Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Криминальное равнодушие – 2

09:50
2483

В октябре суд Петропавловска-Камчатского вновь рассмотрел дело о жестоком избиении 14-летнего подростка. На этот раз дело рассматривалось в апелляционной инстанции. В сентябре мы писали о том, что уголовное дело в отношении жителя Петропавловска Кирилла БУРТОВОГО, избившего мальчика, было прекращено в зале суда в связи с истечением срока давности привлечения подсудимого к уголовной ответственности.

Напомним вкратце обстоятельства дела. Вечером 19 августа 2015 года толпа пьяных подростков возле ТЦ «Посейдон» в Петропавловске избила 14-летнего Никиту на глазах многочисленных прохожих. Мальчик потерял сознание, получил множественные телесные повреждения, в том числе перелом челюсти в двух местах. Следствие установило, что нанесение тяжелых травм являлось прямой заслугой Кирилла Буртового, которому в момент совершения преступления было 17 лет. Его подельникам уголовной ответственности удалось избежать, зато они дали ценные свидетельские показания.

Писали мы и о том, что добрую часть работы полиции, которая в тот день даже не выехала на место происшествия, пришлось проделать родителям избитого мальчика, в том числе устанавливать личности нападавших. В результате уголовное дело было возбуждено только спустя месяц. Далее последовала откровенная волокита со стороны дознания и частая смена дознавателей, о чем мама Никиты писала жалобы в полицию и прокуратуру, однако тщетно. В итоге дознание не было закончено в установленный законом срок, даже несмотря на полученные признания Буртового и показания свидетелей. Лишь через 6 месяцев (!!!) расследования уголовное дело, с которым в считанные недели мог справиться вчерашний выпускник юрфака, было передано в следственное управление УМВД России по Петропавловску-Камчатскому, где только спустя 2 месяца – 31 мая 2016 года – было составлено обвинительное заключение, и 10 июня 2016 года дело направлено в мировой суд. Действия Буртового квалифицированы по ч. 1 ст. 112 УК РФ – «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека».

После мучительного периода следствия у родителей Никиты появились основания полагать, что несовершеннолетний изверг не уйдет от ответственности. В чем, как выяснилось, сильно ошибались. Они не могли знать, что сроки давности привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, установленные УПК РФ, по преступлениям средней тяжести сокращаются в два раза.

Более того, судебное расследование также «не задалось». Заседания то и дело откладывались, поскольку судья уходила в другие, некие более важные процессы. А государственный обвинитель, с точки зрения родителей Никиты, не проявлял необходимой инициативы, чем также повлиял на затягивание сроков рассмотрения дела.

Результат стал для семьи Никиты настоящим ударом. Несмотря на то, что вина Буртового в суде была полностью доказана, 22 августа 2016 года судья Домашевская издала постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования.

За время следствия и суда покалеченный Никита и его родители пережили немало проблем. Подросток страдает астмой, и перелом челюсти в двух местах усугубил его состояние. Во время приступов мальчик не мог дышать. Днями и ночами мама была вынуждена находиться рядом с ним, поэтому пришлось бросить работу, а в семье растет еще один маленький ребенок. Отец остался в семье единственным кормильцем, а Алена по сей день не может выйти на работу из-за серьезных нарушений сна. Сам Никита, которому исполнилось 15 лет, после избиения боится один выходить из дома.

«Считаю, что безответственное, наплевательское отношение дознавателей, следователей, а также их руководителей к расследованию уголовного дела, а также отсутствие надлежащего надзора в ходе расследования уголовного дела и поддержания обвинения в суде со стороны прокуратуры города Петропавловска-Камчатского привели к грубой волоките, нарушению разумных сроков уголовного судопроизводства, – отметила в жалобе прокурору Камчатского края мама Никиты. – Нарушены наши права на судебную защиту, на доступ к правосудию. Действия данных сотрудников дискредитируют работу правоохранительных органов в целом, создают в обществе негативное отношение к ним».

Даже после судебного постановления семья Никиты искренне полагала, что сможет добиться справедливости. Они сочли, что органами расследования действия Буртового были квалифицированы неправильно, а это деяние подпадает под п. «д» ч. 2 ст. 112 УК РФ – «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека, совершенного из хулиганских побуждений». Ключевое понятие этой более серьезной квалификации – «хулиганство». Именно оно характеризовало действия пьяного несовершеннолетнего изверга, который своим поведением выражал явное пренебрежение к обществу, в то время как 14-летний Никита не был инициатором ссоры, не давал повода для конфликта и даже не сопротивлялся во время избиения.

Эти доводы были изложены в апелляционной жалобе на постановление мирового судьи, которая в октябре и была рассмотрена. Но в возбуждении нового уголовного дела суд отказал. Основание – недостаточно доказательств.

«Мы в шоке: какие еще должны быть доказательства? – задается вопросом мама Никиты. – В нашей стране можно избить человека, и за это ничего не будет?»

Веру в справедливость правосудия (а также в адекватную работу полиции, прокуратуры, суда) семья Никиты потеряла окончательно. Но особенно настораживает тот факт, что ушел от ответственности не абстрактный злодей, а конкретный молодой человек, склонный к антиобщественным поступкам. Буртовой – из неблагополучной семьи, длительное время состоял на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, поскольку употреблял алкоголь и подозревался в кражах. Сейчас он совершеннолетний, так что КДН за ним не следит. Получи он сейчас хотя бы условный срок за свое зверское преступление, то оставался бы в поле зрения полиции. А это являлось бы шансом для него самого не попасть в места, не столь отдаленные, в дальнейшем. Но главное – это была бы хоть какая-то гарантия того, что от его действий больше никто не пострадает.

По факту же он понял одно: можно творить что угодно и уходить от возмездия. А повторять такой опыт, как утверждают психологи, весьма соблазнительно.


P. S.

Когда материал был сдан в печать, неожиданно (или вполне предсказуемо) выяснилось, что утром во вторник, 25 октября, сотрудникам полиции была вручена ориентировка на розыск Кирилла Игоревича Буртового, подозреваемого в совершении очередного преступления по ст. 122 УК РФ. События долго себя ждать не заставили: молодой человек опять кого-то жестоко избил.

В полиции сейчас говорят: горбатого могила исправит. Но в таком случае работа полицейских, как и всей правоохранительной системы, напрочь теряет свой смысл.


Мария ШУПЕНИК

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.