думал: предполагали, что зашли к кому-то в гости, заигрались. Искали добровольцы, полиция, друзья и сами родители. Нашли после 10 часов при помощи кинологов. Одна из мам написала в сеть: «Не ищите. Мы нашли своих детей. Они погибли». Весь город после этого уже не спал.

К торцу дома 30/1 на улице Пограничной приехали следователи и спасатели. Вокруг колодца собрались люди. Мальчиков достали из ямы с горячей водой и сразу же опознали. Очевидцы рассказывали, что находиться в это время на месте трагедии было просто невозможно: окрестности содрогались от криков отчаяния не только родителей. Почти до утра там проходили следственные действия. Уголовное дело возбудили по статье 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам»). Позже стало известно о возбуждении второго уголовного дела по части 3-й статьи 238 УК РФ («Выполнение работ и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц»).

Играют мальчики в войну

 

Простите нас, мальчикиСкорее всего, это было простое мальчишеское любопытство: детей, особенно мальчишек, всегда привлекают подобные объекты – на заброшенных стройках играют в войну, лазают по трубам теплотрасс, прыгают с гаражей в снег. Это нормально. Дети бесстрашны, они не столь осторожны, как взрослые, уверены в своих силах, не думают о последствиях каждого своего шага. И это тоже нормально. Мы все прекрасно знаем, как богато детское воображение: для любого ребенка груда досок – это уже корабль, брошенный автомобиль – это поезд, а тут такое: открытый колодец, парящий горячим паром! Это уже почти Долина гейзеров!

Взрослые, оставившие яму с кипятком доступной для детей, наверное, и предположить не могли, что она станет объектом детского внимания. Или могли? Да нет, просто обязаны были это предусмотреть и сделать все возможное и невозможное для того, чтобы к опасному объекту даже приблизиться было невозможно. И не только детям!

Встречали ли родители второклассников после уроков? Это нам неизвестно. Как в школе №1 организована оправка детей домой после окончания уроков второй смены? Наверное, так же, как в других школах города: собрались, оделись, вышли за пределы школы – все. Есть, правда, во многих школах Петропавловска негласное правило: после окончания уроков ни одного ребенка не должно быть на территории школы. Лично нам такое требование озвучивала администрация одной из школ. Никакие доводы того, что дети должны на крыльце школы, где хотя бы есть освещение, дожидаться родителей, на администрацию не действовали. Ответ был один: они мешают другим заниматься, встречайте их за забором школы.

Родители учеников школы №1 на встрече с главой Петропавловска утром 29 января первым делом предъявили претензии по поводу того, что малыши учатся во вторую смену. Оказывается, что школа №1, которую в Петропавловске считают элитной из-за углубленного изучения отдельных предметов, попросту переполнена. В ней учатся дети, проживающие не только в непосредственной близости, но и в других районах. СанПиНы не позволяют учить детей старшей школы во вторую смену, и так как мест для обучения всех классов в первую не хватает, школы вынуждены учить «началку» во вторую смену. Запрета на это в СанПиНах нет. А понять по-человечески того, что малыши не должны заканчивать учебу по темному (в нашем регионе зимой – это неизбежно), почему-то никто не в силах.

Можно ли было избежать трагедии, учись мальчишки в первую смену? Наверняка. Во время работы ремонтной бригады никто бы к колодцу их не подпустил. Но все случайности сошлись на этот раз, как никогда: дети закончили учиться вечером, когда бригада покинула объект, оставив его практически открытым.

В городе есть еще несколько школ, носящих гордое звание элитных, в которые с риском для жизни дети ездят учиться даже из отдаленных районов Петропавловска. В них малыши тоже учатся во вторую смену, причем у многих из них уроки заканчиваются уже после 6 часов вечера. В администрации города говорят, что не имеют права отказать родителям в зачислении ребенка в любую из выбранных школ, находящихся на территории Петропавловск-Камчатского городского округа. Поэтому есть школы переполненные, а есть те, в которых недобор. В последних дети учатся только в одну смену. Так, может быть, нужно озаботиться тем, чтобы школы не делились на «элитные» и «не элитные»? Сделать так, чтобы уровень образования был одинаково высок во всех школах Петропавловска и дети имели возможность углубленно обучаться рядом с домом? Ведь это только на первый взгляд вторая смена – ничего страшного. А на самом деле в данном случае это стоило детям жизни.

«Мы сделаем все, чтобы найти виновных…»

 

Простите нас, мальчикиУже в ночь страшной находки стало понятно, что колодец – зона ответственности ПАО «Камчатскэнерго», а конкретно его обособленного подразделения «Камчатские ТЭЦ». Именно оно эксплуатирует данный теплофикационный колодец. Его же работники устраняли последствия порыва трубы.

Даже не будем задаваться вопросом: есть ли в ПАО правила проведения подобных работ. Конечно, есть. У энергетиков, кстати, инструкциями и правилами обложен чуть ли не каждый шаг. И это правильно: энергетика – сфера опасная. Тут тебе и электричество, и горячая вода, и пар, и трубы в земле и над землей. Аварию на Пограничной устраняли несколько дней. Чувствовалось, что аврала в порыве этой трубы не было: никто особо не торопился. Работы в колодце шли и в день трагедии. В рабочее время администрация школы наблюдала там рабочую бригаду. В пять часов, когда уроки закончились, объект уже был пуст и предоставлен в распоряжение школьников.

Но разве не очевидно, что подобные аварии с ямами, наполненными кипятком (таким дорогим в наших коммунальных квитанциях), парящими на всю округу, рядом с жильем и школами, – надо ликвидировать безостановочно, круглосуточно? Одна бригада ремонтников сменяет другую, чтобы опасная яма не угрожала людям днями, ночами, неделями? У вас не хватает слесарей, сварщиков, рабочих? Смею предположить, что их избыточно посокращали в угоду разросшемуся менеджменту, в том числе и высшему…

Первый пресс-релиз ПАО «Камчатскэнерго» пришел к нам утром 29 января. Да простит меня пресс-служба, от него веяло таким цинизмом, что по коже пробегал мороз. Энергетики писали, что создали комиссию для внутреннего расследования причин трагедии и обещали обязательно найти виновных. А разве нужно их искать? Разве на дверях кабинетов генерального директора и руководителя подразделения «Камчатские ТЭЦ» не написаны фамилии? Или Сергей Кондратьев, у которого самого есть дочь-младшеклассница, не в курсе того, что в непосредственной близи со школой бригады его предприятия работают на опасном аварийном объекте? Если не в курсе – то дважды виновен, а если в курсе и не держал на контроле – то трижды!

Сегодня многие говорят и пишут о том, что руководитель ПАО, в котором работают больше пяти тысяч человек, не может контролировать каждого конкретного слесаря и лично проверять ограждения разрытых канав и плиты на аварийных колодцах. Да, лично объезжать ежедневно эти колодцы гендиректор не должен, но на вверенном ему предприятии должна работать система обеспечения безопасности, как часы. Должна быть нормой железная производственная дисциплина в проведении подобных работ. И именно он, генеральный директор Кондратьев, должен отвечать за само ее существование и безоговорочное соблюдение.

Простите, но аварийных колодцев, наполненных кипятком, да еще находящихся в шаговой доступности от школы, не сотни и даже не десятки. Сегодня это всего один колодец! И в нем погибли дети. Кому отчитывался бригадир об окончании работ на колодце в конце дня? Шел ли этот отчет дальше по вертикали в ПАО? Наверное, именно сейчас ответы на эти вопросы ищет следствие. Уже арестован 47-летний начальник первого района тепловых сетей филиала ПАО «Камчатскэнерго» «Камчатские ТЭЦ» Дамир Баширов, который контролировал ремонт протечки в камере теплотрассы. На время расследования начальника арестовали.

А ведь для многих из нас ответы эти уже очевидны. Для нашего города такие разрытые и брошенные ямы, траншеи, колодцы – не исключение из правил, а норма жизни. И люди в них падали, ломая ноги. И были случаи, когда дети в них тонули, а счастливо спасали их проходившие рядом взрослые. Вспоминаю, как минувшим летом менялись трубы около большой детской площадки на улице Курчатова. Работы шли больше месяца. Канава глубиной под три метра и длиной метров тридцать все это время была предоставлена детям. С одной стороны ее огораживали жиденькие турникеты, сваренные из тоненького металлического прутка (точно такие же мы видели и в районе злополучного колодца на Пограничной), а с другой – высоченный земляной вал, который нагреб экскаватор. Как раз на гребне этого вала в нерабочее время, то есть каждый вечер и все выходные, торчали все дети окрестностей. Сколько сил стоило родителям гонять их оттуда, не разбирая на своих и чужих. Когда спустя почти месяц трубы поменяли и траншею закопали, мы все вздохнули с облегчением, не ропща даже на то, что на месте зеленого газона и тополиной рощи после этих работ осталось грязное коричневое месиво, укатанное лишь гусеницами трактора. Еще месяц понадобился энергетикам для того, чтобы увезти с этого места старые бетонные плиты и другой строительный мусор.

Тогда все обошлось. Халатность ни на ком не отразилась. Как и в десятках других случаев энергетических раскопок. Вот поэтому-то, видимо, руководство нашего энергопредприятия и почивает тихо на лаврах, царствует, так сказать, лежа на боку. А еще не забывает повышать вовремя тарифы на тепло и горячую воду, не скрывая своих жизненных запросов и создавая в стенах ПАО коллекторскую службу, выбивающую деньги из жителей, не успевших вовремя оплатить счет. Короче, пафосная организация, а на поверку ведет свою деятельность по старинке – на русский авось.

Немного официальной информации

 

Простите нас, мальчикиТрагедия, которая потрясла не только всю Камчатку, но и добрую половину России, еще долго не сойдет с газетных страниц и из эфиров электронных СМИ. На сегодняшний день есть лишь предварительные данные следствия, согласно которым накануне гибели школьников бригада ремонтников подразделения ПАО «Камчатскэнерго» не устранила должным образом протечку в трубах, а также не заменила обрушившуюся бетонную плиту камеры, накрыв яму листом ДСП. За сутки камера вновь наполнилась кипятком, а деревянный настил отсырел, поэтому, как только на нем оказались трое школьников, он сломался, и мальчишки рухнули в камеру.

Решение всех вопросов, связанных с погребением детей, взяла на себя администрация Петропавловска. Ею же были назначены контактные лица, которые постоянно держат связь с родителями мальчиков, и психологи, которые работают с каждым родителем индивидуально.

Вечером 29 января почтить память мальчишек к месту трагедии пришли тысячи горожан с цветами, игрушками, сладостями и цветами. Вокруг колодца, в котором энергетики заканчивали ремонт, тем вечером до полуночи стояла безмолвная скорбная толпа. Приходили целыми семьями. Утром 1 февраля ко входу в главный офис ПАО «Камчатскэнерго» горожане несли детские игрушки с траурными ленточками.

В сети Интернет подписи под петицией, адресованной Президенту В. Путину, премьеру Д. Медведеву под заголовком «Требуем наказать виновных в гибели детей в Петропавловске-Камчатском», подписалось более 25 тысяч человек.

Омбудсмен по правам ребенка Павел Астахов доложил о трагедии на Камчатке Владимиру Путину. На объектах ЖКХ полуострова начались масштабные проверки. Руководителям школ и детских садов дано поручение проверить прилегающие к образовательным учреждениям территории на предмет нахождения на них опасных для детей объектов.

Генеральный директор ПАО «Камчатскэнерго» Сергей Кондратьев находится в отпуске. В кулуарах ходят разговоры об отстранении его от должности решением РАО «ЭС Востока».

Светлана СОЛОВЬЁВА

P. S. Редакция газеты «Камчатский край» выражает искренние соболезнования родителям, родным, близким и друзьям трагически погибших Даниила Слисаренко, Александра Санько и Даниила Винника. Мы скорбим вместе с вами. Мальчики, простите нас всех за то, что не уберегли вас!

В память о погибших детях

 

На следующий день после трагедии в редакцию «КК» пришло электронное письмо от дедушки Саши Санько. Мы публикуем его полностью.

Я нахожусь от Камчатки очень далеко, но душой я был там. Там находится моя дочь Машенька – так я ее называл маленькой. Она подросла, стала женщиной, мамой, подарила мне двоих внуков. Я был счастлив и с нетерпением ждал их в гости. Но 28.01.2016 г. в наш дом пришло горе – трагически погиб мой старший внук Александр и еще двое ребят. Они утонули в колодце, который не закрыли, не огородили коммунальные службы Петропавловска-Камчатского. Несмотря на то, что рядом располагалась школа. Ребята сварились в кипятке. Я не знаю, опубликуете ли вы или нет. Это не для рекламы. Просто, читая строки из моего письма, я буду рядом с ними. Разделяя горе и сострадание. Я не сплю уже ночь. Уже утро. За эту ночь многое пробежало в голове. Выскакивали какие-то обрывки. И в хаотичном порядке возникли эти строки, которые хочу посвятить своему ушедшему внуку, деткам, погибшим с ним. Родителям приношу соболезнования. А местным чиновникам – бессонных ночей за их работу.

Как жаль, что ничего нельзя предугадать,

Вернуть назад, помочь, поправить,

Судьба диктует правила свои

И нам их, к сожаленью, не исправить!

И слезы хлынули дождем,

Стянуло грудь, а сердце сильно бьется.

В тот страшный день, проклятый день

Мой внук со школы не вернется.

 

Нас разлучали города и расстоянья в километры.

И месяцы, порой года, тянулись, словно вечность.

Но дед ведь жил мечтой одной, что внук приедет,

Скажет: «А вот и я! Встречай, дедуля, поскорее».

 

И, подхватив его на руки, я к солнцу поднял высоко.

Сказал: «Внучок, как долго ехал до дедушки в село».

Мы с ним на речку, на рыбалку.

Ведерко наловим карасей.

 

Мы вечером с тобой на лавке считали звезды в небесах.

Мы пирожков отведали прабабки и выпили парного молока.

Помылись в душе. Помнишь, классно!

Потом кроватку бабушка постелит.

Ты бухнешься в подушки с головой

И засопишь, как барсучок.

 

А утром нас разбудит соловей.

И босиком по травушке росистой

Мы в сад пойдем

И яблочек сорвем душистых.

 

Теперь тебя, внучок, не стало.

И рухнули мои мечты,

Когда ты подошел к злопастной яме.

Ответственный за яму был не ты.

 

Тот человек, лежащий на диване,

Сидящий в кабинете за столом,

Не думал о злопастной яме.

Она ведь не касается его.

 

Пусть не по-христиански, но скажу:

Дай бог виновным столько боли,

Чтобы понять они смогли,

Какое сотворили горе.

Отныне в вашей жизни мрак

И голоса детей, которых не увидим боле… 

 

Скорбим и молимся за них.

Господь, прими и обогрей их души.

Прости, Господь, что не смогли

Спасти детей, спаси их души.

Виталий САНЬКО

 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.