Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Вести с ферм и полей

10:35
3077

Заканчивается камчатская осень, а вместе с ней закругляется цикл сельскохозяйственных работ на фермах, на полях, в теплицах. Наступает время считать цыплят в прямом и переносном смысле. Каждый крестьянин подводит итоги года, по-своему оценивая результаты своего труда: кто подсчитывает мешки картофеля, кто литры молока, кто килограммы мяса. Подвести эти итоги в целом по краю мы попросили министра сельского хозяйства Камчатского края Александра КУЧЕРЕНКО.

– Александр Анатольевич, мы постоянно следим за нелегким трудом и успехами камчатских сельхозпроизводителей, находимся с ними на связи, стараемся рассказывать читателям о продукции, которую камчатские аграрии производят для полуострова. Сейчас, в завершении уборочной кампании, хотелось бы узнать, как министерство сельского хозяйства оценивает итоги 2016 года.

– Год заканчивается, уборочная практически завершена, в оставшиеся два месяца предстоит уже начать подготовку к следующей посевной: оценить и пополнить запасы товаро-материальных ценностей, семян, удобрений и т. д., подвести окончательные итоги года. Предварительно мы их уже подвели, например, по растениеводству и овощеводству.

Сразу скажу, что на предстоящую зиму край стопроцентно обеспечил себя кормами для животных. Есть территории, где растениеводов подвела погода, из-за чего заготовки в полном объеме не удались – это Тигильский и Усть-Большерецкий районы. В целом на территории края кормов для предстоящей зимовки заготовлено достаточно. Мы сейчас работаем с сельхозпроизводителями Мильковского и Елизовского районов, чтобы они реализовали заготовленные корма в первую очередь тем животноводам, у кого не хватает собственных. С учетом правильного распределения и реализации мы обеспечим весь скот кормами в полном объеме. Всего в крае заготовлено более 123 тысяч центнеров кормов, а с учетом того, что у многих хозяйств остались в запасе силос и сенаж в упаковке с прошлого года – скот всю зиму будет накормлен, как положено.

– Камчатцам овощей тоже хватит? Картофель, морковь, свеклу и капусту земляки предпочитают местного производства.

– Овощеводам в этом году, конечно, пришлось нелегко. Как это часто бывает – погода во время роста овощей была неидеальной. Но если анализировать среднемноголетние показатели, то урожай получился не хуже, а даже лучше. Картофеля мы собрали на 3 процента больше, чем в прошлом году, овощей открытого грунта заготовили более 17 тысяч тонн – это на 2 процента выше прошлого года. Конечно, сильное переувлажнение почвы не позволило нам убрать весь картофель, но потери все-таки оказались значительно меньше. В прошлом году по этой же причине мы не убрали порядка 20 га, в этом году – только 8 га. Так что урожай собрали хороший, несмотря на трудности.

Проблемным остается у нас пока обеспечение края собственными овощами закрытого грунта. В этой сфере мы, по-прежнему, надеемся в основном на личные подсобные хозяйства и некоторые фермерские. Этого, конечно, не достаточно. Обеспечение составляет порядка 8–10 процентов от потребности края. Остальную потребность закрывает привозная продукция.

– Есть ли творческие планы всерьез начать выращивать овощи закрытого грунта на территории края? Ведь ни один привозной помидор не сравнится с камчатским по вкусу!

– Планы есть, и они очень серьезные. Есть ряд инвестиционных проектов по закрытому грунту, которые уже находятся на стадии реализации. Первый из них – строительство тепличного хозяйства в поселке Вулканном. Инвестор – ООО «Агродар». Там уже произведен землеотвод – порядка 2 га, – получено подтверждение по газу, заканчивается подготовка проектно-сметной документации. После экспертизы проекта в следующем году приступим к строительству теплиц.

Еще одна площадка, запланированная для производства овощей закрытого грунта, – это территория Раздольного, недалеко от Зеленовских Озерков. Там порядка 4,8 га предполагается занять тепличным хозяйством. Этот проект не такой быстрый, поскольку необходим подвод инженерной инфраструктуры. Его мы планируем начать в следующем году за счет краевого бюджета, а уже в 2018 году приступим к строительству самого тепличного комплекса. Таким образом, если все сложится по плану, в течение трех лет ситуация с овощами закрытого грунта у нас изменится в лучшую сторону.

– Александр Анатольевич, почему среди этих проектов нет Термального?

– Термальный – это тоже одна из инвестиционных площадок под строительство теплиц. Но там есть некоторые проблемы: во-первых, с отводом земли, а во-вторых, с износом имеющихся скважин термальной воды и водовода. В планах есть строительство водовода, но это пока перспектива чуть дальняя, чем две вышеописанные площадки. Тот инвестор, который планировал зайти на площадку в Термальном, пока поменял место дислокации и планирует теперь вложение средств в хозяйство на 19 км елизовской трассы. Там тоже планируется строительство теплиц, информацию о котором мы получим в первом квартале будущего года.

– Все инвесторы этих проектов в себе уверены? Ведь все риски для бизнеса, тем более сельскохозяйственного производства, сосредоточены здесь у нас. Никого из них не пугает суровая камчатская действительность?

– Дело в том, что все инвесторы – это наши камчатские предприниматели. Они прекрасно знают все местные условия, поэтому в себе уверены и не совершат ошибок. И, что немаловажно, мы уверены в них. Это касается не только проектов овощеводства закрытого грунта. Кто у нас инвестирует в животноводство? Это ООО «Агротек» – два инвестиционных проекта, один из которых уже реализован в Сокоче. АО «Кампиво» реализован инвестпроект по свиноводству. ИП Бочуля с производством камчатского бройлера… Все это – наши камчатские инвесторы, которые вышли из предприятий переработки на создание базы сырья. Таких инвесторов можно и дальше перечислять. Мы за всех этих инвесторов спокойны и готовы помогать им во всем. Конечно, хорошо было бы привлечь инвесторов из других регионов России, из-за рубежа… Но мы прекрасно понимаем, что для них Камчатка не слишком интересна в силу ограниченного количества населения. С другой стороны, всегда приятно работать со своими инвесторами, которые знают территорию и уже сейчас работают в тесном сотрудничестве с правительством края.

– Правительство помогает инвесторам? Сейчас им особенно непросто: привлечь кредитные деньги не всегда удается, банки дают их неохотно…

– Да, банки действительно в последнее время кредитуют бизнес с большой неохотой. Но ситуация с кредитами в сельскохозяйственной сфере должна измениться. С 2017 года на федеральном уровне Минсельхоз России меняет порядок и принципы субсидирования: если раньше сельхозпроизводителям субсидировались процентные ставки по кредитам, то со следующего года кредиты станут льготными. Сельхозпроизводитель будет брать льготный кредит под 5–6 процентов годовых, а возмещение между ставкой по этому кредиту и ставкой банка будет производить федеральный центр напрямую в банк. 5–6 процентов годовых – это хорошие условия кредитования. Перечень целей, на которые возможно получение льготного кредита, будет утвержден федеральным центром.

Новый порядок субсидирования должен ускорить процедуру получения кредитов. Раньше для того, чтобы включить тот или иной кредит в перечень субсидируемых, мы готовили документы и подавали их в Минсельхоз на рассмотрение комиссии. Иногда до принятия решения комиссии проходило до полутора лет, хотя потом решения по всем нашим заявкам принимались положительные.

– Те кредитные договоры, которые заключались сельхозпроизводителями по старым условиям, продолжат свое действие?

– Да, они остаются неизменными до полного погашения.

– Мы знаем, что у наших животноводов помимо уже реализованных проектов есть и новые. Камчатка уже не чувствует дефицита местных яиц и мяса. Хотелось бы, чтобы и дальше все двигалось в этом положительном направлении. Например, есть ли какие-то подвижки в производстве говядины на полуострове?

– Основной объем мяса, который производится на территории края, – это свинина, оленина и птица (которую здесь не производили более 20 лет). Тем, кто еще не попробовал мясо камчатского бройлера, я очень советую это сделать. Вы сразу почувствуете разницу между нашей курицей и той, которую покупаете в замороженном виде. Нашего бройлера практически постоянно можно купить на ярмарках камчатских производителей. Говядину мы почти не производим. Та говядина, которая есть на наших прилавках, – это побочный продукт молочных производств плюс некоторое количество откормленных бычков. На Камчатке за всю ее историю масштабно производством говядины никто не занимался, за исключением небольшого специализированного хозяйства в Мильковском районе. Это был совхоз «Комсомольский», который уже давно не существует. Сегодня у инвесторов есть интерес к производству говядины. Предложения есть, мы их обсуждаем. Основное, что хочет понять инвестор, – степень поддержки Камчатского края и потребность в продукции. Мы, в свою очередь, хотим досконально понять, что инвестор даст краю.

– Давайте поговорим о производстве молока. Это направление – одно из самых трудоемких и затратных, но и значимость его для края трудно переоценить. Каких успехов мы сегодня добились в производстве молока?

– В молоке мы закрываем сегодня потребность населения только на 32 процента. В этом вопросе есть куда двигаться – спрос есть, продукция наших производителей раскупается быстро. За последние три года мы увеличили производство молока всего на 4,5 процента. Это действительно трудоемкий процесс. Свиноводство дает отдачу через 10 месяцев, птица с производством яйца – через 4 месяца, а бройлер – через 45 суток. Крупный рогатый скот – это совершенно другие сроки и затраты. Но мы стараемся развивать молочное производство, уделяем ему особое внимание. Ведь молоко и молочная продукция – это продукты первой необходимости.

Если брать именно производство, то одно из самых успешных предприятий у нас – это УМП ОПХ «Заречное». Там построен молокозавод с объемом переработки 20 тонн молока в смену, заканчивается строительство забойного пункта с первичной переработкой. К концу года готова будет проектно-сметная документация на строительство комплекса на 1 200 голов скота. Мы уже сейчас продумываем пути привлечения средств для строительства комплекса этого предприятия в районе поселка Раздольного.

Есть и другие проекты молочного производства, которые у нас продвигаются. В Заозерном произошла модернизация комплекса, но поголовье пока не увеличивалось – будем этот вопрос решать. В Николаевке при банкротстве ФГУП мы убедили инвестора выкупить поголовье и имущество предприятия-банкрота, чтобы сохранить там молочное производство и вдохнуть в предприятие новую жизнь. Идем дальше. В Милькове успешно работают два производителя молока: крестьянско-фермерское хозяйство Маркова и ООО «Мильковское». Марков имеет свою молочную переработку, заканчивает модернизацию комплекса на 200 голов, купил в этом году скот в Сосновке. ООО «Мильковское» самостоятельно, без нашей помощи, ведет строительство комплекса…

– Александр Анатольевич, все эти предприниматели работают здесь, недалеко от Петропавловска, Елизова. Мильково всегда было сильно сельхозпроизводителями. А что работает в районах, расположенных подальше от камчатской столицы? Как там дела у фермеров?

– Начнем с Усть-Большерецкого района. Здесь сохранилось и работает хозяйство «Апачинское». Обеспечивает себя кормами, обновило тракторный парк и сельхозтехнику, провело с помощью бюджетных средств реконструкцию комплекса на 400 голов. Заканчивается напитка его оборудованием, и надеемся, что в следующем году будет дополнительно закуплен скот и комплекс заработает в полную силу. Хозяйство работает с землей, наращивает производство. Уже сейчас там показатели по надою составляют более 12 литров на фуражную корову.

В Быстринском районе удалось сохранить имущество и поголовье, имевшееся у ЗАО «Быстринское». После его банкротства поголовье, мини-молокозавод и часть техники мы смогли выкупить. Хозяйство восстанавливается и начинает потихоньку работать.

В Усть-Камчатском районе успешно развивается ООО «Крутобереговское». Надо сказать огромное спасибо за это одному из его учредителей – предприятию «Устькамчатрыба». Функционирует молокозавод, построен забойный пункт, комплекс на 100 голов, заканчивается разработка проекта по строительству еще одного комплекса на 100 голов. Там за производство можно только порадоваться.

Если идти по карте севернее – обстановка чуть сложнее. В Олюторском районе мы построили пункт переработки молока, заканчивается строительство забойного пункта и началась реконструкция животноводческого комплекса. Там есть небольшое поголовье, но мы планируем, что по окончании реконструкции комплекса при господдержке предприятие приобретет скот дополнительно.

В Тигильском, Пенжинском, Карагинском и Алеутском районах развивается в основном оленеводство. В Тигильском работает серьезное предприятие – ООО «Возрождение оленеводства». К сожалению, в этом году оно потеряло часть поголовья во время пожаров.

Есть ряд предложений о возрождении в Палане птицеводства и свиноводства… Пока эти предложения даже на бумагу не легли, но мы их обсуждаем. Конечно, мы понимаем, что сельхозпроизводителям очень не просто работать в суровых условиях камчатского севера. Мы готовы во многом им помогать, но очень важна в этих вопросах и инициатива территорий. Они сами в первую очередь должны захотеть что-то развивать у себя. У нас сегодня существует хорошая грантовая система для начинающих фермеров и семейных крестьянско-фермерских хозяйств. Для семейных ферм гранты предусмотрены в размере до 22 миллионов рублей. Это хорошие стартовые деньги. Но не везде находятся люди, готовые работать в сельском хозяйстве. Например, Соболевский район у нас вообще ни в чем относительно сельхозпроизводства не задействован – нет пока желающих.

– Сельское хозяйство – тяжелый труд. Наверное, любой фермер или овощевод – это крестьянин по призванию. Только в этом случае он может добиться успеха, и земля отплатит ему хорошим приростом и урожаем. А таких людей, увы, не так много в наше время. Если посмотреть на земли сельхозназначения в окрестностях Петропавловска и Елизова, то и они ведь не все сейчас используются…

– Это действительно так. Много пахотной земли у нас не задействовано. Мы стараемся сделать главное – не отдавать их под строительство. Наступит время, когда вся пашня будет востребована, – надо в это верить. С землей нужно работать, повышать ее плодородность. Сейчас мы пытаемся восстановить заготовку торфа и производства торфокомпоста, чтобы улучшать плодородный слой. В этом году мы все показатели нашей краевой программы выполнили и дали в крае хороший прирост сельхозпродукции, но я уверен, что мы можем работать еще лучше.

– Спасибо за интервью.


Беседовала Светлана СОЛОВЬЕВА

Вести с ферм и полей 0Вести с ферм и полей 1

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.