Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Валерий АНТОНЕЦ – о МФЦ и борьбе с очередями

09:40
4517

Организация системы многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг «из одного окна» была призвана сделать жизнь комфортнее, избавив россиян от необходимости многодневного хождения за справками по десяткам инстанций. Запрягали долго. В 2002 году, когда Президент РФ дал отмашку развитию МФЦ, чиновники взялись за изучение опыта европейских и ряда других стран, где принцип предоставления госуслуг из единого окна успешно действует долгие годы.

В России пилотные проекты начали запускаться только в 2007 году. Но к тому времени до принципа единого окна так и не «докрутили». Работала «единая дверь», за которой все ведомства просто собрали под одной крышей. Видимо, на собственном опыте надо было убедиться, что такая система слишком далека от совершенства. В 2010 году вышел ФЗ № 210, который обозначил принципы работы многофункциональных центров, главный из которых – принцип единого окна.

Наконец, МФЦ в России появились, и Камчатка не стала исключением. А реально ли они облегчили нашу жизнь, в которой качество и скорость оказания госуслуг играют не последнюю роль? Мнения в этом вопросе разделились. Часть граждан уверена: несмотря на наличие очередей в многофункциональных центрах, с МФЦ жить стало гораздо лучше. Но большинство «ждунов» все-таки раздражены этой ролью. Их можно понять: раз обещали светлое будущее, то где же оно?

С этим и другими вопросами мы обратились к директору многофункционального центра Камчатского края. Валерий АНТОНЕЦ стоял у истоков создания системы МФЦ в нашем регионе, бессменно ею руководит и не понаслышке знает не только об успехах ее развития, но и о неизбежных трудностях роста.

– Валерий Григорьевич, напомните вкратце, как возникла система МФЦ в Камчатском крае.

– К 2009 году были приняты нормативные документы, 23 апреля 2010 года система МФЦ на полуострове заработала и начала развиваться. 19 июля 2010 года на проспекте Рыбаков, 13 был открыт первый офис МФЦ. В дальнейшем вышли правила организации работы МФЦ, были изданы майские указы Президента в 2012 году, установившие, что сеть МФЦ должна покрыть весь регион до конца 2014 года. При этом в Камчатском крае была принята централизованная модель, где есть единый уполномоченный МФЦ, который создает свои филиалы в районах и населенных пунктах.

В 2012 году началось активное развитие. Муниципальные образования выделяли помещения под филиалы и офисы МФЦ. С задачей охватить сетью офисов МФЦ весь регион мы успешно справились под эгидой правительства Камчатского края и непосредственного учредителя – Минэкономразвития России. К концу 2014 года в крае было открыто 32 офиса МФЦ. Офисы появились и на острове Беринга (в Алеутском районе), и в селе Каменском нашего самого северного, Пенжинского, района. В Петропавловске-Камчатском действует 4 офиса МФЦ, в Елизовском районе – 11 офисов, в Корякском округе – 5 офисов (по числу районных центров). Основная нагрузка по предоставлению государственных и муниципальных услуг ложится на петропавловский, елизовский и вилючинский филиалы МФЦ.

– Самый крупный из офисов в Петропавловске находится на проспекте Рыбаков?

– Нет, это самый первый офис, здесь функционируют 10 окон, в то время как в офисе на Пограничной, 17 действуют 19 окон.

– Значит, логичнее направляться прямиком в офис на Пограничной?

– Не факт, нагрузка в офисах в течение дня может распределяться по-разному. В каждом офисе на большом табло показано количество людей в очереди в текущий момент, так что можно оценить обстановку и при желании переместиться в другой офис. В каждом офисе применяется система электронной очереди, которая рассчитывает количество талонов, которое возможно выдать до конца рабочего дня.

– И сразу вопрос: граждане жалуются, что и талон можно получить не всегда, и очереди слишком большие. Почему это происходит?

– По приему населения мы работаем 55 часов в неделю, тогда как рабочий график специалиста, если это женщина – 36 часов в неделю, мужчина – 40 часов в неделю. И получается, чтобы заполнить все окна, нам необходимо большее число специалистов, чем имеется окон. К сожалению, реальность пока такова, что мы не можем обеспечить полную загрузку окон. Проблема упирается в дотационность Камчатского края, по причине которой на сегодняшний день МФЦ не имеет возможности увеличивать свою штатную численность.

– Каково среднее время ожидания в очереди?

– На протяжении всего времени и до первой половины 2016 года мы укладывались в требуемые 15 минут. Во второй половине 2016 года среднее время ожидания в зависимости от месяца составило от 30 до 50 минут, а в Петропавловске и более. Максимальное время ожидания, зафиксированное в декабре 2016 года, – около 3 часов.

Связано это с целым рядом факторов. В том числе с тем, что многиеграждане обращаются за услугой в последний момент. В частности, по так называемой дачной амнистии, которая официально длилась до 31 декабря 2016 года. Подобные услуги по оформлению прав собственности на недвижимое имущество – весьма затратные по времени. Оформление услуг, связанных с недвижимостью, по регламенту Росреестра может занимать от 20 минут до полутора часов. При этом объектов недвижимости в рамках одного обращения может быть много, как может быть и несколько сторон сделки. Соответственно, очередь накапливается, в результате чего мы доходим до ситуации, когда даже не все желающие могут получить талоны в электронной очереди.

Нас часто упрекают: если есть электронная очередь, терминал должен выдать талон. Но имели место случаи, когда в результате чрезмерной выдачи талонов (в результате сбоев) наши специалисты задерживались на работе на полтора и более часов после окончания рабочего дня, что недопустимо.

– Граждане нередко жалуются на длительность оформления документов. Например, получение удостоверения многодетной семьи, по одной из жалоб, заняло месяц, и это с момента, когда были собраны все справки и принесены в МФЦ… Получение субсидии на приобретение школьных принадлежностей для детей, по информации нашей читательницы, заняло около двух месяцев…

– Подчеркну, МФЦ является посредником между гражданином и органом исполнительной власти, мы принимаем документы для дальнейшей передачи их в органы исполнительной власти. Если речь идет о многодетных родителях, то исполнительным органом по услугам является минсоцразвития и труда края в лице подведомственного ему учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий». Каждый орган власти действует в соответствии со своими регламентами. По регламенту, действительно, оформление подобного удостоверения производится один месяц. При этом мы готовы рассматривать и разбираться в каждом конкретном случае, насколько регламенты были соблюдены.

– Идеал работы МФЦ граждане видят в том, чтобы появилась возможность предъявить свой паспорт либо иной удостоверяющий личность документ и спокойно дожидаться исполнения желаемой услуги. Как далеко мы от этого идеала?

– К сожалению, в ближайшее время этот идеал недостижим. Достичь такого совершенства в работе МФЦ – это и моя мечта, и моя цель, о которой я заявил нашему коллективу еще в 2010 году. Увы, в этом вопросе далеко не все зависит от МФЦ. В регламентах органов власти установлено, что подавляющую часть документов гражданин должен принести в МФЦ самостоятельно. Этот перечень документов, которые заявитель должен принести сам, содержится в федеральном законе.

Часть документов мы получаем от органов исполнительной власти и учреждений непосредственно из их электронной базы данных. Другую часть документов запрашиваем самостоятельно, и они приходят нам в бумажном виде. К сожалению, не везде созданы электронные базы хранения документов. Эти «черные дыры» надо устранять, к чему обязывает и ФЗ № 210, но по разным причинам эта работа ведется в некоторых учреждениях и ведомствах не так слаженно, как хотелось бы.

Мы стремимся максимально оградить граждан от хождения по ведомствам за сбором некоторых документов. Если документы для оформления той или иной услуги возможно получить посредством электронного документооборота, это делаем либо мы, либо соответствующий орган власти.

– Если гражданин недоволен качеством оказанной в МФЦ услуги, ему есть куда пожаловаться? Например, иногда выясняется, что заявителю не хватило одной справки, о необходимости которой его изначально не поставили в известность…

– Если между заявителем и специалистом МФЦ не возникло понимания, можно обратиться к начальнику отдела либо к директору МФЦ. Соответствующие номера телефонов специалист обязан предоставить по первому требованию. Безусловно, ситуации бывают разные. Перед нами изначально была поставлена задача, чтобы каждый специалист МФЦ был универсальным, мог принять услугу по любому направлению. В итоге по любой из более чем 400 услуг специалист должен правильно и грамотно принять заявление. Признаюсь, в моей голове не помещается такое количество информации, которой должны владеть мои специалисты. Потому что регламенты, приказы, методические рекомендации меняются. Мы понимаем, что перечень документов и условия их приема для гражданина должны быть исчерпывающими. Но на практике так получается не всегда, ошибки возможны.

– Еще одна категория жалоб посвящена тому, что перед очередным посещением МФЦ за одной и той же услугой гражданину приходится обращаться за одними и теми же справками.

– Не могу сказать, по какой причине в административных регламентах ведомств и учреждений прописано, что при каждом обращении в подобных случаях гражданин должен предоставлять полный пакет документов. В ряде случаев это обосновано, поскольку может меняться место жительства, состав семьи и т. д. В других случаях остается надеяться, что со временем ситуация изменится.

– Валерий Григорьевич, знают ли граждане о том, что многие услуги, за которыми они обращаются в МФЦ, можно получить, не выходя из дома, через портал государственных услуг?

– Действительно, это так. И прежде чем обращаться в МФЦ за получением ряда услуг, я бы призвал граждан посмотреть, нельзя ли их получить на портале госуслуг, в том числе на региональном портале. Большую часть информации можно получить непосредственно с сайта перед посещением МФЦ. Об этом мы также активно информируем граждан совместно с агентством по информатизации и связи Камчатского края через бегущую строку, через памятки, которые лежат на столах во всех офисах МФЦ. Для подтверждения пароля на портале госуслуг или получения авторизации можно в том числе обратиться в любой офис МФЦ.

– В МФЦ трудится большой коллектив?

– У нас работает свыше 220 человек по всему Камчатскому краю. Несмотря на все сложности, люди ответственно относятся к своей работе. Мы регулярно проводим различные мероприятия по повышению качества обслуживания, и это было оценено. В 2016 году прошел всероссийский конкурс по определению лучшего специалиста МФЦ, и специалист петропавловского филиала МФЦ Оксана Жаркова стала лауреатом конкурса в номинации «Лучший универсальный специалист МФЦ России» в числе пяти лучших по России. Считаю это большим достижением работы всего коллектива. Ведь за оказанием каждой услуги стоит работа всех сотрудников. Наш коллектив стабильный, дружный, здесь каждый находится на своем месте. Все мы максимально заинтересованы в том, чтобы процесс обслуживания заявителей стал еще более качественным и высокотехнологичным.

– Спасибо вам за интервью и – удачи в работе!


Беседовала Мария ШУПЕНИК


Уверенно обращаемся в МФЦ

При 220 работающих в МФЦ Камчатского края в 2016 году в его филиалы и офисы было 506 068 обращений жителей полуострова, из них более 332 тысяч – в офисы МФЦ в Петропавловске-Камчатском. 82 тысячи заявителей обслужил МФЦ в Елизовском районе. Напомним, в Камчатском крае проживает около 320 тысяч человек. Это значит, что многие земляки уверенно обращаются в МФЦ по нескольку раз за услугами, консультациями и выдачей документов.
В том числе за услугами по линии Росреестра в 2016 году обратились 94 тысячи человек, за услугами Минсоцразвития и труда – 82,5 тысячи, 31 тысяча обращений поступила за услугами Кадастровой палаты.
Валерий АНТОНЕЦ – о МФЦ и борьбе с очередями 0Валерий АНТОНЕЦ – о МФЦ и борьбе с очередями 1Валерий АНТОНЕЦ – о МФЦ и борьбе с очередями 2

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.