Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Балалайка: «Это прильнуло к душе – и на всю жизнь!»

09:20
4930

В марте в Камчатском колледже искусств состоялся 42-й Краевой конкурс исполнительского мастерства «Юные дарования Камчатки». Председателем жюри в номинации «Народные инструменты» стала Вера МАКАРОВА – одна из ведущих исполнителей-балалаечников в России, солистка Красноярского филармонического русского оркестра им. А.Ю. Бардина, доцент, заведующая кафедрой народных инструментов Красноярской государственной академии музыки и театра, первая и единственная балалаечница – лауреат престижного международного конкурса «Кубок Севера» (г. Череповец).

Помимо исполнительской деятельности Вера Алексеевна ведет и композиторскую. 28 марта в концерте «Парад солистов» с успехом состоялась премьера ее произведения «Балалайка ХХI века», исполненного в сопровождении оркестра русских народных инструментов колледжа (худ. руководитель – Артем Быков), а на следующий день – презентация авторского сборника детских пьес для балалайки.

Предлагаем вашему вниманию интервью с Верой МАКАРОВОЙ.

– Вера Алексеевна, вы впервые побывали в Камчатском колледже искусств. Что вы думаете о нашем колледже, об уровне образования студентов?

– Студенты народного и других отделений меня поразили, произвели очень хорошее впечатление. У вас очень крепкая исполнительская школа, замечательные ребята. Есть великолепные студенты и ученики ДМШ, особенно порадовавшие своей игрой. Они ведут себя на сцене как состоявшиеся музыканты. На конкурсе я иногда ловила себя на мысли, что забываю оценивать игру молодых исполнителей, наслаждалась музыкой, словно на концерте. У вас очень уютный колледж, добрые, отзывчивые люди, радеющее за свое дело руководство. Порадовали меня и насыщенная, бурная концертная жизнь колледжа, и высокий уровень подготовки молодых музыкантов. Большое спасибо оргкомитету за приглашение и возможность познакомиться с вашей музыкальной культурой.

– Вдохновились ли вы нашим краем как композитор, появились ли идеи новых сочинений?

– Я счастлива приехать на Камчатку, здесь я впервые. На днях уже начали появляться кое-какие музыкальные мысли. Пока они словно витают в воздухе, но уже рядом со мной. Я еще точно не знаю, что это будет, как будет звучать эта музыка, но, самое важное, желание творить появилось. Мне очень хотелось бы ближе познакомиться с уникальной камчатской природой, она притягивает, завораживает. Когда самолет только касался камчатской земли, я уже оказалась под сильным впечатлением: наконец-то перед глазами появились вулканы, которые раньше я видела только на фотографиях. В душе все просто замерло от счастья, восторга, ощущения сказочности происходящего. А сегодня я увидела, как прямо перед вулканом пролетает стая прекрасных белых птиц. Как зачарованная, забыв обо всем, наблюдала за этим необыкновенной красоты явлением.

– На ваш взгляд, как сейчас развивается профессиональное искусство игры на балалайке? Угасает ли интерес к этому инструменту?

– Балалаечное исполнительство точно не находится в упадке, а, наоборот, продолжает развиваться. Расширяется репертуар: в нем и классическая, и современная, и эстрадная музыка. Очень многие исполнители сочиняют свою музыку для балалайки. Некоторые исполнители предпочитают играть на электронных балалайках (с пьезодатчиками и т. д.), а другие, в том числе и я, – на балалайках «исконных», наслаждаясь натуральным, естественным звучанием инструмента. Из-за того, что балалаечники играют пальцем – без смычка или медиатора, и не ногтями, как гитаристы, – неповторимый тембрбалалайки становится еще теплее, ее звук – еще мягче. Я стараюсь донести до слушателя звуки живого инструмента, которые трогают душу и согревают сердца людей. Сейчас музыка буквально насыщена громким резким звучанием, и порой теряется душевное спокойствие. Публика приходит в зал услышать нечто мягкое, тихое, красивое, и каждый человек замирает, погружается в свою душу.

– У каждого музыканта свой, неповторимый стиль. Влияет ли на его манеру игры малая родина?

– В целом все, что окружает человека, влияет на него. Малая родина как раз и создает индивидуальность человека. Если человек долго жил в родном крае и знает местные музыкальные традиции, это, несомненно, вносит свою лепту в уникальность его стиля. А если он в раннем возрасте уехал с малой родины – она, наверное, никаким образом не сказывается на человеке. Но окружение, в котором живет человек, конечно, оказывает влияние на его личность и формирование его мировоззрения, на стиль и его поведение на сцене, на общение с людьми.

– Какое место в формировании стиля музыканта занимают его учителя?

– Они тоже играют важную роль. Но здесь все зависит еще и от самого исполнителя и его целей: хочет ли он развиваться, создавать что-то свое или лишь подражать. Если это яркая личность с очень сильным потенциалом, то он, конечно, возьмет что-то от учителей, что-то – от других исполнителей, что-то почерпнет от природы, но будет формировать свой исполнительский стиль. А если не столь яркая личность – то будет полностью следовать учительским наставлениям.

– Есть ли какие-нибудь инструменты, с которыми балалайка не уживается на сцене или звучит негармонично? Какие самые необычные сочетания тембров вам запомнились?

– Все, что мне доводилось слышать, даже самые неожиданные эксперименты, сочетания тембров – все равно было красиво, приятно. Балалайка – арфа, балалайка – гитара звучат замечательно. Балалайка – саксофон – очень интересный, новый, свежий ансамбль. Поначалу думали, что столь яркий духовой инструмент не будет созвучен с тихой балалайкой, но различие в тембрах сделало ансамбль уникальным. Балалайка с флейтой или с роялем – уже привычное, но и самое, на мой взгляд, неудачное сочетание: балалаечнику всегда приходится играть ярко, а концертмейстеру – прибирать звук, чтобы было слышно балалайку, особенно если аккомпанемент играется на концертном рояле. Тем не менее это самый популярный и распространенный ансамбль. В своей «Балалайке XXI века» я объединила балалайку и электрогитару (бас-гитару). Это сочетание кажется неожиданным, но современные балалаечники очень много и часто играют в рок-группах. В том числе и мой муж, например. В его рок-группе неплохо сочетается все – саксофон, бас-гитара, электрогитара, ударная установка, вокал и балалайка.

– Для нас, только поступивших в колледж и выбирающих свой путь, актуален вопрос о выборе профессии. Как произошло, что вы выбрали балалайку?

– Не я выбрала балалайку, а балалайка меня выбрала. Это что-то сакральное, связь свыше на духовном уровне. Как только я услышала балалайку в женских руках, теплый, мягкий звук покорил мою душу, прильнул к ушам. Я поняла, что балалайка – это мой инструмент, я хочу на ней играть. Играть так же мягко, красиво, как играла та студентка-балалаечница, которой, когда я еще была маленькой, на рояле аккомпанировала моя мама. Это прильнуло к душе – и на всю жизнь.

– Инструменты каких мастеров вы предпочитаете?

– У меня в жизни было немного инструментов, хотя я смотрела инструменты разных мастеров, со многими из которых знакома лично. Не все балалайки подходят под женскую руку – то гриф толстоват, то жестковаты струны. Первая моя балалайка, на которой я играла недолго, была работы новосибирского мастера Евгения Денисова. Следующим стал инструмент, сделанный Павлом Рахманским (одна из первых, а точнее, вторая его балалайка, изготовленная специально для меня). Я отыграла на этом инструменте 20 лет. Сейчас вернулась к инструменту Евгения Денисова. Если меня вдруг что-то не устроит, всегда есть возможность обратиться к мастеру за помощью. Важны также географический аспект и климатические условия. Инструмент, сделанный в Сибири, сохраняет на родине свои свойства лучше. Гораздо меньше шансов, что он испортится или поведет себя как-то не так на концерте.

– Перелет из Красноярска на Камчатку достаточно долгий. Как балалайка пережила это испытание?

– Она переживает дорогу нормально, уже 2 раза была со мной в Хабаровске, в Москве. Ведет себя она достаточно стабильно. Очень удобно жить в центре России, можно отправиться и на запад, и на восток – и балалайка будет одинаково хорошо себя чувствовать.

Случались ли с вами или с вашим инструментом какие-либо инциденты – вдруг порвавшаяся во время перелета струна или что-то в этом роде?

– Вообще, я стараюсь предотвращать такие ситуации. Но однажды решила сменить балалайку – как раз ту, на которой проиграла 20 лет. Когда я принесла домой новую балалайку, решила проверить старую и с удивлением обнаружила, что у стоявшего в чехле инструмента лопнула струна ноты ми, которая, по идее, вообще не должна выходить из строя. Может, старая балалайка затаила обиду…

– Позвольте поблагодарить вас за интересный разговор. Надеемся, вы еще не раз порадуете нас волшебными звуками балалайки.

– Вы говорили, что ищете свой путь в жизни. Желаю вам найти себя в своей профессии и получать удовольствие от того, чем занимаетесь. Уверена, у вас все получится!


Беседовали София ФОКИНА и Елизавета БРАТОЛЮБОВА, студентки 1 курса отделения «Теория музыки» Камчатского колледжа искусств


Подведены итоги конкурса «Юные дарования Камчатки»

На Камчатке подведены итоги краевого конкурса исполнительского мастерства «Юные дарования Камчатки», который проходил 25–30 марта при поддержке Министерства культуры края. В конкурсе приняли участие 482 ученика из 19 детских образовательных учреждений по специальностям «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» в номинациях «Солисты», «Ансамбли», «Оркестры».

География конкурса обширна: в нем приняли участие учащиеся детских музыкальных школ № 1, 3–7 Петропавловска-Камчатского, Елизовской детской музыкальной школы, музыкальных школ № 1, 2 Вилючинска, школ искусств поселков Термальный и Вулканный, Корякской и Раздольненской музыкальных школ, Быстринской, Мильковской и Олюторской школ искусств, музыкальной школы села Соболево, Корякской школы искусств имени Дмитрия Кабалевского, музыкальной школы при Камчатском колледже искусств, а также студенты колледжа.

В один из вечеров конкурсной недели, 28 марта, состоялся концерт членов жюри и оркестра народных инструментов Камчатского колледжа искусств под названием «Парад солистов». В рамках конкурса состоялись творческие встречи с приглашенными членами жюри и мастер-классы по специальностям «балалайка», «баян» и «кларнет».

29 марта в концертном зале колледжа искусств прошло торжественное закрытие конкурса, гала-концерт лауреатов конкурса и церемония награждения. Открыл гала-концерт сводный оркестр народных инструментов учащихся детских музыкальных школ края, в состав которого вошли около 50 юных исполнителей на народных инструментах со всей Камчатки. Оркестром было исполнено несколько композиций под руководством дирижеров из разных музыкальных школ – Артема Быкова, Андрея Беляева, Лидии Кущ, Марины Живодровой и Михаила Авдошенко.

Конкурс выявил ярких, одаренных юных музыкантов в каждой номинации. Лауреатами стали 44 солиста, 20 ансамблей и 6 оркестров, звания дипломантов удостоены 28 солистов, 16 ансамблей и 4 оркестра. Гран-при удостоена Юлия Живодрова, студентка Камчатского колледжа искусств. Остальные учащиеся, преподаватели и концертмейстеры были награждены грамотами и поощрительными призами.

По итогам конкурса центр поддержки и развития одаренных детей и молодежи в Камчатском крае при Камчатском колледже искусств «Дарования Камчатки» поощрил ряд учащихся и студентов поездками на различные конкурсы.

Одним из ярких событий конкурса стало вручение двух домр и одной балалайки учащимся детских музыкальных школ, которые были сделаны сибирскими мастерами по изготовлению струнных щипковых музыкальных инструментов и безвозмездно переданы в Камчатский колледж искусств. Один из них, Сергей Шаров из Улан-Удэ, – мастер по изготовлению балалаек и домр, другой – Сергей Майоров из Красноярска.

Обладателем домры Сергея Майорова стал учащийся Елизовской музыкальной школы Родион Пак. Учащейся музыкальной школы № 2 Вилючинска Кристине Лекомцевой была вручена домра Сергея Шарова. Ученик Елизовской музыкальной школы Рагор Лосев получил в подарок балалайку этого же мастера.

Целью конкурса являлось выявление и всесторонняя поддержка наиболее талантливых и перспективных юных музыкантов, преумножение и создание новых исполнительских традиций в культурно-образовательном пространстве края. В состав жюри конкурса вошли именитые деятели культуры России и Камчатского края: председатель жюри в номинации «Духовые и ударные инструменты» – Евгений Варавко, лауреат всероссийских и международных конкурсов, преподаватель Российской академии музыки имени Гнесиных по классу кларнета. Председатель жюри в номинации «Народные инструменты» – Вера Макарова, лауреат международного конкурса, солистка Красноярского филармонического русского оркестра имени Анатолия Бардина, заведующая кафедрой народных инструментов Красноярской государственной академии музыки и театра, доцент. Сопредседатель жюри – Михаил Дроков, лауреат международных конкурсов, баянист-виртуоз, первый баянист ансамбля Игоря Моисеева.
Члены жюри – ведущие преподаватели Камчатского колледжа искусств Ольга Спирина (заслуженный работник культуры РФ), Алла Лушпа, Юрий Кравченко, Артем Быков, Михаил Авдошенко, Наталья Лебедева.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.