Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

ЕГАИС для красной и чёрной икры

08:20
3793

Аналог ЕГАИС для красной и черной икры может заработать в 2018 году, для этого продукция будет подвергаться специальной маркировке. Об этом заявил руководитель Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) Илья ШЕСТАКОВ. Инициативу одобрила профильная госкомиссия по борьбе с нелегальным оборотом продовольствия и промышленных товаров.

Главной задачей подключения торговли икрой к системе, которая станет аналогом ЕГАИС для алкогольных напитков, власти считают противодействие браконьерам. Заниматься технологическими аспектами внедрения системы будет Министерство промышленности и торговли. При этом в правительстве понимают, что новый механизм вряд ли заработает в текущем году.

Шестаков отметил, что на первом этапе нужно согласовать ориентировочный объем черной икры, которая на законных основаниях производится аквакультурными компаниями. Рыболовецкие артели поставщиками такой продукции быть не могут, поскольку получать икру разрешается только из осетровых, выращенных на специализированных заводах. При этом недобросовестные участники отрасли научились этот запрет обходить, фактически поставляя на рынок черную икру из выловленных диких осетров. Как будет формироваться аналогичная система в отношении лососевых и производства красной икры, пока непонятно.

В целом принятое решение не стало большой неожиданностью для участников рыбной отрасли. Вот как прокомментировал планируемые нововведения нашей газете исполнительный директор АО «Озерновский РКЗ № 55», депутат Законодательного Собрания Камчатского края, заместитель председателя постоянного комитета по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности Кирилл Волков.

– Мы всегда за то, чтобы снизить уровень браконьерства, ослабить его пресс на наши ресурсы. Браконьерская добыча лосося подрывает наши рыбные запасы. Тот промысел, которые ведут промышленники на законных основаниях, регулируется наукой, контролируется путем учета объемов вылова и выпускаемой продукции. При этом рыба, которая, как мы считаем, проходит на нерестилища, часто попадает в руки браконьеров. Кроме того, выпуск браконьерской икры приводит к тому, что на рынок попадает продукт неудовлетворительного качества. Это подрывает авторитет производства и нашего региона как производителя икры. Зачастую браконьерская икра выходит на рынок с подложными документами от лица разных компаний. Мы ежегодно сталкиваемся с запросами правоохранительных органов о передвижении какой-то продукции с подложными документами. Люди где-то берут икру, подделывают документы и запускают ее в оборот. Несмотря на то, что сейчас ставятся всевозможные барьеры для вывоза нелегальной икры с полуострова, все равно такие случаи происходят. Такая продукция еще и подрывает нам ценовой рынок икры, потому что нелегальная икра всегда продается дешевле легальной. Поэтому все виды борьбы с браконьерством мы всегда поддерживали и будем поддерживать, и этот дополнительный учет произведенной по всем правилам продукции нами тоже приветствуется.

Что касается самой маркировки – нам пока непонятно, как она будет выглядеть технически. Если это будет какая-то дополнительная маркировка на тару – это одно. Если же будет предусматривать покупку чего-то типа акцизных марок, которые клеятся на спиртную и табачную продукцию, – это совершенно другое. Второй вариант, конечно, повлечет за собой определенное повышение стоимости продукции, которое ляжет на нас и на потребителя.

Алкоголь и табак вредны для здоровья, поэтому повышение цен на них путем покупки акцизных марок оправдано. Икра к таким продуктам не относится. Мы выпускаем ее в двух видах – в ведрах для оптовых покупателей и баночную. Если маркировать придется каждую баночку голограммой или наклейкой, то это повлечет определенное усложнение производственного процесса: потребуется закупка нового оборудования, монтаж его в уже существующие линии по производству икры. Это тоже удорожание. Или будет маркироваться транспортная тара, то есть ящик, в который баночки складываются? Пока это не ясно. Стоимость этой маркировки мы тоже пока не понимаем.

– Кирилл Сергеевич, как производители лососевой продукции сами видят механизм начала игры на рынке икры по новым правилам?

– Мы считаем, что необходимо более тщательно подойти к введению этих правил. Не стоит спешить и сразу жестко вводить новые условия. Ведь дальневосточные лососевики работают в очень своеобразных условиях. Промысел лосося неустойчив: в нем трудно что-то гарантировать. Зачастую вылов от научных прогнозов отличается в разы. Помните, как несколько лет назад на восточном побережье был небывалый подход лосося, когда промышленники по вылову побили все свои рекорды за прошлые годы? Такое может повториться. Поэтому мы должны четко понимать, сколько маркировочного материала нужно закупать перед началом путины и что делать, если его не будет хватать для всей продукции, знать, по какой системе будет налажено снабжение промышленников маркировкой. Объемы вылова на Дальнем Востоке большие, продукции производится много, путина скоротечная, и все решения во время путины всегда должны приниматься молниеносно: там важен каждый день.

Поэтому нам хотелось бы, чтобы Правительство запустило сначала какой-то пилотный проект такой маркировки. Может быть, следует обкатать его на черной икре, потому что объемы ее выпуска более предсказуемые. На ее примере посмотреть все за и против. Ведь принять нормативный документдостаточно просто, а вот внести в него потом изменения – дело непростое, и времени оно занимает гораздо больше. Повторю: лососевая путина скоротечна, да и срок хранения икры тоже не большой. Чтобы оформить все необходимые документы и вывезти продукцию с побережья, мы должны всегда спешить, потому что нужно успеть до начала осенне-зимнего периода.

Не хотелось бы, чтобы эти меры учета стали каким-то дополнительным барьером для легальной продукции и промышленников. Мы знаем, насколько строго выполняют все указания такие структуры, как Россельхознадзор, Роспотребнадзор и т. д. Не должно получиться так, что приняли документ с одним намерением, а на практике он стал барьером для рыбопромышленников. Это всегда выливается в дополнительные затраты – плата за перегруз, хранение, если, например, в порту Владивостока кого-то не устроит, как икра промаркирована. Подойти к этому новшеству надо взвешенно и детально все продумать.

– Есть пути и механизмы влияния с мест на то, чтобы нормативный документ, который будет регулировать систему учета, принимался взвешенно и после детальной проработки?

– Есть. Росрыболовство и раньше, когда происходили какие-то нововведения и принимались нормативные акты, выкладывало их проекты в общий доступ для обсуждения рыбопромышленниками и их объединениями. Это позволяло нам все обдумать, найти в проекте противоречия или места с двояким толкованием, на все это отреагировать и направить свои комментарии в Росрыболовство. Ведомство, как правило, наше мнение воспринимало и правило документы перед их принятием. Я думаю, что в этом случае должен быть предусмотрен такой же механизм взаимодействия. И тогда продуманная система будет отвечать именно тем целям, которым она призвана служить, – ставить заслон браконьерству.


Светлана СОЛОВЬЕВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.