Пришла весна – взошли акцизы

Пришла весна – взошли акцизы

Камчатка, как и все российские регионы, готовится к очередному подорожанию топлива на автозаправочных станциях. Ожидания связаны с повышением 1 апреля 2016 года налоговых ставок акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, прямогонный бензин и средние дистилляты. Правительство России в этом году повышает акцизы на топливо во второй раз. Напомним, что 1 января ставка на бензин «Евро-5» выросла на 36,1 процента, а на дизтопливо – на 20,3 процента. Последний раз дважды за год акциз повышали в 2013 году.

Для Камчатки вопрос роста цен на топливо, отпускаемое с автозаправочных станций, стоит особенно остро. Цены на бензин и дизтопливо здесь являются чуть ли не самыми высокими в стране. Это вдвойне обидно, когда сравниваешь такие цены на заправках полуострова и Приморского края: соседи, вроде бы рядом, а бензин у них намного дешевле камчатского. Особая обида у камчатских автомобилистов имеется на основного поставщика топлива на полуостров – АО «ННК-Камчатнефтепродукт» – за то, что он еще в прошлом году неоднократно и весьма ощутимо повышал цены на топливо разных видов. Вслед за ценами «Камчатнефтепродукта» росли они и на заправках других поставщиков. Причинами прошлогоднего повышения цен и их обоснованностью до сих пор занимается камчатское управление антимонопольной службы РФ.

Интересно, что, по словам самих владельцев заправок, прошлогоднее повышение ударило по объемам продажи. Камчатцы начали на топливе экономить, и продажа заправок сократилась почти на 15 процентов. Впрочем, падение спроса объяснялось еще и тем, что в зимнее время количество автомобилистов традиционно уменьшается: неопытные водители зимой пересаживаются на общественный транспорт.

Минфин России, с чьей подачи правительство приняло решение о повышении акцизных ставок, считает, что при розничной цене на бензин 34–35 рублей за литр (показатель средний по стране) ее рост составит 6,5–7 процентов. В натуральном виде это в среднем 2 рубля 30 копеек. Нетрудно спрогнозировать новые расценки в Камчатском крае с учетом того, что сейчас литр самого ходового бензина АИ-92 у нас стоит не менее 43 рублей, а литр дизельного топлива – около 44 рублей. Впрочем, не стоит ожидать того, что ценники на заправках резко перепишут в сторону увеличения именно 1 апреля. Скорее всего, волна повышения докатится до камчатской розницы спустя пару месяцев.

Вместе с тем прогноз грядущего повышения, как оказалось, пока не могут сделать даже сами поставщики топлива. Именно он стал предметом обсуждения рабочего межведомственного совещания у губернатора Камчатского края Владимира Илюхина. В разговоре принимали участие члены правительства региона, руководители органов исполнительной власти, УФАС, камчатских топливных компаний, грузо-пассажирских предприятий и общественных организаций.

Как сообщили нам в правительстве края, главная цель совещания была упреждающей. Прекрасно понимая, что при любых экономических раскладах еще ни один коммерсант не разорился на продаже бензина, участники разговора пытались понять, есть ли у поставщиков топлива четкое понимание и обоснование того или иного уровня возможного повышения цен.

«По оценкам федеральных ведомств, повышение акциза приведет к росту цен на топливо, но он не должен быть выше уровня инфляции. Наша задача – минимизировать последствия. Хочу предостеречь топливные компании от необоснованного роста – повышение акциза не должно быть использовано как повод «накрутить» себе сверхприбыль, – сказал на совещании Владимир Илюхин. – Необоснованный рост цен на топливо негативно скажется на всем: от стоимости продуктов питания до цены предоставляемых услуг. Влияние ощутят все отрасли экономики края. Настоятельно рекомендую топливным компаниям перед любым повышением цен проводить консультации с профильными министерствами края, с региональным УФАС и общественными организациями. В противном случае мы обратим на это особое внимание прокуратуры и антимонопольной службы».

Как нам удалось выяснить в УФАС Камчатского края, на сегодняшний день официального уведомления от АО «ННК-Камчатнефтепродукт» о предполагаемом повышении отпускных цен на топливо не поступало. Обычно поставщик делает это загодя, обосновывая в уведомлении изменение цены. Антимонопольщики связывают отсутствие такого уведомления с тем, что, по их мнению, топливники пока сами не просчитали размер повышения цен.

Вот как ситуацию комментирует руководитель УФАС Камчатского края Ирина Светлова: «Сейчас пока вопрос изменения цен просто обсуждается в совещательном порядке. Это не совсем понятно, если мы говорим об экономике и о том, что цена определяется рынком. Все, что делается на топливном рынке, происходит с участием государства, которое облагает это специальным налогом – акцизами. Если акцизы повышаются, то совершенно естественно повышение отпускных цен.

БензинСейчас АО «ННК-Камчатнефтепродукт» пытается как-то договориться с краевой властью и нами о том, как произойдет повышение цен. Возможно, это случится не сразу, а в несколько этапов и не на все виды топлива одновременно. Почему предприятие ведет себя таким образом? Я могу предположить, что в основу грядущего изменения цен положена не экономика предприятия, а какие-то другие моменты. Возможно, компания, собираясь повышать цены, исходит не из того, что оно все-таки тратит, а только из того, что оно хочет получить в итоге, то есть, основывает цены не на издержках, а на цифрах ожидаемой прибыли. Наверное, это не совсем правильно.

Возможно, предприятие ведет себя так, оглядываясь на осенние инциденты с повышением цен на топливо, которые повлекли рост числа жалоб от жителей края. Это повышение, а точнее его обоснованность, является предметом нашей проверки. Сейчас на стадии завершения находится экспертиза по этому делу. Нам удалось, не без труда, получить от «Камчатнефтепродукта» необходимую документацию для ее проведения. По ее завершении мы наконец увидим все строки, которые положены в расчет цены на топливо. Экспертиза эта будет обнародована на нашем сайте.

На совещании мы озвучили свою позицию, что УФАС категорически против повышения цен. Мы предложили «Камчатнефтепродукту» провести оптимизацию, которая сейчас проходит везде в стране, найти внутренние резервы и избежать повышения».

Историей с осенним ростом цен на камчатских заправках, кстати, занимается не только камчатское подразделение ФАС, но и центральный аппарат антимонопольного ведомства. После получения информации о камчатском топливном рынке ФАС запросила пакет документов в головном предприятии – Независимой нефтегазовой компании, в структуру которой входит и АО «ННК-Камчатнефтепродукт». После анализа выяснилось, что аналогичная ситуация складывается на территории Амурской области. Там работает предприятие АО «ННК-Амурнефтепродукт», которое также входит в состав Независимой нефтегазовой компании. Согласно внутренним директивам антимонопольного ведомства, в случаях, если какая-то ситуация с необоснованным ростом цен затрагивает интересы двух и более субъектов России, то такие дела уже рассматриваются не на местах, а в центральном аппарате ФАС. Поэтому не исключено, что после завершения экспертизы обоснованности осеннего повышения цен на камчатских заправках все документы будут направлены в Москву. Тогда решение по ним будет выносить уже центральный аппарат ФАС РФ.

В свою очередь, для более объективного понимания ситуации за комментариями мы обратились и непосредственно в АО «ННК-Камчатнефтепродукт». Надеемся в ближайшее время получить на них ответы.


Светлана СОЛОВЬЕВА


P. S. По предварительным подсчетам экспертов Минфина РФ, в результате повышения ставок топливных акцизов розничные цены способны вырасти на 6–7%.

Для сравнения, в соседних регионах – на Чукотке и в Магадане – средняя стоимость бензина марки АИ-92 – 50 рублей за литр, АИ-95 – 53 рубля за литр и будет расти в соответствии с тенденцией на рынке нефтепродуктов».


Пока верстался номер

«Камчатнефтепродукт» прокомментировал грядущее повышение цен

Редакции «КК» удалось получить официальный комментарий АО «ННК-Камчатнефтепродукт» относительно ожидаемого на полуострове повышения цен на автомобильное топливо. Приводим текст этого комментария без изменений.

«Основной причиной повышения розничной цены бензина на заправке является повышение акцизов по автобензинам на 2 рубля за литр (до 10 130 руб. за тонну) и по дизельному топливу на 1 рубль (до 5 293 руб. за тонну).

Изменения в Налоговый кодекс, в соответствие с которыми с 1 апреля 2016 года повышаются акцизы на топливо, Госдума утвердила в феврале.

Именно этот основной фактор напрямую приведет к увеличению закупочных цен на заводах-производителях. Вследствие чего розничные цены на АЗС увеличатся.

«ННК-Камчатнефтепродукт» со своей стороны сделает все возможное, чтобы повышение не произошло резко и болезненно для потребителей.

Планируется поэтапный рост цены начиная с середины апреля. Первое повышение произойдет в пределах 50 копеек на автобензины. На дизельное топливо повышения в апреле не планируется в связи с отсутствием роста цены на ДТ на внутреннем рынке. Дальнейшая ценовая политика будет зависеть от изменений рыночной конъюнктуры.

1911

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых