В Петропавловске-Камчатском 16:40, 25 Октября, воскресенье
ночью 4°C
днем 6°C
ветер 9,4 м/с
Завтра 26 Октября
3 ... 8°C
ветер 2,5 м/с

Быть пассажиром – и остаться в живых

Быть пассажиром – и остаться в живых

Недавние происшествия с камчатскими автобусами всерьез взбудоражили жителей края. Обсуждение последствий аварии на мильковской трассе и инцидента с городским автобусом, протащившим пассажирку две остановки, не прекращается ни в соцсетях, ни на электронных страницах камчатских СМИ. Особенно неприятен тот факт, что именно эти происшествия на несколько дней вывели Камчатку на первые строки лент новостей многих центральных телеканалов и информагентств. Вовсе не такие новости о Камчатском крае хотелось бы видеть с телеэкранов. Ну и самые горькие последствия – это, конечно, пострадавшие в авариях люди, как водители, так и пассажиры. Кому-то предстоит лечение, кому-то уже ничем не помочь, а кому-то придется жить с осознанием того, что по его вине пострадали люди. Кому в итоге тяжелее, а кому легче – вопрос риторический и, может быть, даже не уместный. Но совершенно очевидно, что ответы следует найти на два других вопроса: почему это произошло и что нужно сделать, чтобы это не повторилось?


Инструкции для трусов?

14 февраля примерно в половине десятого вечера от автобусной остановки «Улица Чубарова» (это 8 км) отъезжал рейсовый автобус. Он завершал очередной рейс, двигаясь в направлении автостанции 10 км. В салоне к тому времени оставалась лишь одна пассажирка – пожилая женщина, инвалид. Она как раз спускалась по ступеням автобуса, намереваясь то ли выйти из него, то ли занять место поближе к двери. Дальше, по всей видимости, все произошло быстро и одновременно: автобус тронулся, женщина потеряла равновесие, начала падать в открытые двери, водитель нажал кнопку закрывания дверей. Итог ужасен: пассажирка выпала из салона автобуса, закрывающимися дверями ей придавило ногу. Автобус продолжил движение и почти два километра тащил за собой по дороге пострадавшую. В салоне уже не было ни одного человека, поэтому некому было закричать и потребовать остановки. Сам водитель, как ни странно, ничего не заметил.

Пассажирку доставили в нейрохирургическое отделение краевой больницы, но, к сожалению, медики не смогли спасти ей жизнь. Женщина впала в состояние комы и скончалась 17 февраля.

Страшные кадры, полученные с камер видеонаблюдения, установленных между 8 и 10 км Петропавловска, показали практически все телеканалы. Происшествием занялась полиция, назначив доследственную проверку. Уже известно, что управлял автобусом 57-летний водитель с большим стажем работы на пассажирском транспорте. Это не гастарбайтер, а житель Камчатки, который в момент инцидента был совершенно трезв. От работы его отстранили сразу после произошедшего. Пока следственными органами не принято никаких процессуальных решений в его отношении. Другими словами – уголовное дело еще не возбуждено. Как говорят в полиции, сейчас проводится судебно-медицинская экспертиза, которая установит причинно-следственную связь между смертью женщины и полученными ею травмами в результате инцидента. Одновременно Госавтоинспекция выясняет все обстоятельства самого ДТП и проверяет деятельность предпринимателя, выпустившего автобус на маршрут. По окончании проверки и получения заключения судебного медика материалы будут переданы в следственное управление Следственного комитета России по Камчатскому краю.

Конечно, установить причинно-следственные связи необходимо, потому что от этого зависит степень ответственности водителя: одно дело – причинение вреда здоровью и совсем другое – причинение вреда здоровью, повлекшее смерть. От этого зависит и строгость наказания, и размер возмещения вреда потерпевшим, коими, скорее всего, будут признаны родственники погибшей. Но уже сейчас для многих из нас, даже без экспертизы, очевидно одно: трагедия – есть следствие пренебрежительного отношения к правилам дорожного движения и пассажирских перевозок, должностной инструкции водителя пассажирского автобуса, невнимательность и самонадеянность. В общем, все то, что у нас принято называть человеческим фактором.

Ведь если бы водитель в тот вечер был чуточку внимательнее: посмотрел в зеркало обзора салона, потом закрыл двери автобуса, еще раз глянул в салон, посмотрел во внешнее зеркало заднего обзора справа от кабины, убедился в том, что двери закрыты, а все, кто хотел выйти, покинули салон, и только потом нажал на педаль газа – ничего бы не случилось. Причем это на бумаге его правильные действия выглядят длинно, на самом же деле они занимают несколько секунд, так необходимых для принятия правильного решения. Мы часто смеемся над иностранными инструкциями к разной бытовой технике, в которых все расписано уж очень подробно. Есть даже новое русское выражение – «инструкции для трусов». А ведь на самом деле – когда происходит трагедия, часто выясняется, что все дело как раз в их нарушениях.


Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

Кстати, что говорят нам законодательные акты об ответственности водителей автобусов за жизнь и здоровье пассажиров? В России действуют два документа: федеральный закон от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ» и постановление Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Ни в одном из них нет ни слова об обеспечении безопасности пассажиров (особенно при посадке и высадке из транспортного средства) и ответственности за нее водителей. Странно, не правда ли?

Еще интереснее тема безопасности пассажиров «раскрывается» в правилах дорожного движения. Что касается водителей, то для них в этой связи действует только один пункт ПДД, а именно 2.77, который гласит: «Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки». Все остальное, а именно посадка и высадка пассажиров относятся к компетенции только самих пассажиров, т. е. водитель за посадку и высадку по правилам не отвечает (!). Исключение в ПДД сделано только для водителей грузового автомобиля, которые перед поездкой должны проводить с пассажирами инструктаж по правилам посадки, высадки и размещения в кузове. Для легковых автомобилей и общественного транспорта подобных правил не существует, поэтому соблюдение требований ПДД остается только на совести самого пассажира. Об этом не помешает помнить всем нам!

Единственным документом, где хоть как-то обозначена обязанность водителей автобусов заботиться о безопасности людей, может считаться должностная инструкция водителя. Если, конечно, таковая вообще имеется на предприятии-перевозчике и с ней ознакомлены работающие на маршрутах водители. Именно эти нюансы и выясняют сотрудники полиции и прочих контролирующих органов в ходе доследственных проверок по происшествиям с участием автобусов. Такая инструкция – алгоритм действий любого водителя автобуса на маршруте. Подписываясь под ней, каждый работник свидетельствует сам за себя о том, что он знает, как именно он должен действовать в любой ситуации на дороге.

Заглянем в типовую инструкцию водителя автобуса. Вопросу безопасности пассажиров здесь тоже уделен лишь один пункт: «Контроль за соблюдением правил посадки и высадки пассажиров. Начало движения автобуса от остановки возможно, только убедившись, что высадка и посадка пассажиров закончены, и двери автобуса закрыты». Вот и все. В одном емком предложении собрано все, что не сделал водитель 14 февраля на остановке «Улица Чубарова». Ценой невыполнения одного пункта инструкции стала человеческая жизнь.

Наверное, даже многолетний опыт и уверенность в себе не могут служить оправданием совершенной ошибки. Дело в отношении – к своим обязанностям, окружающему миру, к людям. На месте этой пожилой пассажирки мог быть кто угодно – ребенок, замешкавшийся в дверях автобуса, подросток, уткнувшийся в смартфон, мама с коляской. Не лишним было бы организаторам пассажирских перевозок проводить даже с опытными водителями теоретические и практические занятия, досконально разбирая подобные случаи срабатывания «человеческого фактора», предупреждая их повторение.


За пять секунд до аварии

В мильковском ДТП, произошедшем около 23 часов 22 февраля, с участием пассажирского автобуса и лесовоза «человеческий фактор» тоже сыграл немалую роль. В темное время в плохих погодных условиях (по словам очевидцев, в то время на трассе шел снег и заметало) лесовоз с прицепом выезжал со второстепенной дороги на главную. Груженый длинномер забуксовал уже на трассе, не успев закончить маневр. В это время его кабина была на встречной полосе, а прицеп перегораживал собой всю дорогу. Как утверждают участники движения, у КамАЗа была включена аварийная сигнализация. По всей видимости, водитель пассажирского автобуса, заметив мигание огней сигнализации, подумал, что у него на пути сломалась какая-то машина, и решил объехать ее слева – как ему казалось, по свободной встречной полосе. То, что эта полоса перегорожена прицепом, он увидел слишком поздно. Результат – столкновение на скорости, покореженный автобус, пострадавшие пассажиры и сам водитель.

В мильковском автобусе ехали 32 человека, в салоне КамАЗа было двое. В результате аварии, по разным данным, пострадали от 20 до 26 человек. 11 человек, в том числе четверо несовершеннолетних в возрасте от 13 до 17 лет 23 февраля были доставлены вертолетами санавиации в Петропавловск-Камчатский. До сих пор в реанимации остается одна пассажирка автобуса – девочка 13 лет.

Оба водителя имеют стаж работы более 20 лет, считаются опытными работниками. Оба не раз ездили по мильковской трассе, которую на Камчатке в народе частенько называют «дорогой смерти» из-за большого количества именно смертельных ДТП. И оба в этот вечер совершили непростительные ошибки, приняв в чем-то неверное решение. Что стоило водителю автобуса максимально снизить скорость и медленно подъехать к мигающему «аварийкой» препятствию на полосе? Подъехать и посмотреть, что именно происходит на дороге, а не сворачивать самоуверенно на встречную полосу? Все тот же «человеческий фактор»?

Сейчас обстоятельства ДТП устанавливает следственное управление СК России по Камчатскому краю и УМВД края. Результаты этих действий находятся на контроле прокуратуры края. Она же занимается проверкой организации работы транспортного предприятия, которому принадлежит автобус, в части обеспечения безопасности пассажирских перевозок.


Светлана СОЛОВЬЕВА

Последствия ДТП на мильковской трассеПоследствия ДТП на мильковской трассе
2502

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых