Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Необучаемых детей не бывает, могут различаться лишь программы обучения

14:15
3391

1 сентября 2016 года в силу вступают специальные федеральные государственные образовательные стандарты, устанавливающие требования к условиям и результатам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. О том, как будет строиться работа на всех уровнях системы образования, нам рассказали в Министерстве образования и науки Камчатского края.


Дошкольная ступень

При работе с детьми с особыми образовательными потребностями наиболее пристального внимания требует дошкольная ступень. В самом раннем возрасте закладываются основы для создания равных стартовых возможностей для всех.

В системе дошкольного образования Камчатского края реализуется несколько моделей организации обучения таких ребят. Функционирует 31 дошкольное учреждение комбинированного вида, 1 учреждение компенсирующего вида. Они работают с детьми с задержкой психического развития, ДЦП, нарушениями речи, слуха и зрения, ранним детским аутизмом.Системная работа по анализу потребности в создании специальных условий обучения, воспитания и развития особенных детей проводится в г. Петропавловске-Камчатском, г. Вилючинске, г.Елизове.

За 5 лет число воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в детских садах увеличилось на 22%. В этом году выпускниками детских садов г. Петропавловска-Камчатского стали 300 воспитанников. Из них по результатам обследования более 80% получили рекомендации для дальнейшего обучения в общеобразовательной школе по общеобразовательным программам. Это замечательный результат, который свидетельствуют о высокой эффективности коррекционной работы, проведенной в детских садах. Основная образовательная программа в первую очередь проектируется как программа психолого-педагогической поддержки, социализации и развития детей дошкольного возраста. Именно она призвана способствовать раннему выявлению и коррекции недостатков в развитии детей.

Включение особого ребенка и его семьи в социальное взаимодействие на раннем этапе способствует успешному развитию и социализации воспитанника.


Общее образование

Согласно действующему законодательству образование детей с ограниченными возможностями здоровья помимо обучения в специальных образовательных организациях может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах и группах.

В феврале этого года специалистами Министерства был проведен мониторинг готовности школ края к введению нового стандарта, который стал основой для планирования работы по созданию условий для обучения таких детей в 1 классах с 1 сентября этого года. Так, в прошлом учебном году в образовательных организациях края программы общего образования осваивали 1755 детей с особыми образовательными потребностями, в том числе на дому. Еще одна форма получения общего образования детьми-инвалидами – дистанционное обучение. В 2015/16 учебном году в центре дистанционного образования детей Камчатского края обучалось 94 ребенка-инвалида из 49 образовательных учреждений 10 муниципальных образований Камчатского края.

Согласно данным мониторинга 1 сентября в первые классы придут чуть более 250 детей с ограниченными возможностями здоровья.


Дополнительное образование

В учреждениях дополнительного образования занимаются 338 детей-инвалидов и детей с ОВЗ из 9 муниципальных образований края. Эти дети являются активными участниками конкурсных мероприятий. Только в 2015/16 учебном году в различных конкурсах приняли участие 617 таких детей и подростков.

Регулярно проводится работа по организации летней занятости детей данной категории. В этом году детско-юношеской спортивно-адаптивной школой по паралимпийским видам спорта организованы 2 профильные смены для 16 детей-инвалидов, детей с ОВЗ в санатории «Жемчужина Камчатки», 2 профильные смены для 12 детей в г. Евпатории.

В загородных детских оздоровительных лагерях Камчатского края в этом году отдохнули 52 ребенка, в Крыму – 6 воспитанников Тиличикской школы-интерната.

Отдых и оздоровление детей в обязательном порядке сочетаются с коррекционной работой.


Профессиональное образование

После получения общего образования перед детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья возникает вопрос: «Что дальше?»

В Камчатском крае адаптированные образовательные программы разработаны в 3 подведомственных профессиональных образовательных организациях и в 4 учреждениях высшего профессионального образования. В 2015 году получили образование 18 выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: 5 человек приобрели рабочую профессию, 4 человека получили среднее профессиональное образование, 9 человек – высшее.


Подготовка педагогических кадров

Дети-инвалиды обучаются практически во всех муниципальных образованиях, поэтому одной из важнейших задач становится подготовка педагогических кадров. Причем не только узких специалистов – дефектологов, сурдопедагогов, учителей-логопедов, но и каждого педагога, участвующего в реализации адаптированных образовательных программ. Сегодня в школах Камчатского края с детьми с ОВЗ работают около 2400 специалистов.

Наибольший дефицит узких специалистов наблюдается в отдаленных районах края. Для того чтобы решить эту проблему, специалисты министерства организуют целевое обучение педагогов для краевых учреждений и крупных муниципальных образований.

Второе направление работы с кадрами – повышение квалификации педагогов, которые уже работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Так, в рамках курсов повышения квалификации предусмотрены темы по обучению педагогов методам воспитания и социализации учащихся с ОВЗ. Кроме этого, с 2015/16 учебного года ведется подготовка руководящих и педагогических кадров, которые приступят к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в 1-х классах с этого года по новым федеральным стандартам.

За 2014–2016 годы всего обучено более 2000 педагогов, из них – 50 за пределами Камчатского края и 65 – в Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга. До конца 2016 года планируется обучить еще около 450 педагогов.

Необучаемых детей не бывает, могут различаться лишь программы обучения 0

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.