Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Криминальное равнодушие

15:40
2834

Уголовное дело об избиении 15-летнего мальчика могло вообще не возникнуть, не выполни родители работу полицейских

Эта затянувшаяся история началась чуть более года назад. 19 августа 2015 года 14-летний Никита вернулся с вечерней прогулки весь в крови. Он плакал и сбивчиво объяснял родителям, что его избила толпа подростков.

Это произошло около 21 часа, когда в августе еще светло, возле торгового центра «Посейдон» на глазах десятков равнодушных прохожих. Подросток рассказал, что с другом поднимался от «Посейдона» по лестнице, к ним привязалась компания пьяных подростков явно старше их. Задали дежурные вопросы: «Откуда, сколько лет?» – и сразу начали бить настолько жестоко, что сопротивляться стало бессмысленно. Друг успел убежать, а Никита закрыл лицо руками и потерял сознание после очередного удара в висок.


Следствие ведут родители

Шокированные родители вместе с Никитой сели в машину и направились к «Посейдону», но сначала отец позвонил в дежурную часть УМВД, подробно объяснив ситуацию. Приехав на место, несчастные родители надеялись застать там патрульную полицейскую машину и бурное кипение доследственных действий. Однако там царила тишь и гладь, а на месте избиения мальчика осталось множество кровавых следов. Компании пьяных подростков к тому времени след простыл, попытки родителей Никиты подробно обследовать территорию и близлежащую округу не увенчались успехом. На обратном пути мальчика привезли в больницу, где ему оказали помощь, а также сделали все необходимые исследования и снимки.

Далее родители отправились в полицию, где написали о случившемся подробное заявление, в том числе отметили, что патрульная машина на место преступления так и не явилась.

Слабо надеясь на помощь полиции, забросив все дела, Алена с супругом на следующий день продолжили поиск озверевших подростков. Им удалось получить изображения с камер видеонаблюдения ТЦ «Посейдон» (полиция взяла это видео гораздо позже), распространили материал по соцсетям в попытках получить хоть какие-то зацепки. Полиция активно продолжала… ничего не делать. Подозреваемые не появились в ориентировках, родителей никто не вызывал, не допрашивал.

Упорство родителей Никиты довольно скоро было вознаграждено: удалось обнаружить место жительства одного из участников избиения. Алене позвонила мать одного из нападавших и согласилась встретиться без присутствия полиции. Тем не менее отправиться туда Алена надеялась вместе с полицейскими, поэтому приехала в ГУВД Петропавловска-Камчатского и объяснила ситуацию дежурному. А в ответ получила лист бумаги с телефонным номером участкового. Был выходной день, и участковый отреагировал на предложение выехать весьма вяло. Попросил номер телефона, пообещав, что позвонит как-нибудь потом…

Полицейский саботаж стал настолько очевидным, что родители продолжили работу стражей порядка сами, в том числе установили личность одного из самых активных нападавших. Им оказался Кирилл Буртовой, которому тогда было 17 лет.

Несмотря на то, что факт сломанной в двух местах челюсти сразу попадает под признаки преступления, предусмотренного ст. 112 УК РФ, уголовное дело было возбуждено лишь спустя месяц – 18 сентября 2015 года.

После возбуждения уголовного дела стали твориться и вовсе странные дела. Дознаватели постоянно менялись. Уголовное дело переходило из рук в руки. Долгое время расследованием вообще никто не занимался. «Нас о смене дознавателей никто не уведомлял, мы сами интересовались результатами расследования, попутно узнавая о том, что дознаватели меняются как перчатки, – рассказывает Алена. – По факту волокиты мы обращались к начальнику УМВД России по Петропавловску-Камчатскому Грицкевичу, но это ничего не изменило».

И все же уголовное дело продвигалось. От Буртового были получены признательные показания, были собраны достоверные показания свидетелей, то есть весомые доказательства вины подозреваемого. Но произошло, как будет понятно в дальнейшем, непоправимое: из-за допущенной волокиты, постоянной смены дознавателей в установленный законом срок дознание не было закончено. Через 6 месяцев расследования уголовное дело было передано в следственное управление УМВД России по Петропавловску-Камчатскому, где спустя только 2 месяца – 31 мая 2016 года – было составлено обвинительное заключение. 10 июня 2016 года дело направлено в мировой суд.

Тогда казалось, родители Никиты почти добились справедливости. Они с уверенностью полагали, что несовершеннолетний изверг не уйдет от ответственности. В чем, как выяснилось, сильно ошибались.

Не имея юридического образования, мама Никиты не знала и не могла знать, что сроки давности привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, установленные УПК РФ, по преступлениям средней тяжести сокращаются в два раза.

А знал ли об этих «тонкостях» уголовного процесса молодой государственный обвинитель, представитель прокуратуры? «В суде гособвинитель не проявлял никакой обвинительной инициативы, не заявлял ходатайств, не просил суд рассмотреть уголовное дело в сроки, необходимые для вынесения обвинительного приговора», – писала затем мама Никиты в жалобе на имя прокурора Камчатского края Анатолия Князева.

В отличие от гособвинителя адвокат Буртового демонстрировала высокий профессионализм и сделала немало для того, чтобы затянуть сроки судопроизводства до нужного предела.


Вина доказана, виновный не наказан

Тем не менее вина Буртового в суде была полностью доказана. Из постановления о прекращении уголовного дела и уголовного преследования от 22 августа 2016 года: «…Буртовой, действия умышленно, подошел к потерпевшему, схватил последнего за одежду и при помощи физической силы уронил его на ступени вышеуказанной лестницы, после чего нанес ему, лежащему на лестнице, не менее двух ударов кулаком руки в область головы. Не удовлетворившись достигнутым результатом, Буртовой нанес потерпевшему не менее одного удара ногой в область нижней челюсти справа, чем причинил ему телесные повреждения в виде кровоподтека области нижней челюсти справа и двусторонний перелом нижней челюсти в области угла справа… (далее перечислены другие нанесенные Никите телесные повреждения. – Ред.).

Действия Буртового органами предварительного следствия квалифицированы по ч. 1 ст. 112 УК РФ – умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека.

В судебном заседании адвокат… заявила ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении Буртового в связи с истечением срока давности привлечения подсудимого к уголовной ответственности.

Государственный обвинитель полагал, что имеются все правовые основания для прекращения уголовного дела по указанным основаниям».

Итак, уголовное дело в зале суда было прекращено. За этот год покалеченный Никита и вся его семья пережили немало бед. Подросток страдает астмой, и перелом челюсти в двух местах усугубил его состояние. Во время приступов мальчик не мог дышать. Днями и ночами мама была вынуждена находиться рядом с ним, поэтому пришлось бросить работу, а в семье растет еще один маленький ребенок. Отец остался в семье единственным кормильцем, а Алена по сей день не может выйти на работу из-за серьезных нарушений сна.

«Считаю, что безответственным, наплевательским отношением дознавателей, следователей, а также их руководителей к расследованию уголовного дела, а также отсутствия надлежащего надзора в ходе расследования уголовного дела и поддержания обвинения в суде со стороны прокуратуры города Петропавловска-Камчатского привело к грубой волоките, нарушению разумных сроков уголовного судопроизводства, – отметила в жалобе прокурору Камчатского края мама Никиты. – Нарушены наши права на судебную защиту, на доступ к правосудию. Действия данных сотрудников дискредитируют работу правоохранительных органов в целом, создают в обществе негативное отношение к ним».


«Одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности»

Проверку по этим фактам провела прокуратура Петропавловска-Камчатского, ответ родителям Никиты был направлен недавно, 12 сентября. Из него следует, что прокуратура города при осуществлении прокурорского надзора за ходом и результатами расследования уголовного дела № 551894 неоднократно выявляла нарушения требований уголовно-процессуального закона, которые выражались в непроведении или в несвоевременном проведении всех необходимых следственных и иных процессуальных действий на стадии предварительного расследования. Меры прокурорского реагирования принимались. В частности, было внесено требование к начальнику УМВД РФ по Петропавловску-Камчатскому об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания. В адрес этого же чиновника было внесено и представление в связи с нарушениями требований ст. 6.1 УПК РФ об осуществлении уголовного судопроизводства в разумные сроки.

«По результатам 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, – сообщил в своем ответе заместитель прокурора Петропавловска-Камчатского. – Таким образом, довод заявителя о допущенной волоките при расследовании уголовного дела нашел свое подтверждение».

Кто это полицейское должностное лицо и как оно наказано – представитель прокуратуры не сообщил. Вместе с тем в прокуратуре считают, что сроки возбуждения уголовного дела не были нарушены, несмотря на то, что неоднократно переносились. А жалоба Алены на врио начальника ОД УМВД РФ по г. Петропавловску-Камчатскому М. Демидову перенаправлена в адрес ее начальника – все того же руководителя УМВД РФ по Петропавловску-Камчатскому.

Ну а действия в судебном процессе того самого гособвинителя, по мнению заместителя прокурора города, не являлись чем-то из ряда вон выходящим: «Несвоевременность начала судебного процесса и последующие отложения дела на длительные периоды происходили не по вине государственного обвинителя, а даты судебных заседаний устанавливались судьей самостоятельно».

Правда, зачем-то «…по данному факту с оперативным составом прокуратуры города проведено совещание, на котором данный вопрос обсужден и государственным обвинителям указано на необходимость проявления в судебном заседании более активной позиции в целях защиты интересов потерпевших».

Родителей Никиты такой ответ явно не удовлетворил. Не стоит забывать главного: если бы не их напор и инициатива, этого уголовного дела, возможно, и не возникло. Да и практически всю работу полиции сделали они.

Эта цепочка последовательного разгильдяйства полиции, странностей в поведении гособвинения и суда привела к серьезным последствиям. И для всей семьи, которая сегодня переживает большие материальные трудности. И для здоровья искалеченного мальчика, который в свои 15 лет боится один выходить из дома. Надо ли говорить о потерянной вере в справедливость правосудия?

Но не исключено, что последствия этой дикой ситуации окажутся более далеко идущими. По вине целого ряда мелких и не очень чиновников не был соблюден главный принцип – неотвратимости наказания. Не стоит забывать: бойню на глазах прохожих учинил не 12-летний «карапуз», а здоровый 17-летний юноша. Благодаря бездействию правоохранителей он получил замечательный опыт ухода от возмездия. Кто знает, не захочет ли он этот опыт повторить.

Впрочем, шансы установления справедливости пока не исчерпаны, и родители Никиты постараются их использовать. Они уверены, что органами расследования действия Буртового квалифицированы неправильно. Они считают, что это деяние должно быть квалифицировано по п. «д» ч. 2 ст. 112 УК РФ – умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека, совершенного из хулиганских побуждений. Что вполне разумно: своим поведением пьяный драчун выражал явное пренебрежение к обществу. Тем временем 15-летний Никита не был инициатором ссоры и не давал повода для конфликта.

Эти доводы были изложены в апелляционной жалобе на постановление мирового судьи, которое представитель потерпевших просит отменить и передать уголовное дело на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции.


Мария ШУПЕНИК

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.