Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Фальшивое ОСАГО: ловкость рук и никакой экспертизы

13:20
7917

Камчатка рискует остаться без страховых компаний, продающих автовладельцам полисы ОСАГО. Страховая компания «Росгосстрах» в этом году значительно сократила число оформляемых полисов автогражданской ответственности, камчатский филиал САО «ВСК» не справляется с нахлынувшим потоком желающих приобрести полис. Остальные страховые компании уже покинули камчатский рынок. Причиной ухода компаний с полуострова называют общую убыточность ОСАГО. С этим пока разбирается Российский союз автостраховщиков (РСА). Камчатку тем временем наводнили полисы-фальшивки. Именно они и последствия их оборота в крае могут стать последней каплей в чаше терпения оставшихся страховщиков.

По оценке специалистов, количество поддельных полисов ОСАГО сегодня на Камчатке приближается к 22 тысячам. Купить фальшивый полис можно где угодно: есть точки продажи, есть сайты в интернете, есть «нужные» телефоны в группах месенджеров… Цена на такие полисы варьируется от 2 тысяч до 11 тысяч рублей. Есть даже своеобразный прайс фальшивок: полис, который предназначен просто для предъявления сотрудникам ГИБДД стоит 2–3 тысячи рублей; полис от имени реальной компании, но на самом деле не настоящий, напечатанный на простом цветном принтере – 4–6 тысяч; полностью легальный от имени иногородней компании – до 12 тысяч рублей. Но и при высокой цене гарантировать подлинность такого полиса невозможно. Он может даже «пробиваться» в базе РСА, но все равно быть не настоящим, а дубликатом настоящего, выданного в другом городе.

Приобретая такой полис «без проблем», без очередей, часто без техосмотра, автовладелец считает, что разом решает главную проблему: теперь у него есть все документы, чтобы управлять автомобилем. На самом же деле он приобретает целый клубок проблем и неприятностей, причем не только для себя.

О том, какие последствия влекут за собой поддельные полисы ОСАГО для Камчатки, представители правоохранительных органов, страховых компаний, исполнительной власти края и камчатского УФАС говорили в минувшую пятницу на совещании под руководством главного федерального инспектора по Камчатскому краю аппарата полномочного представителя Президента в ДВФО Александра Шарова.

Общим лейтмотивом встречи было признание того, что ситуация с фальшивками, наводнившими камчатские дороги, настолько острая, что принимать действенные меры к ее исправлению нужно немедленно. Причем действовать придется сразу в нескольких направлениях.


Создать «одно окно» и расширить штаты

Оформлять полисы автогражданской ответственности по принципу одного окна – один из путей решения проблемы. По словам директора камчатского филиала САО «ВСК» Ивана Разумова, РСА сейчас начинает реализацию в пяти российских городах пилотного проекта в виде открытия своеобразного «одного окна», где независимый агент будет продавать полисы от имени одного из крупных российских страховщиков под контролем РСА. Пять городов, которые отобраны для этого проекта, оказались примерно в такой же тяжелой ситуации, как Камчатский край. Камчатка тоже может войти в этот список при заинтересованности в этом властей и обращении к РСА.

Одновременно с этим участники совещания посоветовали и филиалу ВСК усилить свою работу по выдаче камчатцам полисов ОСАГО, чтобы не провоцировать лишний раз автомобилистов на обращение за покупкой фальшивок к сомнительным личностям. Для этого компании необходимо подумать о переносе офиса продажи в более удобное для граждан место и расширении штата специалистов, оформляющих полисы.

По словам Ивана Разумова, предпринять такие меры для компании возможно, если решить весьма непростую проблему катастрофической убыточности этого бизнеса. Причем немаловажную роль в этой убыточности играют именно фальшивые полисы, огромная часть которых выписывается именно от имени ВСК. В результате взыскания ущерба с ВСК по таким полисам компания несет просто колоссальные убытки. К примеру, за 2015 год она в виде страховых премий по ОСАГО собрала с камчатцев 41 миллион рублей, а исков от автоюристов по возмещению ущерба от ДТП к компании предъявлено на 183 миллиона. Как говорится, почувствуйте разницу и посчитайте барыши.


Судьи в роли слепой Фемиды

С одной стороны, возможность получить деньги на ремонт автомобиля по поддельному полису ОСАГО выглядит сомнительно. А при ближайшем рассмотрении и вовсе граничит с законностью – фальшивый документ, по которому получены деньги… Попахивает криминалом. На деле же получается, что сделать это возможно, причем заручившись нерушимым судебным решением.

Вот как это происходит на практике. Гражданин где-то покупает полис ОСАГО, оформленный от имени ВСК (он напечатан не на бланке Госзнака и снабжен недействующими штампами и печатями организации) и спокойно выезжает на дорогу. Попадает в ДТП. При оформлении происшествия полис предъявляется сотрудникам ГИБДД и вписывается в протокол и справку об аварии. При этом, по словам начальника УГИБДД УМВД по Камчатскому краю Ростислава Асова, сотрудники проверяют этот полис на предмет его нахождения в базе РСА путем обращения к сайту РСА. Если полис в базе не значится, то в протоколе делается об этом отметка. Если подлинность полиса вызывает у сотрудников сомнения, гражданина просят предоставить его на экспертизу. И в этот момент, как правило, полис «теряется». Гражданин просто сообщает сотрудникам, что не может предоставить его для экспертизы, потому что потерял его и не может найти. Далее гражданин обращается к автоюристам для того, чтобы они представляли его интересы в суде и в страховой компании для возмещения ущерба. При обращении в суд к иску о возмещении ущерба прикладывается копия полиса. Подлинник же, чудесным образом «найденный» к моменту судебного разбирательства, предъявляется в зале суда на обозрение и тут же убирается.

«Участвуя в таких судебных разбирательствах, мы всегда говорим судьям о том, что предъявленный полис – подделка, – рассказывает директор филиала ВСК Иван Разумов, – и просим суд назначить экспертизу его подлинности. Но во всех случаях получаем отказ в проведении экспертизы. Судьи отвечают, что не видят оснований для ее проведения: дескать, полис есть, он зеленого цвета, на нем стоят печати – все нормально. При этом удовлетворяются по полной все заявленные гражданином требования о возмещении ущерба, выплате неустойки да еще и оплате морального вреда. Неустойку с нас взыскивают за то, что мы вовремя не выплатили гражданину компенсацию ущерба, усомнившись в подлинности полиса ОСАГО. Есть дела, по которым размер неустойки втрое превышает сумму ущерба. Например, по одному из дел – страховая выплата 77 тысяч и 155 тысяч в качестве неустойки за то, что не заплатили сразу. А выплаты морального ущерба и вовсе доходят до 250 тысяч рублей. При этом мы в таких случаях уверены на 99 процентов в том, что предъявленный полис нами не оформлялся и является подделкой.

Согласитесь, работать в таких условиях просто невозможно. Дошло до того, что у нас в филиале работают 7 специалистов, продающих полисы, и аж 8 человек, которые занимаются юридической защитой компании. Мы вынуждены нанимать юристов, потому что поток судебных разбирательств просто огромен. Только за 4 месяца этого года мы подали в органы полиции 123 заявления по фактам обращения в компанию граждан с поддельными полисами ОСАГО на предмет возмещения ущерба. Из этого количества полиции удалось изъять только 12 полисов, остальные оказались «утерянными». Почему камчатские судьи занимают такую позицию относительно экспертизы полисов на предмет их подлинности, нам непонятно».

Интересно, что, по словам страховщиков, все решения, принятые судами первой инстанции по описанным выше историям, поддерживаются и в апелляционной инстанции. ВСК, конечно, на апелляции не останавливается, продолжая оспаривать решения камчатских судей в Верховном суде РФ, на что уходит значительное время. Правда, по словам Ивана Разумова, есть и на Камчатке примеры, когда суд становился в делах с фальшивыми полисами на сторону страховой компании. Это происходило в том случае, если органам полиции все-таки удавалось изъять фальшивку и провести ее экспертизу. Тогда предоставленное в суде заключение эксперта решало исход дела. Либо гражданин, зная, что полис у него все-таки ненастоящий, боялся предъявить его в суде. Тогда суд отказывает в удовлетворении возмещения ущерба.


Кто ходит под статьей?

Свою позицию по вышеописанному вопросу высказал и прокурор Камчатской транспортной прокуратуры Дмитрий Лосев. По его словам, от начала и до конца любая история хождения поддельного полиса ОСАГО носит на себе налет криминала. Это должен сознавать каждый автомобилист, который решается на покупку такого полиса. «Кроме статьи УК РФ, предусматривающей наказание за изготовление поддельного документа, есть статья, предусматривающая и наказание за его использование. Если вы купили поддельный полис и храните его дома – это одно. А если вы его предъявляете сотрудникам ГИБДД, тем более приносите в суд для получения возмещения ущерба – это совершенно другое. Эти действия уже образуют состав преступления. Рассматривать такие факты с уголовной точки зрения обязаны органы полиции. А есть еще и 33 статья УК РФ, предусматривающая ответственность за предоставление заведомо ложных доказательств в гражданском суде. Применение этих статей на практике уже могло бы снизить число поддельных полисов процентов на 30–40».

Пока же камчатскими полицейскими с начала 2016 года было возбуждено 5 уголовных дел по фактам использования поддельных полисов ОСАГО. Органами ГИБДД 7 912 водителей привлечены к ответственности за отсутствие полисов.

Все вышеперечисленные факты легли в протокол межведомственного совещания, одним из решений которого стала необходимость проведения встречи в середине июня уже с приглашением представителей судейского корпуса. На ней предстоит выяснить: почему же на Камчатке так просто получить деньги по полису ОСАГО, который является поддельным.


Светлана СОЛОВЬЕВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.