Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Энергетический мост, да не тот

11:45
2844

Статья в газете Камчатский край от 12 октября 2016 года за № 40 «Энергетический мост свяжет Камчатку и Японию?» вызвала всплеск эмоций от широты размаха предложенного варианта.

Напомню, речь в ней шла о том, что в московском представительстве АО «Корпорация развития Камчатки» была рассмотрена возможность инициации стратегического инвестиционного проекта «Геотермальный энергетический комплекс Камчатка – Курилы – Япония». Проект предполагает строительство на территориях Камчатского края и Сахалинской области ГеоТЭС с применением исландских технологий. Вдохновители проекта предполагают, что мощность комплекса может составить от полутора до трех гигаватт. Вырабатываемое электричество планируется использовать не только для местных нужд, а основные объемы поставлять в Японию по энергомосту, состоящему из воздушных ЛЭП и подводных кабелей, которые протянутся вдоль Курильской гряды от Камчатки до Хоккайдо…

Нам, специалистам-энергетикам, эта разработка напоминает нечто из серии фантастических проектов добычи полезных ископаемых на Марсе и последующем их использовании на Земле. Или даже что-то похожее на «нью-васюковскую» задумку Остапа Бендера. По грандиозности предполагаемого воплощения эти инициативы ничем не отличаются.

Новость вызвала много интересных вопросов к инициатору совещания Николаю Пегину, генеральному директору АО «Корпорация развития Камчатки». Например, известен ли ему такой факт: 100-процентная переработка термального ресурса (тепла Земли) в чистую электроэнергию (кВт/час) дает КПД (коэффициент полезного действия) только в пределах 20–25 процентов?

Реализация проекта предполагает сооружение на каждом острове Курильской гряды геотермальной станции или подстанции, которые будут связаны между собой минимум двумя параллельными высоковольтными кабельными и воздушными линиями, и все это вдоль гряды Тихоокеанского тектонического разлома. Для высоковольтных кабелей это не очень приятная в эксплуатации практика. Эта практика показывает, что в зонах сильных землетрясений кабельные линии подвержены сильнейшим повреждениям, не в пример высоковольтным линиям.

Далее. Энергетические запасы термальных полей, исходя из практики, определяются по результатам разведки в соотношении 50 на 50. Необходимо иметь серьезные обоснования и много бурить, чтобы заявить о реальном энергетическом потенциале данных полей. Опять же, на практике мировой геологии, запасы мощности тепла могут быть железно подтверждены только на 30 %. Остальные проценты плавающие и требующие постоянного подтверждения в процессе эксплуатации методом бурения.

Что мы имеем в итоге? 20–25 % электроэнергии от тепла, плюс непредсказуемость термального запаса тепла и неразрешенный вопрос: каково территориальное размещение термального поля, которое должно являться единым энергетическим источником?

Вызывает живой интерес комментарий итога совещания со стороны Николая Пегина по поводу реализации инновационного проекта «Геотермальный энергетический комплекс Камчатка – Курилы – Япония»: при «успешной реализации, проект может стать для Камчатки стратегическим вектором развития».

Увы, реализации тепла Земли в таких объемах нет ни в одной стране мира, попросту потому, что это реально невозможно. Получить тепло, согреть – да, пожалуйста! Но и то лишь по месту расположения центра потребления тепловой нагрузки. А вот преобразовывать тепло в электроэнергию, дешевую по себестоимости в сравнении с другими возобновляемыми источниками – НЕТ!

Далее с комментарием можно и нужно согласиться: «Полученные за счет экологически чистой генерации значительные объемы дешевой электроэнергии, предназначенные для экспорта, могут привести к значительным позитивным изменениям в экономике. В хозяйственный оборот окажутся вовлечены масштабные природные ресурсы края, на сегодняшний день остающиеся невостребованными. Все это произойдет без ущерба для экологии региона».

Все так, уважаемый Николай Анатольевич! Но только не от использования потенциала геотермального тепла! Для Камчатского края это возможно только при использовании гидроресурсов рек и морских приливов. В нашем регионе они в разы превосходят тепло Земли по реальным запасам энергетической мощности. Пример тому – Исландия и Япония. В Исландии гидроэнергетика рек и морских приливов используется на 90 %, а геотермальное тепло на 30 %. А в соседней Японии задействовано только 0,2 % геотермального потенциала, при этом резерв мощностей огромен – 23,5 ГигаВатт. Так зачем же, имея на своей территории такие запасы, японцы смотрят в нашу сторону? Наверное, слишком дорого получается?

Приходится сожалеть что нам, а вы, Николай Анатольевич, были одним из модераторов Камчатского инвестиционного форума и ряда последующих, состоявшихся за рубежом и в регионах нашей страны, не удалось при вашем участии реализовать высокоэнергоэффективный гидроэнергетический потенциал Камчатки, тот, который поистине мог воплотить в жизнь ваши же пожелания.

Для нашего региона губительно оставаться в плену энергетических иллюзий. Они интересны лишь тем, кто мечтает реализовать свои личные амбиции – технологии, инвестиционные деньги. Они рады втянуть нас на долгие годы в обсуждение бесперспективных проектов, а реальное развитие Камчатского края лежит вне сферы их интересов.

Почему все эти годы АО «Корпорация развития Камчатского края» игнорирует варианты развития самого дешевого вида возобновляемой гидроэнергетики, лежащей под носом? Речь идет о Пенжинской приливной станции, каскадах ГЭС рек Жупанова, Кроноцкой, Кинкиль, Кававля, Белая, Авача. Именно использование гидроэнергетического потенциала данных объектов способно воплотить все ваши фантастические предложения в реальность. При реализации такого проекта (назовем его «Гидроэнергетический комплекс Камчатка – Магадан – Чукотка – Якутия – Хабаровский край – Сахалин – Япония – Корея – Китай») решаются энергетические и экономические интересы не только Японии, но и всего «Азиатского суперкольца». И в полной мере защищаются экономические интересы самых убогих по экономике регионов России.

Дополнительно к этому появляется возможность получить еще один самый перспективный для мировой экономики энергоноситель – жидкий водород – энергоэффективный и самый экологически чистый при сжигании.

Еще раз подчеркнем для всех читателей: геотермальное тепло Земли – это не 100-процентно экологически чистый энергетический продукт, не надо иллюзий и эйфории. Он в природе своей разный и бывает не менее вредный, чем сжигание углеводородного топлива. Вдобавок непредсказуемы его запасы на месторождениях. Тепло Земли не сравнится с гидроэнергетикой по запасам энергетической мощности в силу геологического построения. Недаром развитые страны, имеющие природный запас и по теплу Земли, и по гидроэнергетике, вначале используют гидроэнергетику, а только потом тепло.

Почему мы в России не такие? Наверное, нравится жить в фантазиях, сетуя при этом на нищету и бедность, и чужой опыт нам не в радость, хочется чего-то эффектного, затратного, с размахом…


Владимир СЕМЧЕВ, Владимир ЛАХТИН, кандидат технических наук Владимир КУДРЯШОВ – специалисты КГБУ «Региональный центр развития энергетики и энергосбережения» Камчатского края

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.