Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Убытки и мошенники в ОСАГО: Камчатка – в лидерах

12:00
5073

Страховщики предлагают повысить на полуострове территориальный коэффициент по ОСАГО в 4 раза

Российский союз автостраховщиков (РСА) назвал самые проблемные регионы страны по мошенничеству и убыточности на рынке ОСАГО. По итогам 2016 года Камчатка оказалась в первой пятерке.

Рейтинг содержит информацию о частоте страховых случаев, средней выплате, отношении судебных к несудебным выплатам, отношении накладных расходов в суде к сумме основного требования, приросте договоров, об уровне выплат в конкретном субъекте РФ.

«Мы рассчитываем, что этот рейтинг обратит внимание местных властей на проблемы региона в этой сфере. Доступность полисов ОСАГО зависит не только от страховых компаний, но и от создавшегося климата, от того, возможно ли там работать, не подвергаясь работе мошенников», – отметил президент РСА Игорь Юргенс.

Возглавляют список проблемных регионов Республика Адыгея, Волгоградская область и Карачаево-Черкесия. Камчатский край находится на четвертом месте.

По данным РСА, частота страховых случаев на Камчатке составляет 6,2 процента (в среднем по России 5,8 процента), средний размер выплаты в крае – 95 208 рублей (в России – 71 768 рублей), отношение судебных выплат по ОСАГО к несудебным на Камчатке 60 процентов (в России – 14 процентов).

В целом же, анализируя результаты рейтинга, президент РСА говорит об усугублении кризиса в отрасли.


Подорожают ли полисы на Камчатке?

Критическая ситуация на камчатском рынке автострахования сохраняется на протяжении минимум трех лет. Чтобы получить полис ОСАГО, водители вынуждены месяцами стоять в очередях и даже ночевать у дверей страховых компаний. Между тем значительная часть полисов, с которыми ездят камчатские водители, – поддельные. В краевом правительстве также полагают, что страховщикам невыгодно работать на полуострове.

«Компании несут расходы из-за того, что выплаты по ОСАГО в крае превышают их доходы от продажи не только полисов автострахования, но и всех видов страховок», – считает представитель министерства транспорта и дорожного строительства региона.

Центробанк России рассматривает возможность повышения стоимости полисов ОСАГО на Камчатке за счет увеличения территориальных коэффициентов.

О том, что ЦБ РФ намерен изменить в сторону повышения территориальные коэффициенты (КТ), недавно сообщил «Коммерсант». По данным издания, увеличение КТ планируется в 20 проблемных регионах, один из которых Камчатский край. По расчетам страховых компаний, КТ на полуострове следует повысить в четыре (!) раза. Сейчас в Петропавловске-Камчатском размер коэффициента составляет 1,3, а на остальной территории края – 1. Увеличение КТ страховщики обосновывают высокими выплатами при авариях (средняя – 92 тысячи рублей) при том, что из-за климата многие автомобили реально эксплуатируются около шести месяцев в году, что снижает сборы страховщиков. Для справки: территориальный коэффициент – один из параметров, который используется при расчете стоимости полиса ОСАГО. Цена страховки рассчитывается путем умножения КТ на базовую ставку ОСАГО, утвержденную ЦБ. Если значение КТ выше единицы (как в Петропавловске – 1,3), то стоимость полиса увеличивается.


Давят на жалость?

В действительности ли страховщики несут непоправимый урон за счет «нерентабельных» регионов? На этот счет опубликована и другая официальная статистика.

Страховые компании за 2016-й получили 47,5 млрд рублей сверхприбыли от ОСАГО. И это тоже данные Центробанка России. Страховщики при этом продолжают заявлять об убыточности ОСАГО как вида деятельности, и это происходит на фоне оттока клиентов: только в 2016 году полисы по разным причинам не купили 1,4 млн человек.

Согласно статистике Центробанка, в 2016 году страховые компании собрали 234,4 млрд рублей, из них на выплаты ушло лишь 172,6 млрд. За вычетом отчислений в фонд Российского союза страховщиков, расходов на ведение дел, агентских сборов и собственной прибыли страховщики получили в виде сверхприбыли 47,5 млрд рублей. По закону ОСАГО из этих денег страховые компании должны формировать резервные фонды на будущее, если ОСАГО вдруг действительно станет невыгодным бизнесом. Однако за все время существования «автогражданки» (с 2003 года) страховщики так и не сформировали резервных фондов, оправдывая это якобы высокой убыточностью этого вида страхования.

Статистика ЦБ показывает, что в прошлом году особо выпукло очертился тренд, который может привести к тотальному краху «автогражданки» как института. По ситуации на 1 января 2017 года в общей сложности на дорогах России уже 3,7 млн водителей ездят без розовых и зеленых полисов. Если учесть 42-миллионный автопарк страны, то получается, что каждый девятый автомобилист России – без автостраховки. Впервые этот звоночек прозвенел в 2014 году, когда страховщики добились двойного повышения тарифа ОСАГО. Но 200 тысяч человек, ушедших тогда, не идут ни в какое сравнение с ситуацией сегодняшнего дня.

Люди бегут из «автогражданки» – кто добровольно, а кто вынужденно, от тех компаний, которые больше всего злоупотребляют своим положением на рынке. Например, от «Росгосстраха», безоговорочно доминирующего на рынке автомобильного страхования и ОСАГО. В 2014–2015 годах регионы сотрясали скандалы с участием местных отделений Федеральной антимонопольной службы (ФАС), представителей властей и автомобилистов с одной стороны и «Росгосстраха» – с другой. Компания не раз подвергалась штрафам, однако инциденты продолжались. Проблема не утряслась ни после приостановки лицензии, ни после того, как ЦБ специально внес поправку в ОСАГО, позволяющую вернуть деньги за навязанную страховку.

И на Камчатке, где основным игроком на рынке ОСАГО остается «Росгосстрах», негативные тенденции только усугубляются. Водители, вынужденные ездить без полисов или с поддельными документами, с течением времени даже устали писать жалобы на страховщиков, видя бесперспективность попыток сломать сложившуюся систему.

Тем не менее единичные случаи обращений все же имеются. Так, в Петропавловске страховые компании «Росгосстрах» и «Согласие» в марте оштрафовали на 65 тысяч рублей. Одна компания не оформила полис ОСАГО, другая – затянула с выплатой по страховому случаю. Как рассказали в арбитражном суде, ПАО «Росгосстрах» привлечено к ответственности по статье 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) за нарушение сроков направления ответа на заявление гражданина о заключении договора ОСАГО.

Согласно материалам суда житель Петропавловска-Камчатского 14 апреля прошлого года обратился с заявлением на оформление полиса ОСАГО в офис страховой компании. Ответное письмо гражданину страховщик направил только 17 мая, тогда как по закону компания должна была ответить в течение 30 дней. В письме страховщики предложили гражданину прийти в офис продаж, расположенный на улице Лукашевского, и заключить договор в порядке живой очереди. Однако страховку горожанин так и не получил из-за отсутствия сотрудников. Штраф составил 35 тысяч рублей.

Филиал ООО «Страховая компания «Согласие» наказали по той же статье КоАП за затягивание выплаты по страховому случаю. «Сотрудники компании не приняли решение по заявлению гражданина о выплате страхового возмещения по факту аварии, которое он подал 18 января прошлого года. Гражданину деньги перевели лишь 13 мая, в то время как суд установил, что компания должна была известить клиента о принятом решении еще до 9 февраля 2016 года включительно. Сумма штрафа составила 30 тысяч рублей», – рассказал представитель суда.


Где предел ненасытности?

Если страховщики настаивают, что ОСАГО приносит им только финансовые беды, то почему добровольно не отказываются от лицензии на «автогражданку»? Очевидно, рассчитывают добиться очень резкого взлета стоимости полисов.

Между тем эксперты рынка убеждены, что ОСАГО принесло страховщикам гораздо больше, нежели озвученные 47,5 млрд рублей. Ведь статистику Центробанк сбивает из данных, добровольно предоставленных самими же страховщиками. К примеру, страховые включают в расходы ОСАГО затраты по другим сегментам своего бизнеса. Проверить это сможет только тщательный аудит – независимый от этих бизнесменов.

«ОСАГО для страховщиков вовсе не убыточно, как они заявляют. Но они играют цифрами. Например, учитывают компенсации по суду, которые включают в общую сумму выплат. Они не имеют права так делать: выплаты по судебным решениям классифицируются как штрафы, неустойки и моральный вред», – объяснил руководитель общества защиты автострахователей «Главстрахконтроль» Николай Тюрников.

Однако страховщики продолжают выкручивать руки государству и обществу. Помимо лоббирования очередной порции ужесточений ОСАГО они рассчитывают на новое увеличение тарифов, а также говорят о невыгодной для автомобилистов реформе скидочной системы «автогражданки». Конца и края этой

ненасытности пока не видно.

Мария ВЛАДИМИРОВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.