Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Безумно актуальная «БЛАЖЬ»

08:50
5433

В этом сезоне в Камчатском театре драмы и комедии происходит что-то в хорошем смысле слова невероятное. Репертуар пополняется новыми яркими постановками приезжих режиссеров. И не только.

В график спектаклей вошли «Собаки» молодежного театра под руководством актрисы Елены Зориной, которая делает уверенные шаги на режиссерском поприще. А перед профессиональным праздником театральных работников выходят сразу два новых спектакля. На минувшей неделе уже состоялись премьерные показы «Дамы с собачкой» петербуржца Виталия Дьяченко на Малой сцене. Теперь нас ожидает премьера спектакля по пьесе Петра Невежина и Александра Островского «Блажь». Над ним работает режиссер Александр Загораев.

Пожалуй, впервые в нашем театре сложилась столь уникальная и интересная ситуация: два молодых режиссера с диаметрально противоположными взглядами на театральное искусство параллельно репетировали и создавали свои спектакли на двух сценах. Для зрителей это прекрасный шанс увидеть, каким разным может быть театр, какие возможности и пространства это искусство предоставляет творцу и зрителю. В то время как Виталий Дьяченко тяготеет к экспериментальным формам, Александр Загораев являет пример классического и даже несколько консервативного режиссера. Он уверен, что классика всегда современна и не требует адаптации. Работая над своими постановками, Александр Загораев скрупулезно изучает время, когда был создан драматургический материал, тщательно прорабатывает костюмы, продумывает антураж. Однако учитывает потребности современного зрителя, специфику его восприятия. На счету режиссера более тридцати постановок в нескольких театрах страны. Работая над «Блажью», Александр Загораев не отходит от своих принципов и во главу угла ставит вопросы человеческого бытия.

– Александр Сергеевич, сейчас в театре параллельно идет работа над двумя спектаклями. Оба – сценическое воплощение русской классики. Как вы считаете, почему классика интересна современному зрителю?

– Мне кажется, классика потому и называется классикой, что она не может быть неинтересной или неактуальной. Классические пьесы тем и хороши, что вечны. В них раскрываются самые тонкие человеческие порывы, страсти. Я очень люблю работать с классической драматургией, ставил спектакли по Михаилу Булгакову, Александру Пушкину. А вот с драматургией Островского мне работать еще не приходилось. Но я очень давно этого хотел, много лет мечтал, и наконец-то возможность появилась. Пьеса «Блажь» – это очень человеческая история с великолепно прописанными диалогами и монологами, с той настоящей человеческой составляющей, ненадуманной живой речью, которая так характерна для этого драматурга. Диалоги пронизаны действием, эмоциями и живыми страстями. Пьеса, на мой взгляд, безумно актуальна сегодня. Это история о взрослой зрелой женщине, которая влюбляется в молодого человека. А герой – повеса, ловелас, жиголо, назовите его как угодно, пользуется ее страстями. Такие истории в разные времена происходили и будут происходить в нашем мире, и мне хочется поговорить об этом со зрителем. «Блажь» в данном случае – это эгоистическая составляющая любого человека. Страсть, которую испытывает главная героиня, губит ее, однако она ничего не может поделать с ней, несмотря на логику и здравый смысл, к которым она из-за своей блажи обратиться уже не может.

– В репертуаре театра есть несколько спектаклей по пьесам Александра Островского. 83-й театральный сезон открылся спектаклем «Красавец-мужчина». Между двумя этими пьесами, как мне кажется, есть сходство. В центре – беспринципный герой и ведомая страстями героиня. Вы обратили внимание на это сходство?

– На мой взгляд, это абсолютно разные произведения, и сходство лишь в том, что мужчина беспринципен. Во всем остальном эти истории совершенно разные. Главный герой нашего спектакля Баркасов, имеет свою эгоистическую правду. Представьте такую ситуацию: молодому человеку, который еще не нашел любимую, взрослая женщина предлагает миллионы. Кто бы сегодня отказался от этого? Только настоящая любовь или искренняя вера может спасти человека от таких соблазнов. Главный герой находится на распутье. Он понимает, что поступает дурно, но поделать с собой ничего не может, потому что соблазн слишком велик.

– Вам симпатичен главный герой? Вы сопереживаете ему или желаете для него наказания?

– Думаю, у героя есть своя правда. Финал «Блажи» очень современен. Финал открытый. Ведь в жизни тех, кто совершает безнравственные поступки, редко настигает наказание. Мой герой идет дальше. И, как дает понять нам драматург, он будет идти по головам. Это самое страшное и, с другой стороны, самое современное. Возможно, поэтому в свое время пьеса не была горячо встречена публикой. В XVIII веке ее считали слишком мрачной. Но мрачность и трагичность этой истории необходимо показывать, об этом необходимо говорить.

– Это будет трагическая история или комедия?

– Это серьезный спектакль, но с элементами юмора и даже несколько гротескными моментами. Потому что наша жизнь ведь тоже не всегда является трагичной, а иногда и смешной. Именно в фарсе и юморе и кроется самое важное. Но прежде всего для меня это жизненный спектакль и жизненная история, и поэтому превалируют страсти, чувства. Я стараюсь сделать спектакль по пушкинской формуле «истина страстей, правдоподобие чувств». В каждом произведении, над которым работаю, ищу эти вопросы человеческого бытия. Эта история интересна еще и тем, что если взять каждого персонажа и разобраться в его ситуации – он окажется прав. Но лишь с позиции его внутреннего эгоизма. А с позиции нормальной морали каждый из них блажит, сходит с ума, ведом страстями.

– В двух премьерных мартовских спектаклях главные роли исполняют молодые артисты, которые служат в театре недавно. Наталья Войтюк блестяще, на мой взгляд, играет главную роль в спектакле «Дама с собачкой», Павел Шмаков – исполнит роль Баркасова в вашем спектакле. Вам как режиссеру проще работать с молодыми или опытными артистами?

– Для меня в принципе не столь важен возраст актера и его опыт. Самое главное – стремление и желание и элементарная база. В данном случае выбор Павла не случаен, ведь в пьесе Островского герой очень молод. Это недоучившийся гимназист. Поэтому брать более взрослого артиста на эту роль было бы попросту бессмысленно. Павел хорошо работает, он очень старается. Я как режиссер испытываю большое профессиональное удовольствие от работы с ним.

– Вы по первому образованию актер. Почему решили прийти в режиссерскую профессию?

– Это долгая история, и началась она с моей первой режиссерской работы. В рыбинском театре, где я служил, была такая традиция – сказки ставили артисты этого театра. Моя первая постановка была очень успешной, и я подумал, что, возможно, у меня есть талант режиссера. Поступил на режиссерский факультет Щукинского училища. Тогда я думал, что, играя роли, иногда буду помогать театру хорошими постановками. Актерскую работу считал своим основным призванием. Но в театре сменилось руководство, и мне поставили ультиматум: либо я забываю о профессии режиссера и остаюсь актером, либо занимаюсь режиссурой, но не в этом театре. Я посчитал, что выбросить из своей жизни пять лет, потраченных на обучение, было бы унизительно и неправильно. И не только по отношению к себе, но и к моей семье и моим педагогам, которые вложили в меня немало труда. Поэтому я выбрал профессию режиссера и стал ездить по России, ставить спектакли.

– В одном из интервью вы сказали, что каждый человек может полюбить театр. А театр со своей стороны должен для этого что-то предпринимать. Что для этого делаете вы как режиссер?

– Это сложный вопрос, но мне кажется, делать для этого ничего не нужно. Зрителю достаточно просто прийти и смотреть. Постепенно, если человек найдет свою тему, проникнется сопереживаниями к персонажам и событиям на сцене, он обязательно полюбит театр. Если он почувствует атмосферу и энергетику этого театра, дух и волшебство, которое происходит здесь и сейчас и которое невозможно увидеть через квадрат монитора или экрана. Мне кажется, что театр – это волшебно. А режиссер же должен просто хорошо и честно делать свою работу. Я ничего специально для зрителя не делаю. Думаю, людей, которые любят театр, и так много. Влюблять кого-то насильно совершенно бессмысленно. Можно привлекать какими-то шоу-элементами, легкими жанрами. Но только для того, чтобы он приходил в театр и открывал для себя новые горизонты именно этого искусства.

– Вам интересна современная драма?

– Нет. У меня достаточно долгий опыт общения с современной драматургией, но я пока не нашел ни одного автора, драматурга, ни одну историю, пьесу, которая меня бы заразила, и я счел бы ее столь же хорошей, как любое классическое произведение. На мой взгляд, современная драматургия отличается иллюстративностью, ненужной литературщиной и часто забывает о действенных линиях. События все чаще происходят где-то «за горизонтом» и вкладываются в уста марионеточных персонажей. Мне же интересно работать с действием, подтекстами, которыми истинно живут персонажи. Что очень редко встречается в современной драматургии. Мой любимый современный драматург – Нина Садур. После нее ничего интересного для себя в драматургии я не вижу.

– Как вы думаете, этот спектакль будет хорошо принят зрителями?

– У меня нет никаких ожиданий, я работаю на результат. Хочется сделать как можно лучше. Когда я работаю, для меня нет предела совершенства. Всегда остаюсь недоволен, и мне хочется продолжать работать дальше. Сознательно не делаю прогнозов, как примет зритель этот спектакль, но думаю, постановку ждет хорошая судьба. А удастся ли мне затронуть эмоциональные струны – покажет только первая встреча со зрителем. Все, к чему я стремлюсь, – это вызвать сопереживание.

– Мне кажется, что в режиссерскую профессию человек приходит, ощущая острую необходимость поговорить со зрителем на важные для него темы. Какие темы вы бы назвали лейтмотивами своего творчества?

– Тем на самом деле очень много. Еще работая на актерском поприще, я понял, что действительно могу говорить со зрителем. Но как актер я «говорил» только с позиции своего персонажа. Уже тогда мне интуитивно хотелось большего. Я хотел беседовать о каких-то мировоззренческих, глобальных или очень личных моментах, и мне всегда хотелось, если говорить утопически, сделать мир хоть чуточку чище и лучше, справедливее. Когда я начал заниматься режиссурой, понял, что здесь есть возможность высказаться больше и шире. Тем для диалога очень много. Это вопросы человеческого существования, выбора, вопросы человеческой души, любовь, страсти.

Премьерные показы спектакля «Блажь» состоятся 24, 25 и 26 марта. Билеты в кассах театра и у распространителей. Тел.: 42-02-94.


Беседовала Ива КАЗАНЦЕВА

Фото Константина БАРГАТИНА

Безумно  актуальная  «БЛАЖЬ» 0

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.