В Петропавловске-Камчатском 00:20, 08 Марта, понедельник
ночью -18°C
днем -9°C
ветер 6,1 м/с
Завтра 09 Марта
-17 ... -6°C
ветер 3,1 м/с

Билет на самолёт – это тоже договор!

Билет на самолёт – это тоже договор!

В 2010 году Минтранс России издал приказ, которым внес ряд изменений и дополнений в Федеральные авиационные правила. Эти, незначительные на первый взгляд, нововведения между тем существенно изменили характер отношений между пассажирами и перевозчиками. И хотя внесены были поправки еще шесть лет назад, современная судебная практика подтверждает, что далеко не все граждане знают об их существовании.

На минувшей неделе в Камчатском краевом суде рассматривалось гражданское дело по жалобе представителя АО «Аэрофлот – Российские авиалинии». В основе судебного спора – ситуация, попасть в которую мог каждый, кто хоть раз покидал пределы полуострова. В апреле прошлого года одна из жительниц Петропавловска (назовем ее Марина) купила в кассе компании «Аэрофлот» билеты в отпуск на себя и двух своих несовершеннолетних детей. Поездку в Крым семья планировала давно, поэтому билеты по маршрутам Петропавловск-Камчатский – Москва – Симферополь и обратно приобрели заранее.

Отпуск на черноморском побережье пролетел быстро, но накануне вылета домой дети Марины почувствовали себя плохо, и на рейс до Москвы семья не попала. На следующий день Марина позвонила в авиакомпанию, где ей сообщили, что ее билеты до столицы были аннулированы. Благо до вылета на Камчатку оставалось несколько дней – как только детям стало лучше, Марина купила билеты на первый же поезд. Однако по прибытии в столицу, когда женщина снова позвонила в представительство авиакомпании, ей сообщили, что полет по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский тоже отменен. Авиакомпания объяснила свои действия тем, что, опоздав на рейс до Москвы, Марина не подтвердила свое желание лететь до Камчатки, несмотря на то, что до вылета оставалось еще трое суток.

Потом была поездка в офис компании, попытки убедить сотрудников войти в положение, разговоры на грани нервного срыва. Денег на новые билеты у Марины не было – тем более что на ближайший рейс каждый билет стоил порядка 150 тысяч на одного человека. Женщине пришлось в срочном порядке занимать деньги у друзей и знакомых и лететь до Камчатки с двумя пересадками. Позже потраченные на покупку билетов деньги ей вернули по месту работы. Однако Марина была уверена, что авиакомпания необоснованно отменила забронированные места и обратилась с иском в суд. В документе она указала, что рейсы по маршрутам Симферополь – Москва и Москва – Петропавловск-Камчатский являются самостоятельными участками перевозки и отказ от использования одного участка не влечет расторжения договора перевозки в целом. Кроме того, по мнению истца, она не осуществляла бронирования авиабилетов, а оплатила их стоимость полностью при заключении договора.

В иске к АО «Аэрофлот» она требовала вернуть стоимость купленных в мае билетов на рейс до Камчатки, выплатить компенсацию морального вреда и штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке. Ее позицию поддержал и присутствовавший на судебном заседании представитель управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю. Рассмотрев материалы дела, Петропавловск-Камчатский городской суд согласился с мнением истца и полностью удовлетворил ее требования.

Однако представитель ответчика – авиакомпании «Аэрофлот» направил апелляционную жалобу в Камчатский краевой суд. Судебная коллегия детально изучила все положения действующего законодательства и пришла к выводу, что авиакомпания действовала в рамках предусмотренных законом прав. И вот почему. Порядок осуществления перевозки пассажиров и багажа регламентируется Воздушным кодексом РФ, а также Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Согласно данным документам, приобретая авиабилет, каждый гражданин заключает договор перевозки, приобретая при этом определенный объем прав и обязанностей.

Чтобы гарантированно осуществить перевозку пассажира по маршруту, указанному в авиабилете, перевозчик осуществляет бронирование пассажирского места на всем пути следования. Если вы летите по одному участку, например Петропавловск-Камчатский – Москва, то за вами забронируют место на рейс до Москвы. Если же в вашем билете указаны несколько участков, например Петропавловск-Камчатский – Хабаровск – Красноярск – Москва, то за вами автоматически бронируют места на каждом участке маршрута. В данном случае предметом договора будет услуга перевозки по всему маршруту следования в целом, без разбивки по участкам. Этот момент очень важен, когда в силу различных причин вы не можете лететь.

Если ваш билет включает один участок следования, все просто. Вы имеете право за сутки до вылета самолета сдать билет и получить обратно его стоимость. Если до вылета судна остается менее 24 часов, то из стоимости удержат сумму соответствующего сбора. Причем речь сейчас идет о так называемых «возвратных» билетах. Если же в вашем билете два участка и более, например Петропавловск-Камчатский – Москва и Москва – Симферополь, а вы отказываетесь лететь только по одному из них, то по действующим правилам вы обязаны уведомить авиакомпанию о намерении воспользоваться правом перелета по остальным участкам. Причем сделать это необходимо не позднее окончания регистрации на рейс, на который вы не попадаете.

Данное положение действует независимо от того, какая разница во времени между вылетами по каждому участку маршрута: будь то два часа или пять недель. Предположим, вы купили билет по маршруту Петропавловск-Камчатский – Москва – Петропавловск-Камчатский с датой вылета 10 сентября и обратно 10 ноября. Если вы не придете на регистрацию рейса до Москвы и вовремя не предупредите авиакомпанию, что воспользуетесь местом по обратному маршруту, ваши места на рейс до Камчатки аннулируют. Причем сделают это без вашего уведомления в одностороннем порядке.

Данное право перевозчика закреплено в п. 27 Федеральных авиационных правил. До приказа Минтранса, изданного шесть лет назад, эти положения также существовали, однако не освобождали перевозчика от обязательства по перевозке пассажира. Внесенные Минтрансом изменения возложили всю ответственность на пассажира и обязали его позаботиться о сохранении за ним забронированного и оплаченного места на борту самолета.

Поэтому, приобретая авиабилеты, всегда имейте под рукой телефон представительства авиакомпании, чтобы успеть предупредить перевозчика о возникшем форс-мажоре и своих дальнейших действиях. Будьте внимательны, когда ставите свою подпись в авиабилете возле фразы «С правилами воздушных перевозок ознакомлен». Вы их действительно читали?


Татьяна ХАБИБУЛЛИНА

2819

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых