Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Криминальное равнодушие – 3

09:45
4058

Ни один представитель правоохранительной системы не пострадал…


Мы и не предполагали, что так скоро придется вернуться к одной из печальных тем, поднятых газетой ранее. Однако логика подсказывала, что рано или поздно это произойдет. Не так давно в Петропавловске было совершено зверское убийство, которого могло и не случиться, если бы правоохранительные органы дважды не позволили уйти юному отморозку от возмездия.


Проломили голову битами

По сообщению регионального управления Следственного комитета РФ, 14 ноября в одном из домов на улице Советской было обнаружено тело 19-летнего парня с множественными переломами черепа. По версии следствия, его забили до смерти бейсбольной битой двое пьяных юношей. При осмотре выяснилось, что череп был в нескольких местах проломлен. Погибший – бывший воспитанник детского дома № 3 (п. Дальний) Роман Разуваев.

По факту обнаружения тела было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 105 УК РФ («Убийство»), которое впоследствии переквалифицировали на часть 2 ст. 105 – «Убийство с отягчающими обстоятельствами». Следователи установили, что к смерти молодого человека причастны 17-летний и 19-летний жители краевого центра. Обоих задержали.

«По версии следствия, ночью 14 ноября пьяные молодые люди находились в квартире одного из них, где был и погибший. В ходе распития спиртного между ними возникла ссора. Во время конфликта юноши поочередно битой нанесли множественные удары по голове жертвы. В результате полученных травм парень умер на месте происшествия», – рассказал тогда представитель СК.

Как сообщили следователи, младший из подозреваемых был ранее судим за грабеж и учился в техникуме. А старший нигде не работает и не учится. Особо было отмечено, что ранее он не судим…


Соблазнительный опыт ухода от возмездия

Убийство на счету Буртового – преступление не первое. В сентябре мы писали о том, что уголовное дело в отношении жителя Петропавловска Кирилла Буртового, жестоко избившего 14-летнего мальчика, было прекращено в зале суда в связи с истечением срока давности привлечения подсудимого к уголовной ответственности. Это преступление было совершено 19 августа 2015 года, и на тот момент изверг еще не достиг совершеннолетнего возраста. В октябре суд Петропавловска-Камчатского вновь рассмотрел данное дело в апелляционной инстанции. Родители избитого Никиты сочли, что органами расследования действия Буртового были квалифицированы неправильно, а это деяние подпадает под п. «д» ч. 2 ст. 112 УК РФ – «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека, совершенного из хулиганских побуждений». Ключевое понятие этой более серьезной квалификации – «хулиганство». Именно оно характеризовало действия пьяного несовершеннолетнего изверга, который своим поведением выражал явное пренебрежение к обществу, в то время как 14-летний Никита не был инициатором ссоры, не давал повода для конфликта и даже не сопротивлялся во время избиения.

Эти доводы были изложены в апелляционной жалобе на постановление мирового судьи, которая в октябре и была рассмотрена. Но в возбуждении нового уголовного дела суд отказал. Основание – недостаточно доказательств…

В каких доказательствах нуждался суд, понять затруднительно. Напомним вкратце обстоятельства дела. Вечером 19 августа 2015 года толпа пьяных подростков возле ТЦ «Посейдон» в Петропавловске избила 14-летнего Никиту на глазах многочисленных прохожих. Мальчик потерял сознание, получил множественные телесные повреждения, в том числе перелом челюсти в двух местах. Следствие установило, что нанесение тяжелых травм являлось прямой «заслугой» Кирилла Буртового, которому в момент совершения преступления было 17 лет. Его подельникам уголовной ответственности удалось избежать, зато они дали ценные свидетельские показания.

Писали мы и о том, что добрую часть работы полиции, которая в тот день даже не выехала на место происшествия, пришлось проделать родителям избитого мальчика, в том числе устанавливать личности нападавших. В результате уголовное дело было возбуждено только спустя месяц. Далее последовала откровенная волокита со стороны дознания и частая смена дознавателей, о чем мама Никиты писала жалобы в полицию и прокуратуру, однако тщетно. В итоге дознание не было закончено в установленный законом срок, даже несмотря на полученные признания Буртового и показания свидетелей. Лишь через 6 месяцев (!!!) расследования уголовное дело, с которым в считанные недели мог справиться вчерашний выпускник юрфака, было передано в следственное управление УМВД России по Петропавловску-Камчатскому, где спустя только 2 месяца – 31 мая 2016 года – было составлено обвинительное заключение, и 10 июня 2016 года дело направлено в мировой суд. Действия Буртового квалифицированы по ч. 1 ст. 112 УК РФ – «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека».

После мучительного периода следствия у родителей Никиты появились основания полагать, что малолетний изверг не уйдет от ответственности. В чем, как выяснилось, сильно ошибались. Они не могли знать, что сроки давности привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, установленные УПК РФ, по преступлениям средней тяжести сокращаются в два раза.

Более того, судебное расследование также «не задалось». Заседания то и дело откладывались, поскольку судья уходила в другие, некие более важные процессы. А государственный обвинитель, с точки зрения родителей Никиты, не проявлял необходимой инициативы, чем также повлиял на затягивание сроков рассмотрения дела.

Результат стал для семьи Никиты настоящим ударом. Несмотря на то, что вина Буртового в суде была полностью доказана, 22 августа 2016 года судья Домашевская издала постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования.

«Считаю, что безответственное, наплевательское отношение дознавателей, следователей, а также их руководителей к расследованию уголовного дела, а также отсутствие надлежащего надзора в ходе расследования уголовного дела и поддержания обвинения в суде со стороны прокуратуры города Петропавловска-Камчатского привело к грубой волоките, нарушению разумных сроков уголовного судопроизводства, – отметила в жалобе прокурору Камчатского края мама Никиты. – Нарушены наши права на судебную защиту, на доступ к правосудию. Действия данных сотрудников дискредитируют работу правоохранительных органов в целом, создают в обществе негативное отношение к ним».

Ход расследования уголовного дела об избиении мальчика заслуживает отдельного внимания. «Довод заявителя (мамы Никиты. – Ред.) о допущенной волоките нашел свое подтверждение», – отметил представитель прокуратуры Петропавловска-Камчатского в недавно изданном постановлении об удовлетворении жалобы. Предварительное расследование началось в стенах 1 отделения ОД УМВД РФ по Петропавловску-Камчатскому. Прокуратура установила, что нормы уголовно-процессуального закона неоднократно нарушались, в связи с чем обвинительное заключение не могло быть своевременно утверждено. За что в результате прокурорского представления «одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности». Но этим «лицом» точно не является майор полиции Демидова, которая в период следствия исполняла обязанности начальника отдела дознания. «Факт нарушения требований уголовно-процессуального законодательства Демидовой в части неприобщения к материалам уголовного дела Вашего заявления нашел свое подтверждение», – ответил родителям Никиты полицейский чиновник. Однако «дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка», в связи с чем Демидова наказания не понесла. А нарушений этических норм в процессе общения с мамой избитого мальчика со стороны своих коллег полицейское начальство и вовсе не обнаружило.

…Даже после суда семья Никиты искренне полагала, что сможет добиться справедливости. Но отказ возбудить дело в апелляционной инстанции окончательно добил их веру как в справедливость правосудия, так и в адекватную работу полиции, прокуратуры и суда.

Уже тогда стало понятно, что на счету Буртового, имеющего явную склонность к антиобщественным выходкам, жестокое избиение не будет последним преступлением. Буртовой – из неблагополучной семьи, длительное время состоял на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, поскольку систематически употреблял алкоголь и подозревался в кражах. После достижения совершеннолетия он вообще вышел из поля зрения полиции. Даже условный срок стал бы шансом для него самого не попасть в места, не столь отдаленные. Но главное – это бы была хоть какая-то гарантия того, что от его действий больше никто не пострадает.


…И последствия

По факту же он понял одно: можно творить что угодно и уходить от возмездия. Опыт подсказывал ему: полиция даже вряд ли бросится на его поиски, что бы он ни натворил.

И ведь практически не ошибался! В октябре полицейские получили ориентировку на розыск Кирилла Игоревича Буртового, подозреваемого в совершении очередного преступления по ст. 112 УК РФ. События долго себя ждать не заставили: молодой человек опять жестоко избил подростка, на этот раз на ул. Ключевской.

Трудно сказать, много ли сил и ума затратил Кирилл на игру в прятки с полицией. Больше похоже на то, что поиск преступника стал для правоохранителей очередной формальностью, о которой быстро забыли. Отморозок продолжал вести привычный образ жизни, который на сей раз привел к пьяному убийству бывшего детдомовца.

Самое необъяснимое в этой истории то, что Буртовой не является отпрыском богатой и влиятельной семьи, которая деньгами и авторитетом смогла бы оградить его от наказания. Это житель типичного барака с целлофановыми мешками вместо стекол на окнах, который к подростковому возрасту успел стать алкоголиком, выпивая совместно с матерью. В свое время он нуждался во внимании и помощи, но никогда этого не получал. Позже за ним стал необходим как минимум жесткий надзор, но его даже не стали искать после фактически совершенных зверств. Обычное равнодушие? Судя по последствиям – равнодушие преступное. Но ни один представитель правоохранительной системы от этого не пострадал. Они любят говорить: «Горбатого могила исправит». Так за что получают зарплату и новые звезды на погоны?

19-летний Кирилл Буртовой сегодня ждет суда в следственном изоляторе и вину не признает. По инкриминируемой ему части 2 статьи 105 (в том числе с учетом присоединенной к ней ст. 112 УК РФ за избиение подростка на ул. Ключевской) предусмотрено наказание вплоть до пожизненного. Мера эта – редко применяемая. Более того, по версии опытных юристов, знающих судебную практику, как азбуку, угодить в колонию ему светит лет на 12–13. А затем, после двух третей срока отсидки, с чистой совестью освободиться по «условно-досрочному». Несовершеннолетний подельник Буртового получит и вовсе пустяковый срок, а на УДО сможет претендовать, отбыв лишь треть срока.

С полиции сегодня, как говорится, взятки гладки. И судьи получат за свою работу некислые зарплаты, квартальные и годовые премии. А обществу придется ждать новых жертв, в том числе от рук этих же преступников.


Мария ШУПЕНИК

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.