Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

«Не религия, а культурология»

11:20
2943

В школах Камчатки идут родительские собрания по выбору одного из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». На встречах нередко присутствуют представители епархии. На выбор родителям учеников третьих классов предлагается шесть культурологических модулей – «Основы православной культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Заместитель министра образования и науки края Евгения Орешко пояснила, что данный курс преподается уже около 5 лет. С 2012 года он введен в образовательную программу в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Изучают его школьники в течение одного года по одному часу в неделю в 4-м классе.

«Все шесть модулей согласуются между собой по педагогическим целям и задачам, формируются вокруг трех базовых ценностей: семья, Отечество и культурная традиция, – объясняет замминистра. – Во всех шести учебниках представлены уроки-размышления – на темы сострадания, человеколюбия, добра и зла. Этот курс развивает ребенка в соответствии с духовно-нравственными ценностями и по сути своей является не религиозным, а культурологическим. В итоге он формирует у ребенка представления о нравственных идеалах, расширяет его кругозор, формирует честность, порядочность, уважение к культурным и религиозным традициям народов. В том числе готовит ребенка к межконфессиональному и межкультурному диалогу, направленному на социальное сплочение».

А не слишком ли рано четвероклассникам окунаться в столь сложные категории? Это один из вопросов, который тревожит родителей. «Если вы посмотрите эти учебники, то сможете убедиться в доступности изложения материала. Если там и употребляются термины, которые могут быть ребенку непонятны, в конце каждого учебника имеется словарь. И, безусловно, основную роль в усвоении предложенного материала призваны сыграть преподаватели», – говорит Евгения Орешко.

Замминистра сообщила, что недостатка учебников не было и не предвидится. Родительские собрания по выбору дисциплин традиционно проходят в конце третьей четверти, чтобы успеть закупить учебные пособия для модулей курса ОРКСЭ в количестве, соответствующем выбору каждого. Собрания завершатся к концу апреля. И выбор учебного модуля для своего ребенка, в соответствии с законодательством, остается только за семьей.


Давить на родителей запрещено

Между тем опыт проведения родительских собраний по курсу ОРКСЭ в прошлом году не может не настораживать. Например, вот как это было в одной из продвинутых школ Петропавловска в статусе гимназии. «Директор школы на собрании предложила заполнить анонимные анкеты, указать выбранный модуль, – рассказала мама одной из учениц. – Перед заполнением преподаватель основ мировых религиозных культур провела очень скучную презентацию своего предмета. Затем выступил священник. Мы заполнили и сдали анкеты, а затем директор в экстренном порядке созвала очередное родительское собрание. В резкой форме она сказала примерно следующее: «Если вы не поняли с первого раза, скажу прямо: у нас есть преподаватель только по основам мировых религиозных культур. Других преподавателей не предвидится. А кто выбрал ислам, буддизм и иудаизм – надеюсь, это вы так пошутили». После этого нам вновь раздали анкеты, мы их подписали. Ничего не оставалось, как выполнить требование директора».

По похожей схеме в прошлом году прошли собрания и в некоторых других школах.

«Если это так, то это прямое и грубое нарушение законодательства, – прокомментировала замминистра образования и науки края Евгения Орешко. – В подобных случаях нужно обращаться с жалобой либо в отдел (управление) образования органа местного самоуправления, либо в наше министерство. Ни директор, ни классный руководитель, даже очень уважаемые для родителей, не имеют права давить на их сознание при выборе учебных дисциплин, поскольку этот выбор гарантирован федеральным законом. Это отдельно отмечено и в регламенте проведения родительских собраний по курсу ОРКСЭ».

При этом, как выяснилось, информация о недостатке педагогических кадров для других модулей, помимо «Основ мировых религиозных культур», не соответствует действительности. Евгения Орешко заверила: «Педагогов собирают два раза в год в Камчатском институте развития образования (КИРО), где одного преподавателя полностью готовят по всему курсу из шести модулей, без перекоса на какой-либо из них. Количество учителей, которых мы готовим, зависит от наполненности школы учащимися соответствующих классов».

Замминистра отметила, что в прошлом году министерство получало тревожные обращения от родителей. А в нынешнем году, чтобы минимизировать возможность нарушений, принят ряд превентивных мер. «В этом году мы еще раз направили регламент выбора модуля курса ОРКСЭ в школы. Это рекомендации, составленные министерством образования и науки РФ. Кроме того, специалистами управления образования администрации Елизовского района с участием известного камчатского историка, культуролога и краеведа Ирины Витер подготовлены методические материалы для проведения родительского собрания, где в форме расширенной презентации показано, как объяснить родителям суть и содержание всех шести модулей курса. Это большая методическая помощь для каждого учителя. Данная презентация имеется в открытом доступе на сайте КИРО и министерства образования Камчатского края», – рассказала замминистра.

Наконец, представители краевого министерства образования совместно сорганами местного самоуправления решили контролировать ход проведения родительских собраний – соблюдение регламента и прав родителей – напрямую: в этом году они сами посещают данные собрания в качестве наблюдателей.

Евгения Орешко подчеркнула: «Вне зависимости от того, какое количество школьников будет заявлено на обучение по каждому из шести модулей курса школа это право для них обязана обеспечить. Даже если речь идет об одном ученике на один модуль. А как при этом составить расписание – это уже вопрос технологии, полная ответственность руководства школы».


Может ли представитель духовенства прийти на собрание?

Семьи, в которых исповедуются атеистические ценности, сомневаются, могут ли священнослужители, а это представители Камчатской епархии, заходить «с агитацией» в школы.

Этот вопрос регламентирован на федеральном уровне. В регламенте от Минобрнауки РФ прописано: на родительских собраниях могут присутствовать выразившие на это желание официальные представители конфессий централизованных религиозных организаций – РПЦ, мусульманских, буддистских и иудаистских.

Каждое образовательное учреждение на своем сайте обязано разместить информацию о проведении родительского собрания за 7 дней, что и делается. Как отметила Евгения Орешко, на Камчатке представители конфессий, помимо РПЦ, пока не выражали желания посетить собрания по выбору модуля курса ОРКСЭ.


Мария ВЛАДИМИРОВА

«Не религия, а культурология» 0

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.