Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

День энергетика – светлый праздник

11:35
4861

Завтра, 22 декабря, в самый короткий день зимы, работники «Камчатскэнерго» в очередной раз отметят свой профессиональный праздник.

Позади 52 года трудного, но славного пути от мелких дизельных электростанций до создания мощной энергетической базы на полуострове. Немногие романтики хотели попасть в суровые камчатские условия. А кто приезжал, оставались надолго или даже навсегда. История становления энергетики Камчатки занимает сотни страниц. Мы представляем небольшой калейдоскоп воспоминаний ветеранов «Камчатскэнерго», которые отдали десятилетия своего труда и жизни развитию энергетики полуострова.

Павел Иванович МИЗОНОВ, 17 октября 1940 года на пароходе «Север» прибыл на Камчатку из Владивостока:

– Много хлопот было с доставкой тяжелого оборудования в Мильково для строительства ДЭС. Вес одного агрегата составлял около 100 тонн, а их надо было доставить 10 штук. По мере проезда через речки приходилось укреплять мосты. Когда наш автопоезд с тяжеловесными дизелями подходил в Елизово, то милиция нас остановила: мост не выдержит. Решать вопрос пришел председатель райисполкома М.М. Руденко. Он сел посреди моста на ограждение и сказал: «Проезжайте, беру всю ответственность на себя».

В 1968 году принимали в состав «Южных электрических сетей» ДЭС в селе Каменском. Здание, фундаменты и полы были деформированы действием вечной мерзлоты, оборудование разморожено. Практически ДЭС не работала. Летом мы доставили новое оборудование, отремонтировали помещение и распределительные сети. Встал вопрос, как построить новую ДЭС в условиях вечной мерзлоты. Проектные организации от составления документации наотрез отказались.

Работу пришлось возложить на коллектив «Южных электрических сетей». Работники ОКСа по крупицам собрали сведения о строительстве сооружений в условиях вечной мерзлоты. Мы начали строить новую ДЭС на три дизель-генератора, по 250 кВт каждый. За один летний сезон ДЭС построили и ввели в строй. И село Каменское ожило, стало строиться большое количество жилых домов и других объектов.

Владимир Аксентьевич САВЧУК, в 1964 году прибыл из Владивостока для работы в созданное РЭУ «Камчатскэнерго» по приглашению первого управляющего:

– Мизонов был решительным мужиком. Рабочий класс у него штаны не протирал. Он смотрел далеко вперед, на перспективу. Станций настроил по всей Камчатке.

Получилось так, что уехал куда-то Мизонов. Остался из руководства я один. Тут прилетает Петр Степанович Непорожний, министр энергетики и электрификации СССР, посмотреть на наши дела. Он прилетел один рейсовым самолетом, как обычный пассажир.

Мне звонит управляющий РЭУ «Камчатскэнерго» Соколов и говорит: «К тебе на станцию Петр Степанович поехал, встречай».

Подъезжает «Волга», тогда это была единственная «Волга» в «Камчатскэнерго». В ней водитель и Петр Степанович. Вышел, поздоровался. Прошлись по станции. Показал ему все, рассказал. «Ну, ладно, – говорит, – спасибо за рассказ». И уехал.

Советские чиновники очень резко отличались от нынешних, которые летают на своих персональных самолетах в окружении десятков замов и прессы.

Валерий Петрович ЛЕОНАРДОВ, в 1965 году получил специальность инженера-гидростроителя и по распределению приехал на Камчатку из Владивостока.

– 22 сентября 1967 года я начал работать в ОКСе во вновь образованном предприятии «Центральные электрические сети» старшим инженером. Организовалась команда из молодых людей, энергичных специалистов.

Меня захватила огромная работа, огромные средства система тратила на строительство ТЭЦ-1, не меньшие средства тратились и на создание магистральных электрических сетей. И я во всем этом участвовал. Требовалось очень много времени, чтобы изучить задачи предприятия и перспективы развития. Нужно было продумывать и организовывать строительство, увязать поставку оборудования. Это работа с землеустроителями, поставщиками, подрядчиками, местными властями, военными и хозяйственными организациями и многие другие вопросы.

Я начал овладевать вопросами дипломатии и хитростями, разными приемами, необходимыми в этой работе, которые для меня были неведомы по курсу института.

Я люблю те годы и считаю себя счастливым человеком.

Александр Васильевич БАРАНОВ, 10 октября 1962 года после учебы в институте прибыл на Камчатку из Волгограда:

– В 1967 году для новой ДЭС Усть-Большерецкого района по морю отправили новый дизель ГЭС-66. Доставить дизель на станцию на побережье оказалось не так-то просто. Сгрузить-то на берег сгрузили, а дальше – ну никак. Доставляли зимой, и пока суд да дело, дизель намертво примерз к прибойке. Ездили туда из города несколько раз, чтобы вызволить его. Помогла русская смекалка. Ухитрились подрезать прикипевший к земле неподъемный агрегат тросами, подводя их под основание. Побегать нам тогда пришлось и попотеть изрядно. Дороги из районного центра в портовый пункт по песчаной косе тогда не было. Утром идем из Усть-Большерецка в Октябрьский, вечером обратно. А это, ни много ни мало, полсотни километров в день.

Лев Федорович БУЛОЧНИКОВ, прибыл на Камчатку в марте 1965 года по распоряжению руководства «Главвостокэнерго» на должность главного инженера РЭУ «Камчатскэнерго»:

– Трудно, конечно, все станции строились, мощности не хватало. Я до этого работал в большой энергетике и не представлял, что электростанция может располагаться в бане. В 1968 году производилась приемка в состав «Южных электрических сетей» электростанции в поселке Тиличики. Там с одной стороны была баня, котел, и тут же дизеля стояли. Вход клиентов в помывочное отделение проходил через машинный зал электростанции. 15 дней уговаривали председателя райисполкома закрыть баню и перевести ее в рядом стоящую баню, принадлежащую колхозу.

В Каменском дизеля были накрыты оленьими шубами, дохами или шкурами, потому что морозы большие. Примерно в таком же духе были все станции, за исключением Оссоры. Там работал Александр Федорович Бульбицкий, потом он стал заслуженным энергетиком. Прилетел я в Усть-Большерецк зимой, холод страшный. Захожу на электростанцию, а там «козел» с открытой спиралью стоит. Дежурная в телогрейке, засунув руки в рукава, греется. Говорю: «У тебя же тут пожар может случиться или сама попадешь под открытое напряжение». Она в ответ: «Если и убьет, так воротами». Тяжелые железные ворота стояли просто прислоненными к стене.

Николай Иванович ЖОВАН, приехал из Днепродзержинска 1 апреля 1971 года после техникума, как лучший студент был отобран представителем «Камчатскэнерго» для работы на Камчатке:

– В мае 1971 года через месяц после вылета из города мы с другом добрались до села Каменского на ДЭС-9, уже вскрывались первые речки. Смотрим, где же поселок? Местные жители смеются, какой поселок? Вот в аэропорту здание и в поселке три здания!

Кроме начальника станции нам особое внимание уделял председатель поссовета. Приехали свежие люди, с кем можно было работать в этом поселке. Меня озадачили еще поднять общественную работу. Я был неплохим спортсменом. На второй день вышел тренироваться, а в селе только дощатые тротуары. Я по ним и бегал. Люди специально выходили посмотреть на меня: чего он тут бегает туда-сюда?

Потом в Палане проходила спартакиада, где мы с учителем физкультуры установили шесть рекордов. Многие до сих пор держатся. Я победил на 1 500 и 100 метров. Когда я надел шипованные кроссовки (шиповки) и вышел бежать вместе с коряками, они с удивлением смотрели, откуда у меня шипы растут на ногах и посмеивались. Для них это было в диковинку. В забеге я оставил их далеко позади, потом они по очереди просили у меня шиповки попробовать пробежать.

Юрий Федорович ДЕЛЬНОВ, приехал на Камчатку 19 октября 1966 года. Был третьим по успеваемости в институте. Имел право выбора при распределении. Выбрал Камчатку:

– И вот на ТЭЦ-1 начались пуско-наладочные работы по вводу котла № 3 и турбины № 3 мощностью 25 МВт. Работы было много, мы по двое суток не выходили со станции. Была мобилизация всего коллектива на ввод второй очереди ТЭЦ. Поспишь пару часов в каком-нибудь уголке – и дальше за работу. Была такая усталость, что когда толкнули ротор турбины № 3 и у меня на глазах он стал набирать обороты, я почувствовал, что сам куда-то лечу, едва успел ухватиться за ограждение.

Адольф Владимирович ЛЕБЕДЕВ, в апреле1968 года после окончания института приехал на Камчатку:

– После окончания института в 1967 году я написал запрос в Норильск, на Сахалин, на Камчатку. На Камчатке пообещали дать подъемные – 500 рублей, это были большие деньги. Ребенка под мышку, чемодан в руки и вперед. Взяли с собой еще подушку и одеяло, все наше «богатство».

После работы в Пымте и Тиличиках мне предложил принять мильковскую дизельную станцию. Там как раз строилась новая ДЭС на берегу речки Мильковушки. В Мильково я проработал начальником 10 лет. Каждый год по одному новому дизелю вводили в строй. На мильковской станции было 10 дизелей, но все равно мощности не хватало, нагрузка была до 10 МВт в зимний период. Тогда мы поставили еще газовую турбину на 2,5 МВт.

Тогда секретарем Мильковского райкома партии была Раиса Сафронова. Она хорошо понимала, что такое энергетика, задачи и перспективы. Мы построили линию, до Пущино 35 кВт, в Шаромы и Кирганик.

Во многом благодаря поддержке со стороны Р. Сафроновой построили линию 220 кВт от Петропавловска до Мильково. Мотивировали тем, что на Агинском месторождении будет вестись переработка руды.

Алла Васильевна СТАРКОВА, прибыла на Камчатку с мужем в августе 1985 года из Якутска для проведения пуско-наладочных работ на построенной ТЭЦ-2:

– Бывали и курьезные случаи: однажды пришел на станцию экстрасенс и сказал, что было ему видение, якобы на ТЭЦ-2 будет взрыв. Случится это из-за какого-то «черного тела», которое будет двигаться по мазутопроводу. И даже день, и час предсказал. Главный инженер станции В.Е. Лузин хоть и был не суеверен, но решил не рисковать. В указанную ночь все начальники цехов дежурили на станции. «На всякий случай» были приведены в повышенную готовность пожарные и все службы «Камчатскэнерго». Мужтоже поехал на ТЭЦ, и я увязалась за ним (что же это такое: муж там взорвется, а я тут останусь!). Так и просидели всю ночь на станции.

Потом смеялись «до упаду», а тогда было не до смеха, боялись, что на самом деле произойдет взрыв.

Виктор Иванович ЛЮБУШКИН, прибыл в апреле 1965 года с Сахалина для работы в «Камчатскэнерго»:

– От Паужетки до Озерной 35 километров. Свое задание на Паужетской геотермальной станции я выполнил, надо было возвращаться обратно в пос. Озерной. Директор Валерий Федорович Клименко говорит: «Бери лыжи и шагай до Озерной. Машины не будет». К вечеру я пришел в Озерной и провел работу еще и с персоналом подстанции. Там был неплохой Дом культуры, где проводили разные мероприятия. Здесь я впервые увидел выступление самодеятельного артиста Владимира Афанасьевича Бирюкова, будущего губернатора Камчатки. Он очень интересно исполнял частушки, а работал главным инженером на РКЗ.

Я счастлив, что жил в те годы становления энергетики полуострова и видел события, которым не было равных.


Подготовил Алексей ГАВРИЛОВ
День энергетика –  светлый праздник 0День энергетика –  светлый праздник 1День энергетика –  светлый праздник 2

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.