Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Андрей ЗИМИН – о зарплате и радости труда

08:40
2439

Первомайские праздники для большинства граждан – повод для отдыха и развлечений, дополнительные выходные и начало дачно-огородного сезона. По официальной версии, 1 мая – Праздник Весны и Труда. А для профсоюзов Первомай – по-прежнему День международной солидарности трудящихся, праздник исконно профсоюзный, начало которому было положено трудовыми движениями Австралии еще в середине XIX века, когда Россия только отменила крепостное право. Борьбу продолжили рабочие США и Канады, где 1 мая 1886 года начались митинги и демонстрации, а при разгоне протестующих в Чикаго 4 мая погибли шестеро демонстрантов, несколько активистов были казнены и приговорены к каторге. Кровопролитную борьбу за 8-часовой рабочий день и другие трудовые гарантии подхватили трудящиеся Европы.

В современной России эта борьба происходит традиционно мирно и законопослушно, а 1 мая сопровождается праздничной демонстрацией с шарами и лозунгами. Председатель федерации профсоюзов Камчатки Андрей Зимин не согласен с утверждением, что на мероприятие народ «загоняют силой»: «Уверяю, что никакой «принудиловки» нет. Последние 5–6 лет люди точно приходят потому, что сам праздник им нравится, в том числе из-за ностальгии по советским временам. Во многом это патриотический праздник, и вместе с тем трудящиеся несут плакаты с актуальными требованиями достойной зарплаты, справедливой социальной политики, социального партнерства».

И все же гораздо важнее, что происходит за яркими кадрами первомайского торжества. Чего реально удалось добиться профсоюзам Камчатки за последнее время? Об этом – в беседе с профсоюзным лидером.

– Наше главное достижение, основной прорыв – это минимальная заработная плата в Камчатском крае. С 1 мая 2018 года ее размер равен 11 163 рублям. К этой величине применяется районный коэффициент и коэффициент к заработной плате. Таким образом, для работников краевых и муниципальных учреждений, имеющих все северные надбавки, минимальная оплата труда с 1 мая 2018 года не может быть ниже 29 023 рублей 80 копеек. Это распространяется на работников предприятий всех форм собственности.

– Какая ответственность определена для работодателей, которые платят ниже минимальной зарплаты?

– Во-первых, ответственность определена в Кодексе об административных правонарушениях, где идет речь об ответственности работодателя за невыполнение обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.

Во-вторых, действует уголовная ответственность по статье о невыплате зарплаты свыше двух месяцев. А выплата зарплаты ниже минимальной, установленной в регионе, – это тоже невыплата зарплаты, именно так суды это деяние должны квалифицировать, и судебные прецеденты в России созданы. Их мало, на Камчатке подобных решений судами не выносилось. А это во многом результат отсутствия на предприятиях профсоюзов и непонятного для меня почти панического страха работников перед работодателями.

– 7 декабря Конституционный суд РФ постановил, что компенсационные и стимулирующие выплаты в МРОТ не включаются. Итогом стала непредвиденная для многих компрессия зарплат…

– Действительно, сразу возникла тревожная для трудовых коллективов, ненормальная и несправедливая ситуация, когда низкоквалифицированный труд, например, санитарки в больнице оплачивается в размере почти 30 тысяч рублей, а медсестра получает по одной ставке от силы 32 тысячи рублей. Смысл деятельности профсоюзов в данный момент заключается в том, чтобы одновременно с увеличением низких зарплат на соответствующий уровень подросли и остальные зарплаты специалистов, которые долгие годы отдали обучению в вузах и среднеспециальныхучебных заведениях.

– Что же делать?

– Конституционный суд в третьем пункте резолютивной части своего постановления прямо отвечает на этот вопрос: на федеральном уровне необходимо принять закон о базовых окладах и о первой тарифной ставке в производственных отраслях, которая должна быть не менее федерального МРОТ, а в регионах – не ниже установленной минимальной заработной платы. Тогда вся компрессия уйдет. Сейчас федерация профсоюзов Камчатки готовит обращение к губернатору, председателю Заксобрания, нашим депутатам Слыщенко, Яровой, сенаторам Невзорову, Пономареву, чтобы они использовали свое право законодательной инициативы в части реализации постановления Конституционного суда.

– В одном из комментариев по факту подписания соглашения о минимальной зарплате в крае вы сказали, что 1 мая Камчатский край уходит от понятия «работающий человек – бедный человек», потому что минимальная заработная плата более чем на 30 процентов будет превышать прожиточный минимум трудоспособного человека. Неужели это так?

– Обратимся к первоисточнику – аудиозаписи, формулировка там была несколько иной. Действительно, я сказал, что понятие «работающий бедный» исчезает с принятием минимального размера оплаты труда на уровне федерального МРОТ и с учетом применения камчатских коэффициентов. Но – только исходя из официального размера прожиточного минимума. Напомню, расчет профсоюзного прожиточного минимума для жителей Камчатского края на основе реальной потребительской корзины производится ежемесячно. Размер реального прожиточного минимума сегодня составляет более 30 тысяч рублей. Правительственный прожиточный минимум на Камчатке составляет на душу населения 19 220 рублей, для трудоспособного населения – 20 093 рубля. На такой прожиточный минимум прожить невозможно.

Более того, понятие «прожиточный минимум» на сегодня себя полностью изжило. Необходимо переходить к понятию нормального потребительского бюджета, на который человек живет, развивается и даже иногда улыбается.

– Что такое потребительский бюджет?

– Это то, что позволяет человеку не выживать, а нормально жить, исходя из критериев качества жизни, но не по «богатым» стандартам. Сегодня прожиточный минимум позволяет человеку просто не умереть. Потребительский же бюджет должен позволить достойно питаться, качественно одеваться, а не носить две пары носков в течение всего года, как это сегодня предусмотрено в расчете прожиточного минимума. Потребительский бюджет должен позволить учить детей, лечиться, отдыхать, развиваться как личности, посещая театр, кино, спортивные мероприятия. Наконец, планировать свою жизнь исходя из возможных катаклизмов. Иными словами, определенный процент человек должен иметь возможность откладывать, как говорится, на черную полосу своей жизни.

Российская трехсторонняя комиссия и комиссии на местах должны и могут по-новому подойти к разработке потребительского бюджета. Должны быть разработаны методики и принят закон о потребительском бюджете.

– Но ведь все это упирается в серьезные деньги, которых, как всегда, нет?

– Безусловно. Чтобы появились деньги, должно быть совершенно другое понимание бюджета, его системы. Яркий пример – дороги. Складывается впечатление, что они специально делаются так, чтобы через два года прийти в негодность. А если дорога будет держаться 8 лет, как на Хоккайдо, или 12 лет по стандарту Финляндии, тогда не видать финансирования, что для чиновников настоящая катастрофа. Это – те самые черные дыры, куда из года в год вылетают миллиарды рублей.

«Серьезные» деньги появятся только тогда, когда человек, имея перспективу получения высокой зарплаты, работает с радостью и воодушевлением и растет производительность труда. О производительности труда в первую очередь должны думать работодатели, помня о том, что в условиях рабского и феодального труда никакой производительности не было, поэтому эти формации благополучно рухнули.

Тем не менее на Камчатке есть немало предприятий, где работники оформлены на неполный рабочий день, чтобы платить им ниже минимальной зарплаты, а работодатели утопают в прибыли и дивидендах. Должен отметить, что на предприятиях любых форм собственности, где действуют профсоюзы, выплачивается зарплата не ниже минимальной.

Что касается бюджетных отраслей, недопустимо выполнять майские указы Президента 2012 года, используя труд врача, медсестры, учителя, соцработника на 2–3 ставки. Достойная зарплата должна платиться за работу на одну ставку. Сегодня зарплата бюджетников дотянута до уровня требований президентских указов только за счет труда работников на несколько ставок. Что же будет, если специалисты на Камчатке начнут оставаться, а не бежать отсюда, как сегодня? Полный коллапс? Эту ситуацию нам предстоит планомерно менять, и это одна из наших главных задач на обозримый период. Конечно же, в рамках социального партнерства, с привлечением власти и добросовестных работодателей.


Мария ВЛАДИМИРОВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.