Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Универ по-камчатски

09:45
6246

Утром 2 ноября в КамГУ им. Витуса Беринга был внепланово собран ученый совет, на котором представители Министерства образования и науки РФ объявили преподавательскому коллективу о том, что ректор Наталья ИЛЬИНСКАЯ больше не занимает эту должность. Трудовой контракт с ректором не был продлен, так сказать, по инициативе работодателя с 1 ноября. Причины столь сурового министерского решения, как это нередко бывает, не оглашались. Было лишь объявлено, что до избрания нового ректора исполнять обязанности руководителя вуза будет первый проректор Юлия СТАФЕЕВА.

Наталья Ильинская участия в ученом совете не принимала. По имеющейся информации, она сейчас находится в Санкт-Петербурге, как и ее дочь Яна Ильинская, занимающая в университете должность проректора по научной, международной и инновационной деятельности и декана факультета непрерывного образования, а также зять ректора Сергей Исайчиков, занимающий в университете должность начальника административно-хозяйственного управления. Поэтому министерский приказ о назначении исполняющего обязанности ректора зачитывался в их отсутствие.

Новость о том, что ректору Ильинской Минобрнауки указало на дверь, просочилась на Камчатку несколькими днями раньше. Сорока принесла ее на хвосте примерно в то же время, как в электронном медиапространстве края появилось письмо преподавателей вуза, рассказывающее о том, что творится в стенах учебного заведения. Строго говоря, это письмо примерно неделю назад пришло по электронной почте и в нашу редакцию с подписью «Коллектив». Поскольку ни одной живой фамилии под письмом не стояло, мы попросили отправителя предоставить нам контакты преподавателей вуза, с которыми редакция могла бы связаться для подтверждения и проверки фактов, изложенных в письме. Действовали мы в соответствии с законом о СМИ, который предусматривает проверку средствами массовой информации публикуемой информации. Тем более что информация, изложенная в письме, была, мягко говоря, вопиющей.

В нем авторы писали о том, что стараниями ректора в университете «сложилась катастрофическая ситуация и происходит полное разрушение когда-то стабильного и качественно работающего университета». Сообщалось, что в последние годы из вуза уволились по разным причинам все доктора наук и многие кандидаты наук, а имидж университета очень сильно упал, и количество студентов сократилось. «Университет за последние годы утратил связь почти со всеми государственными, образовательными и научными учреждениями города и края – просто никто уже не хочет иметь дело с нашим ректором и с нашим университетом. Мы абсолютно утратили связь с научными организациями края, если подобная связь и существует, то держится она только за счет личных контактов преподавателей и научных сотрудников. Полностью утеряна связь с краевым министерством образования и со школами края. На проведение практик, предусмотренных учебными планами, не выделяется ни копейки», – написано в письме.

В целом авторы письма считают, что ректором в университете разведена «семейственность» (дочь – проректор, зять – начальник хозяйственного управления), которая вкупе с авторитарным стилем управления создает в коллективе климат нервозности, страха и абсолютной незащищенности, потому что под угрозой увольнения находится любой сотрудник. «При этом ничего противозаконного не происходит, а людей просто вынуждают (создав соответствующие условия) написать заявление по собственному желанию или увольняют другим «законным способом». Например, за последние пять лет сменилось пять деканов физико-математического факультета, сам факультет на грани закрытия, что немыслимо для классического университета».

Более того, авторы считают, что развивается университет не планомерно, а хаотично: профессорско-преподавательский состав сокращается, нагрузка преподавателей постоянно скачет, работающие кафедры и факультеты ликвидируются, объединяются, на их месте возникают и создаются непонятные подразделения вуза – все это происходит спонтанно, по личной прихоти ректора. Например, из письма следует, что в университете под предлогом «оптимизации» сократили всех лаборантов кафедр, и сегодня все оставшиеся лаборанты работают неофициально и получают так называемую «зарплату» из стипендиального фонда.

Стипендиальному фонду в письме уделено особое внимание. Авторыпишут о том, что распределение этого фонда происходит, мягко говоря, несправедливо и тратится он не на те цели, которым призван служить. Якобы имели место даже случаи выплаты отдельным студентам немалых сумм из стипендиального фонда в виде материальной помощи с последующим возвратом этих денег в университет для расходования на внутренние нужды факультетов. «Хочется попросить вас обратить внимание на наш университет, решить вопрос о замещении ведущих (ректорских, проректорских) должностей членами одной семьи и помочь университету в будущем провести честные и открытые выборы ректора», – резюмировали авторы письма.

На просьбу редакции открыто пообщаться с журналистами никто из авторов, к сожалению, не откликнулся. Дополнительно нам прислали лишь скан ответа Минорбнауки, в котором говорится о том, что факты, изложенные в письме, будут подвергнуты проверке.

Сейчас, когда судьба ректора Натальи Ильинской уже решена, можно предположить, что что-то в ее правлении университетом действительно было неправильным. Хотя, по сообщению нашего источника в университете, внеплановый научный совет и объявление о ее отставке прошли без каких-либо упреков и обвинений в адрес экс-ректора со стороны представителей министерства. Будут ли сделаны оргвыводы из этой истории другими ведомствами (все-таки речь идет о целевом расходовании стипендиального фонда вуза), покажет время.

Подтверждения того, что в стенах вуза обстановка была нездоровой, сегодня приходят из разных источников. К примеру, о потерянной с краевым министерством образования связи говорит тот факт, что камчатские чиновники узнали об отставке ректора университета из сообщений СМИ. Об этом журналистам сообщила заместитель краевого министра образования Евгения Орешко. Кстати, и связь со средствами массовой информации полуострова университет в последнее время не слишком-то и поддерживал. Например, сотрудничество с нашей газетой, постоянно публиковавшей материалы о деятельности вуза, было прервано в одночасье и без объяснения причин.

Немало информации, так сказать, вдогонку содержат и комментарии к новостям об отставке ректора, которые дают жители Камчатки, чья деятельность так или иначе связана с университетом. Среди них есть и подтверждение информации о неправильном использовании средств стипендиального фонда, и сообщения о том, что исправить ситуацию представители преподавательского состава пытались не раз, направляя письма и в органы прокуратуры, и в Минобрнауки. Пишут даже о том, что проверки в вузе проходили, но нарушений не выявляли, и все оставалось по-прежнему. Причем, как сообщается в комментариях, практика сдачи студентами денег на внутренние нужды факультетов существовала в вузе давно и сначала не вызывала никакого возмущения.

Сдавали всегда студенты филфака, когда Ильинская была деканом, суммы были небольшими, но ежемесячными со всех групп. Говорили, что дополнительные деньги специально выписывают на старосту, чтобы потом использовать на нужды факультета: краска, ватманы, шарики и т. п. Астрономические суммы стали выписывать на студентов факультета СПО с последующей передачей. Скандал начался, когда один из студентов донес деньги до дома и родители были сильно удивлены требованием их сдать», – пишут комментаторы. Так ли это было на самом деле, никто не вправе утверждать, пока в ситуации не разберутся правоохранительные органы.

Совершенно очевидно одно: принятие на работу в государственное учреждение своих ближайших родственников, да еще и на руководящие должности, еще никого не доводило до добра. Не зря законом о государственной гражданской службе это запрещено напрямую: никто из близких родственников не может работать у тебя в подчинении. Не допускается это и в судебной системе Российской Федерации. На службе военной и вовсе даже предположить такое невозможно! Почему ректор университета позволила себе развести у себя на работе семейственность? Конфликт интересов здесь был, что называется, налицо и привел к печальным последствиям. Чего стоят только упорные слухи о том, что венцом головокружительной карьеры дочери ректора Яны Ильинской должно было стать именно ректорское кресло! Примечательно, что сообщения о том, что в университете на руководящих должностях работает целая семья, и раньше направлялись в Министерство образования и науки РФ, но Москва на них не реагировала вплоть до прихода к руководству нового министра. По всей видимости, с прежним министерским составом у нашего ректора было налажено «хорошее и плодотворное» сотрудничество.

Мнение многих сводится сейчас к тому, что приоритеты в работе ректора действительно были расставлены неправильно. Популярность университета год от года падала, студентов становилось все меньше. В сводном рейтинге университетов России – 2014/2015, составленный группой «Национальный рейтинг университетов», КамГУ занял предпоследнее место среди 200 университетов страны. Одним из ярких тому подтверждений стало окончательное расформирование некогда сильнейшего факультета иностранных языков и присоединение его отдельных кафедр к филологическому факультету. Произошло это в феврале 2015 года, само руководство университета объясняло такую рокировку тем, что камчатских школьников и студентов становится с каждым годом все меньше: почти половина выпускников общеобразовательных учреждений уезжает учиться на материк, а финансирование университетов сокращают.

Наверное, стоило все это время серьезно заниматься популяризацией университета и привлечением в его стены и лучших преподавателей, и новых студентов. Тогда, возможно, наш университет и не занял бы в рейтинге двухсот российских вузов неприглядное предпоследнее место. А камчатские работодатели получили бы большее количество дипломированных специалистов, в которых так нуждается полуостров. Ведь у нас по-прежнему катастрофически не хватает все тех же учителей математики, физики, географии и истории! Днем с огнем не найдешь переводчиков восточной группы языков. Да те же СМИ испытывают профессиональный кадровый голод…

Ну и напоследок – о самом, пожалуй, главном. О той досаде, которую сейчас испытывают многие выпускники университета, с болью читающие те новости о родном вузе, которыми сейчас пестрит медиапространство. Многие из нас оканчивали его, когда он еще был простым Камчатским государственным педагогическим институтом. Мы помним, какой сумасшедший конкурс нужно было преодолеть, чтобы поступить на «иняз», каким сильным считался «физмат» и с каким трудом нам давалась учеба на «филфаке» нашего института! Какой сильнейший преподавательский состав работал тогда в его стенах! И как обидно сейчас читать о том, что гордыня, жажда власти и прочие человеческие пороки привели его к предпоследнему месту в рейтинге. Остается надеяться только на то, что новое руководство университета сможет все исправить и сделать, наконец, так, чтобы и студенты, и преподаватели хотели учиться и работать в нашем университете. Предполагается, что выборы нового ректора пройдут в 2017 году. Скорее всего, это будет не местный человек.

Еще хотелось бы, чтобы высшие учебные заведения Камчатки, наконец, перестали сотрясать скандалы. Ведь за последние два года на полуострове это уже вторая отставка ректора. В прошлом году некрасивая история вышла с выборами нового ректора в другом крупнейшем вузе полуострова – Камчатском государственном техническом университете.


Юлия ГОЛЬД


Наталья Ильинская поступила в Камчатский государственный педагогический институт в 1976 году, с отличием окончив его в 1980-м. После окончания пришла работать в альма-матер. В течение 16 лет до назначения на должность ректора университета она являлась деканом филологического факультета. Доктор филологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. Почетный профессор Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга. Награждена государственной наградой «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Доход Натальи Ильинской в должности ректора был вторым среди руководителей дальневосточных вузов и переваливал ежемесячно за полмиллиона рублей. В планах экс-ректора на ближайшее время были строительство ФОКа для студентов на пустыре перед главным корпусом университета стоимостью 31 миллион рублей и студенческого общежития в районе центра занятости населения.


Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга является старейшим вузом Камчатки. В октябре 2012 года он отпраздновал свое 55-летие.

Камчатский государственный педагогический институт был организован в 1958 году постановлением Совета Министров РСФСР (№ 897) на базе педагогического училища и располагался в трехэтажном здании на ул. Набережной, построенном в том же году. Первые занятия в нем состоялись 17 октября 1958 года, с этого дня и ведет отсчет история института.

В соответствии с приказом Министерства образования РФ от 31 октября 2000 года пединститут стал педагогическим университетом (КГПУ). В 2005 году приказом Федерального агентства по образованию вузу присвоен статус Камчатского государственного университета. Через год университету присваивается имя Витуса Беринга. Сейчас в его структуре работает 6 факультетов, 18 кафедр, на которых работают около 200 преподавателей. С 1997 года в университете открыта аспирантура. В настоящее время в университете обучается порядка 1 000 студентов дневного образования и примерно 700 студентов-заочников.
Универ по-камчатски 0Универ по-камчатски 1

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.