Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Виталий ВОЛГИН: Гуманизация уголовного права – требование времени

08:50
3443

В конце 2016 года в Москве состоялся Девятый Всероссийский съезд судей. Мероприятие объединило 779 делегатов от высших, арбитражных, федеральных судов общей юрисдикции, военных судов и мировых судей, а также от конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Судебную систему Камчатского края на съезде представляли председатель Камчатского краевого суда Виталий Волгин, председатель Петропавловск-Камчатского городского суда Юрий Доценко, руководители 35-го гарнизонного военного суда Игорь Габрусев и Арбитражного суда Камчатского края Людмила Барвинская, мировой судья судебного участка № 9 в Камчатском крае Дмитрий Кондауров, начальник управления Судебного департамента в Камчатском крае Богдан Иванкович, а также председатель Арбитражного суда Камчатского края в отставке Георгий Ильин.

О рассмотренных на съезде вопросах и принятых решениях рассказал председатель Камчатского краевого суда Виталий Анатольевич Волгин.

Расскажите подробнее о Всероссийском съезде судей. Чем девятый съезд отличался от предыдущих?

– Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества и проводится один раз в четыре года. Его цель – подведение итогов работы судебной системы и определение приоритетов ее развития. В работе Девятого Всероссийского съезда помимо руководителей судебной системы участвовали Президент России Владимир Путин, первые лица Государственной Думы и Совета Федерации, главы силовых министерств и надзорных структур, руководители Европейского суда по правам человека и генерального департамента Совета Европы. Прошедший съезд отличался тем, что до его начала председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев и генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде РФ Александр Гусев провели во всех территориальных округах совещания с делегатами. Темы, которые обсуждались на этих встречах, легли в основу повестки съезда.

Необходимость совещаний вызвана количеством накопившихся вопросов?

– За четыре года вопросов, которые предстояло обсудить, действительно накопилось немало. Они касались совершенствования судопроизводства и действующего законодательства, повышения статуса судей, финансового и материально-технического обеспечения деятельности судов. Часть обозначенных тем стала актуальна относительно недавно, а по некоторым ситуация остается не решенной на протяжении нескольких лет. Требуют внимания вопросы растущей нагрузки на судей, финансовой зависимости мировой юстиции от органов местного самоуправления, остается сложной ситуация с кадровым обеспечением деятельности судов и реализацией предусмотренных законом прав и гарантий для судей. Отдельной темой, рассмотренной на съезде, стало внесение изменений в Кодекс судейской этики.

– Несмотря на это, есть и положительные тенденции в развитии судебной власти?

– Безусловно, есть, и наиболее значимым нововведением станет создание окружных апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Данная мера направлена на формирование независимых и самостоятельных судебных инстанций и позволит унифицировать построение судебной системы.

На съезде Президент России Владимир Путин отметил, что благодаря объединению высших судов и принятию Кодекса административного судопроизводства установлена понятная и прозрачная процедура рассмотрения споров граждан с органами власти. Внесены изменения в уголовное и административное судопроизводство: нововведения коснулись практически всех областей права. Проделана значительная работа по формированию единой правоприменительной практики в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Все это повышает стабильность гражданского оборота, обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, улучшает уровень правовой определенности в сфере ведения бизнеса.

– Вы упомянули о растущей нагрузке на суды. Какие меры приняты в данном направлении и что еще предстоит сделать?

В феврале этого года Верховный суд РФ проводил совещание – семинар, в ходе которого прозвучало, что всего в 2016 году судами рассмотрено свыше 18 млн 500 тысяч гражданских дел в гражданском и административном судопроизводстве, свыше 960 тысяч уголовных дел и 6 млн 400 тысяч дел об административных правонарушениях. Приведенные данные подтверждают тенденцию стабильного роста обращений в суды. В Камчатском крае ситуация аналогичная: в 2016 году в суды и мировым судьям региона для рассмотрения по первой инстанции поступило 118 823 дела и материала, что на 13 тысяч больше показателя предыдущего года. С одной стороны, это говорит о высоком уровне доверия граждан к судебной защите. С другой стороны, требует совершенствования судопроизводства, и часть мер в данном направлении уже реализована.

Принят закон, предусматривающий возможность применения приказного производства в арбитражном процессе и применения в гражданском процессе процедуры упрощенного судопроизводства. С января этого года появилась возможность подачи в суды общей юрисдикции процессуальных документов в электронном виде. Проделана большая работа в рамках информатизации судебной системы: создан интернет-портал ГАС «Правосудие», ведутся автоматизированные картотеки судебных дел и банки судебных решений, активно используется СМС-оповещение участников процесса. Применяется видеоконференц-связь и аудиофиксация судебных заседаний по делам, которые рассматривают в рамках Кодекса административного судопроизводства.

Вместе с тем рост обращений в суды подчеркивает актуальность вопроса разработки и принятия законов о нормах и оптимизации служебной нагрузки судей. В этих целях Судебным департаментом при Верховном суде РФ создана рабочая группа по разработке проекта федерального закона «О нормах служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов в Российской Федерации». Сократить сроки рассмотрения дел поможет дальнейшее развитие упрощенной формы судопроизводства, сокращение категорий гражданских дел, по которым необходимо изготавливать мотивированные судебные решения, а также активное применение досудебного порядка урегулирования споров.

– Как прошедший съезд оценивает ситуацию в мировой юстиции? Ведь мировые судьи находятся, можно сказать, на передовой защиты прав граждан.

– О проблемах мировой юстиции на съезде говорили немало. Во-первых, до сих пор законодательно не определен статус мирового судьи, должность которого не включена в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации. Во-вторых, объемы финансирования мировой юстиции в регионах определяются органами исполнительной власти с учетом имеющихся финансовых возможностей. Данная ситуация не только создает различия в материальном обеспечении мировых судей различных субъектов, но, по сути, подрывает основы независимости судей.

Подобное положение недопустимо, и на встрече с председателем Верховного суда РФ Вячеславом Лебедевым в рамках региональных совещаний мы предложили закрепить на федеральном уровне гарантии финансирования мировых судей. Наше предложение было поддержано, и соответствующий законопроект достаточно быстро внесли в Государственную Думу. С его принятием, решая на региональном уровне вопрос сокращения финансирования мировой юстиции даже до 5 процентов, органы исполнительной власти будут обязаны получать на это согласие совета судей, а в случае сокращения в большем размере – согласие конференции судей. Данное положение существует и сейчас, однако распространяется только на финансирование федеральных судов. Мы предложили распространить его действие на мировую юстицию.

Необходимо отдать должное Правительству Камчатского края, которое уделяет большое внимание материальному содержанию и финансированию мировой юстиции в регионе. На судебных участках проводится ремонт, обеспечивается материально-техническая база, приобретается необходимое оборудование и техника, предоставляются помещения для размещения судебных участков. Однако главной проблемой мировой юстиции остается кадровое обеспечение деятельности ее аппарата.

– Означает ли это, что современным судам не хватает кадров?

К сожалению, вопрос обеспечения судов квалифицированными специалистами остается одним их самых проблемных. Согласно общероссийской статистике, в крупных городах сменяемость кадрового состава аппаратов судов достигает 400 процентов в год. Главная причина – это высокие требования к кандидатам при низкой заработной плате и большой нагрузке. В нашем регионе ситуация лучше: вакансии в федеральных судах заполняются достаточно быстро. Однако на участках мировых судей края порой ощущается нехватка секретарей и помощников.

Судейское сообщество неоднократно пыталось решить проблему, в том числе законодательно закрепить социальные гарантии работникам аппаратов судов. В ноябре прошлого года Верховный суд РФ внес в Государственную Думу законопроект «О судебной службе Российской Федерации», который выделяет работу в судебной системе в отдельную категорию государственной гражданской службы. Однако документ, на который возлагало надежды судейское сообщество, получил отрицательное заключение Правительства РФ. Сейчас он находится на рассмотрении, мы следим за его дальнейшей судьбой.

– Сегодня много говорят о гуманизации уголовного законодательства. Будет ли продолжена эта деятельность и как вы оцениваете гуманизацию уголовного права?

– На съезде прозвучало, что за последние пять лет ежегодно примерно четверть подсудимых освобождается судом от уголовной ответственности. Существенно сократилось количество осужденных к реальному лишению свободы, что говорит об обеспечении судами разумного баланса между защитой общества от преступлений и дифференциацией мер уголовной ответственности.

Вместе с тем есть объективные предпосылки для продолжения данной работы. Более половины поступающих в суды дел относятся к преступлениям небольшой тяжести, еще четверть – к преступлениям средней тяжести. Освобождается от уголовной ответственности треть всех лиц, привлекаемых за совершение преступлений небольшой тяжести, и примерно столько же – за преступления средней тяжести, совершенные впервые. В июле прошлого года принят федеральный закон, по которому ряд преступлений небольшой тяжести исключен из числа уголовно наказуемых деяний и переведен в разряд административных правонарушений. Помимо этого, введен новый институт назначения меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа при освобождении виновного от уголовной ответственности.

В планах – разработать понятие уголовного проступка, которое исключит некоторые составы из числа уголовно наказуемых деяний, сохранив за их совершение достаточно эффективные меры ответственности в виде исправительных и принудительных работ. Я считаю, что гуманизация уголовного права – это естественный процесс, основанный на объективных реалиях современной жизни. Законодательство не должно быть статичным, иначе оно перестанет быть эффективным.

– Отдельным вопросом повестки съезда стало внесение изменений в Кодекс судейской этики. Какие именно положения были изменены и с чем это связано?

Изменения коснулись статьи девятой кодекса, где идет речь о принципах объективности и беспристрастности, которые необходимо соблюдать судье при рассмотрении дела. В тексте документа закреплена обязанность судьи отказаться от рассмотрения дела при наличии предусмотренных законодательством оснований для самоотвода. Данная формулировка отсылает нас к положениям процессуальных кодексов, где четко прописаны данные условия. Однако пункт 4 статьи 9 кодекса вводил два дополнительных основания: это возможность возникновения конфликта интересов либо ситуация, которая ставит под сомнение беспристрастность судьи, в том числе наличие у судьи родственников, работающих в организации, выступающей стороной по делу.

Это положение толковали настолько широко, что начали использовать при назначении кандидатов на должности судей и переназначении судей на вышестоящие должности. А это неправильно, так как корпоративный документ, которым, по сути, является Кодекс судейской этики, не может регулировать вопросы, относящиеся к компетенции федерального законодательства. Данная ситуация широко обсуждалась на региональных совещаниях и непосредственно на съезде. По итогу судейским сообществом решено исключить из Кодекса судейской этики положения статьи 9, регламентирующие процессуальные особенности рассмотрения дел. Надеемся, это сократит количество отказов кандидатам со ссылкой на нарушение положений кодекса.


Беседовала Татьяна ХАБИБУЛЛИНА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.