В Петропавловске-Камчатском 22:15, 29 Сентября, вторник
ночью 6°C
днем 11°C
ветер 9,2 м/с
Завтра 30 Сентября
6 ... 14°C
ветер 4,4 м/с

Сможет ли Камчатка стать элементом «Азиатского энергетического кольца»?

На фото (слева направо): Эдуард МОИСЕЕВ,  Игорь ГРИЩЕНКО, Михаил АКИМ
На фото (слева направо): Эдуард МОИСЕЕВ, Игорь ГРИЩЕНКО, Михаил АКИМ

На днях гостем акционерного общества «Корпорация развития Камчатского края» стал вице-президент российского представительства широко известной швейцарской компании АВВ Михаил АКИМ. В ходе неофициального визита на полуостров он провел переговоры с первым заместителем генерального директора КРКК Эдуардом МОИСЕЕВЫМ, познакомился с некоторыми достопримечательностями региона, стал свидетелем старта гонки «Берингия-2017», встретился с министрами и руководителями агентств экономического блока краевого правительства.

Компания АВВ, работающая на рынке более 130 лет, уже длительное время остается одним из мировых лидеров в области инновационных технологий в энергетике, робототехнике, промышленной автоматизации. Она обслуживает заказчиков, работающих в области коммуникаций, промышленности, транспорта из более чем 100 стран мира. Штат компании насчитывает около 135 тысяч сотрудников. В российском представительстве АВВ трудятся около 1 100 человек.

Беседа представителя пресс-службы корпорации с Михаилом Акимом началась с вопроса о деятельности АВВ в нашей стране.

– Фирма в России работает около ста лет. Сотрудничество в основном касается энергетики. Но в последнее время наши российские партнеры на фоне экономического роста, развития обрабатывающих отраслей все чаще интересуются промышленными роботами, произведенными АВВ, а также нашими моторами и приводами, в том числе энергоэффективными.

Эти тенденции достаточно позитивны, хотя приходится признать, что рынок промышленных роботов в РФ пока находится в зачаточном состоянии. Если сравнивать количество роботов на десять тысяч работающих в России и в других странах, то соотношение получится далеко не в нашу пользу. Остается надеяться, что причины, обусловившие низкие темпы развития роботизации в отечественной промышленности, претерпят позитивные изменения.

– Я знаю, что вы сейчас находитесь в отпуске. Не сожалеете о потраченных на Камчатку времени и средствах?

– Нет, не жалею. В Дальний Восток я влюбился с моей первой встречи с ним. В октябре 2015 года мне довелось по приглашению Минвостокразвития побывать во Владивостоке с тогдашним послом Швейцарии в Российской Федерации Пьером Хельгом. С тех пор это моя четвертая поездка в ДФО, но на Камчатку – первая и, надеюсь, не последняя. Генеральный директор КРКК Николай Пегин во время наших предыдущих встреч много и увлекательно рассказывал об удивительном полуострове, который одним из первых встречает новый день планеты. Теперь в его уникальности я убедился, что называется, воочию. Трудно где-либо еще из окна офиса корпорации, находящегося в центре города, увидеть парящих в небе орланов-белохвостов и плавающих в ковше Петропавловской бухты сивучей, занесенных в Международную Красную книгу.

Но признаюсь, что на Камчатку меня влекли не только и не столько красоты природы. Во многом моя поездка обусловлена желанием понять на месте, какие технологии и оборудование интересны региону, насколько восприимчив к новациям местный бизнес. Эти вопросы я ставил не только применительно к возможностям и потребностям АВВ.

Я на протяжении многих лет руковожу группой по инновациям и модернизации в Ассоциации европейского бизнеса, а также возглавляю группу по инновационному развитию в Консультативном совете по иностранным инвестициям, который объединяет 50 крупнейших международных фирм, вкладывающих средства в экономику России. Соответственно, я старался понять, какие ключевые драйверы, какие сегменты и направления инноваций сегодня интересны камчатскому бизнесу.

– И к какому же выводу вы пришли?

– Прежде всего, в инновациях нуждается энергетика Камчатки. Об этом, кстати, шла речь на встрече с представителями Минвостокразвития, которая у меня состоялась накануне поездки на полуостров. Сотрудники министерства говорили о необходимости оптимизации энергоснабжения Камчатки. Заоблачная стоимость киловатт-часа – колоссальная проблема для экономики региона. Обременительные энерготарифы тормозят ее развитие сейчас, в будущем их сдерживающий прессинг станет еще более очевидным.

При существующей географии полуострова, при малой плотности населения остро стоит вопрос энергоснабжения удаленных объектов, сокращения объемов северного завоза, снижения потребления жидкого и твердого топлива.

Недостаточные объемы газа – одна сторона этой проблемы. Мне интересно ее решение с позиций использования возобновляемых источников энергии. Уже сегодня на полуострове в ряде мест работают ветрогенераторы небольшой мощности и отмечаются тенденции к расширению их применения. «Ветряки» стали устанавливать у себя некоторые рыболовные фирмы. Это показатель того, что ветрогенераторы окупаются, а значит, можно прогнозировать рост потребности в них.

Отдельной строкой стоит развитие геотермальной энергетики. Ресурсы полуострова в этом контексте уникальны. На Камчатке может возникнуть мировая лаборатория геотермальной энергетики. Обширны возможности и для масштабного расширения на полуострове сети ГЭС.

Дополнительным стимулом развития на Камчатке генерирующих мощностей на основе возобновляемых источников энергии могут стать перспективы включения края в число российских регионов, привлекаемых для реализации глобального проекта – так называемого «Азиатского энергетического кольца».

В октябре прошлого года у гендиректора корпорации Николая Пегина состоялись переговоры с трастовой компанией KlerosCapitalPartnersLtd. о возможности инициации стратегического инвестиционного проекта «Энергетический комплекс Камчатка – Курилы – Япония». Участники консультаций, в круг которых входили и представители Минвостокразвития, в целом одобрили проект. Может ли он стать составной частью «Азиатского энергетического кольца»?

– К сожалению, я недостаточно информирован о подробностях упомянутого вами проекта. На первый взгляд он выглядит перспективно. Но следует отметить, что «Азиатское энергетическое кольцо» является гораздо более масштабным проектом. Оно должно связать Китай, Монголию, Россию, Южную Корею и Японию. Мне хочется надеяться, что первым элементом кольца станет энергетический мост, связывающий Россию и Японию.

Его созданию способствуют большая разница в тарифах на электроэнергию в РФ и Стране восходящего солнца, а также широкая поддержка совместных проектов официальными Москвой и Токио. Между другими игроками сохраняются застарелые политические противоречия, которые часто не позволяют принимать разумные экономические решения. Хочется также надеяться, что в проекте «Азиатское энергетическое кольцо» примет участие и Камчатка.

– Насколько мне известно, вы планируете посетить полуостров с группой швейцарских бизнесменов после завершения Восточного экономического форума в сентябре текущего года…

– Да, постараемся организовать такую поездку. Кроме представителей АВВ в состав делегации предположительно войдут еще несколько релевантных швейцарских бизнесменов, которые смогут найти на Камчатке точку приложения для своих усилий и тем оказаться полезными населению региона. Речь идет об энергетике, о развитии пищевой индустрии полуострова, других отраслей его экономики.

Очное знакомство швейцарских бизнесменов с Камчаткой поможет им сломать существующее среди части делового мира Западной Европы психологическое предубеждение в отношении региона. Они считают его краем далеким и бесперспективным. Я придерживаюсь обратного мнения и в отношении Камчатки, и касательно всего макрорегиона. Западная часть России – насыщенный и устоявшийся рынок, а здесь, на Дальнем Востоке, действительно существуют громадные возможности для развития бизнеса, в том числе ориентированного на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В отношении реализации намеченных планов на позитивный лад позволяет настраиваться и та мощная поддержка, которую швейцарские бизнесмены, работающие в России, ощущают со стороны национального правительства и посольства Конфедерации в РФ. Посол Швейцарии в России господин Ив Росье возглавил миссию в прошлом году. Россию в качестве места для продолжения своей карьеры во внешнеполитическом ведомстве Швейцарии он выбрал осознанно и прилагает огромные усилия для развития конструктивного сотрудничества между нашими странами. Такая же позиция отличала его предшественника – господина Пьера Хельга, проработавшего в России несколько лет. Он запомнился российским партнерам очень теплым, очень позитивным и инициативным политиком.

На недавно состоявшейся у меня встрече с Ив Росье шла речь именно о работе швейцарского бизнеса в Дальневосточном федеральном округе. Со стороны господина посла я получил поддержку нашим планам.


Владимир СЛАБУКА, фото автора

2195

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых