Своеобразный ход конем предложил Банк России автовладельцам, которым страховые компании при продаже полиса ОСАГО навязывают дополнительные услуги. Уже вступила в силу норма о так называемом «периоде охлаждения» – сроке, в течение которого гражданин может расторгнуть ненужный договор добровольного страхования и получить в определенном порядке уплаченную премию.
«Период охлаждения» составляет не менее 5 дней (страховщик может установить и более длительный срок) и отсчитывается со дня заключения добровольного договора страхования вне зависимости от момента уплаты страхового взноса.
Новые правила касаются практически всех популярных видов страхования. В перечень входят: страхование жизни, страхование от несчастного случая, автокаско, ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта, добровольное медицинское страхование, гражданская ответственность перед третьими лицами, а также страхование финансовых рисков.
Как сообщили в отделении по Камчатскому краю дальневосточного главного управления Центрального банка России, необходимость введения «периода охлаждения» связана со сложившейся негативной практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, при получении страховых или банковских услуг, в том числе при заключении договоров ОСАГО. Законодательство запрещает обусловливать получение одних услуг обязательным приобретением других, а за навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО предусмотрена административная ответственность. Однако доказать факт навязывания достаточно сложно.
Согласно нововведению для расторжения договора страхования гражданин должен обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. При отказе от страховки в «период охлаждения» страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с начала действия договора. Компания должна вернуть гражданину премию в течение 10 рабочих дней после получения заявления, при этом страхователь имеет право выбирать и удобный для себя способ получения уплаченной страховой премии – в наличной или безналичной форме.
Если же страховщик отказывается расторгнуть договор, необходимо обращаться с соответствующей жалобой в Банк России. Жалобу в письменном виде можно подать в электронном виде через раздел «Интернет-приемная» на сайте Банка России cbr.ru либо непосредственно в территориальное учреждение Банка России одним из следующих способов:
– по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, пр. Карла Маркса, 29/2,
– по электронной почте: 30office@cbr.ru,
– по факсу: 8 (415-2) 41-92-22.
Таким образом, введение «периода охлаждения» позволит потребителям отказаться от навязанной или невыгодной страховой услуги без предъявления специальных требований и прохождения специальной административной или судебной процедуры. Привести свою деятельность по вновь заключаемым договорам страхования в соответствие с новыми требованиями страховые организации обязаны до конца июня. Банк России обещает проводить соответствующие проверки страховщиков.
Возможно, радоваться этому нововведению пока рано, поскольку страховщики адаптируются к новым условиям вполне оперативно. Сейчас для приобретения полиса ОСАГО без дополнительных страховых продуктов автовладельцев ставят в очередь и предлагают явиться не менее чем через 2 месяца. Намеревающихся заплатить за дополнительную страховку обслуживают даже вне живой очереди. Так вот, страховщики уже высказываются о намерении всех покупателей полисов ОСАГО «упечь» в одну многомесячную очередь, а другие страховки продавать в обычном режиме.
Так что рынок ОСАГО, скорее всего, останется стихийным и насыщенным поддельными полисами. В попытках хоть как-то его отрегулировать Банк России сформулировал ряд полезных рекомендаций для автовладельцев. В том числе рекомендуется внимательно отнестись к процессу заключения договора ОСАГО:
– оформлять полис в официальных офисах продаж страховых компаний или у уполномоченных представителей;
– проверять надлежащие полномочия (доверенности, поручения) представителей страховых организаций (страховых агентов или брокеров) с помощью официальных сайтов страховых компаний в сети Интернет или при непосредственном обращении (телефонном звонке) в страховую организацию;
– проверять информацию о принадлежности полиса страховой организации, а также об испорченных, утраченных или выведенных из обращения бланках полисов ОСАГО на сайте Российского союза автостраховщиков autoins.ru/ru/osago/polis.
Кроме того, после заключения договора вы можете позвонить в страховую организацию и получить подтверждение о внесении данных вашего полиса в автоматизированную систему (АИС ОСАГО).
В случае если приобретенный полис оказался поддельным, вам необходимо обратиться с соответствующим заявлением о преступлении в правоохранительные органы, проинформировать службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России.
Мария ВЛАДИМИРОВА