Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Сергей КОНДРАТЬЕВ: «Я уверен, что будущее Камчатки – возобновляемая энергетика»

09:15
5601

Можно сказать, что у камчатцев всегда есть вопросы к энергетикам. Как самые простые и насущные, по свету и теплу, так и более глобальные. Так уж мы живем вместе на отдаленной Камчатке – всегда под высоким напряжением.

Ну, например, на соседнюю улицу провели четырехтрубку, а когда нам светит горячая вода? Как будем выживать в условиях дефицита газа, снова на мазуте? Правда ли, что новый газопровод собираются тянуть из бухты Бечевинской? И кто за это заплатит?

Спасибо, что на эти и другие вопросы, которые мы сочли актуальными, нашел время ответить Сергей КОНДРАТЬЕВ, генеральный директор ПАО «Камчатскэнерго».

– Сергей Борисович, первый вопрос, который не теряет актуальности для земляков, – готовы ли мы перезимовать в тепле?

– К зиме энергетики начали готовиться заблаговременно, за два года – уже тогда были сформированы программы капитальных ремонтных работ. Конечно, без проблем не обходится. Основная – отсутствие трудовых ресурсов на территории края, которые могли бы в полном объеме обеспечить выполнение всех ремонтов. И второе – наши климатические условия. Отопительный сезон в последние годы начинается не 1 октября, а гораздо раньше, а завершается позже, в середине июня. Значит, сокращается и срок подготовки. Поэтому наши технические службы корректируют все графики и вместе с подрядчиками начинают работать в две и в три смены, чтобы подготовиться к следующему отопительному сезону.

Территория Камчатского края приравнена к районам Крайнего Севера, поэтому и правительство края уделяет особое внимание состоянию электро- и теплоэнергетики. Кроме того, правительство ежегодно принимает решения о выделении дополнительного финансирования на ремонт инженерных коммуникаций, и это для нас – большое подспорье. Мы имеем возможность сегодня выделять более миллиарда рублей на ремонт как основного, так и вспомогательного энергооборудования ежегодно. Подчеркну, что объем подготовительных работ колоссальный. Тем не менее сегодня все оборудование подготовлено к прохождению осенне-зимнего максимума. И мы уверены, что успешно пройдем отопительный период.

Нельзя не отметить, что в период запуска систем отопления значительно стало сокращаться время на подключение объектов к теплу. Котельные, центральные тепловые пункты мы всегда подключаем оперативно, согласно графику. А жилые дома нередко получали тепло гораздо позже, было много порывов, свищей на сетях. Наверняка земляки отметили, что в этом году подключение прошло гораздо спокойнее, без ажиотажа, скандалов. Задержка случилась всего в десятке домов, аварии – только локальные. И в целом уверенность, что мы справимся с зимой, – стопроцентная.

– В планах «Камчатскэнерго» – кардинально изменить схему теплоснабжения в Петропавловске-Камчатском. Расскажите, в чем суть, чем новая система лучше существующей?

– Разработку новой схемы теплоснабжения Петропавловска-Камчатского начала администрация города под руководством Владислава Скворцова еще в 2005–2006 году. Причем уже с учетом задач энергосбережения. И сегодня эта схема больших изменений не претерпела. Планируется оставить три источника теплогенерации в городе – ТЭЦ-1, -2 и котельную № 1. Остальные котельные будут закрыты, на их месте установят ЦТП. Это улучшит экологию в городе, ведь котельные по большей части работают на мазуте. Мы соединим две наши теплоэлектростанции, закольцуем систему теплоснабжения, и это позволит в летний период полностью останавливать ТЭЦ-1, обеспечивая город горячей водой только за счет ТЭЦ-2. Кроме того, в случае возникновения аварийной ситуаций Петропавловск-Камчатский всегда будет с теплом – от одной или другой станции.

Территорию города до улицы Топоркова включительно будет обеспечивать теплом ТЭЦ-2. Участок от 8 километра, включая улицы Молчанова и Чубарова, до 11 км планируется отапливать от котельной № 1 после завершения ее полной реконструкции. Она будет работать на газе, что и дешевле, и экологичнее.

– В какие сроки и за чей счет будет проведена реконструкция?

– Все зависит от финансовых возможностей бюджета края. За счет собственных средств «Камчатскэнерго» обеспечивает закольцовку Камчатских ТЭЦ, прокладывает тепломагистрали. Первый этап уже выполнен в районе стадиона «Спартак»: мы поистине в экстремальных условиях проложили трубопровод, построили ЦТП и обеспечили круглогодично горячей водой ул. Ленинградскую. Закрыли котельную, трубы которой «живописно украшали» микрорайон. Будем продолжать работы в зоне своей ответственности согласно схеме теплоснабжения. Мероприятия масштабные, и у «Камчатскэнерго» есть средства на эти цели.

А вот котельная № 1 – это уже зона ответственности администрации Петропавловска-Камчатского. Северная часть столицы края развивается, и городу необходимо принять решение – строить или нет, проект реконструкции котельной имеется. Безусловно, с помощью правительства края. В целом на реализацию новой схемы теплоснабжения уйдет несколько лет.

Хочу подчеркнуть, что руководство города сегодня настаивает правильно – не надо просто перекладывать сети, нужно заняться строительством 4-трубной системы. Мы уже сегодня, перекладывая сети, подводим к домам 4-трубную систему, обеспечивая людям возможность получать горячую воду круглый год. Известно, что многие дома в Петропавловске строились в прошлом веке с расчетом на дровяные титаны. Сегодня жители получают горячую воду из батарей, и это неправильно, даже с точки зрения санитарных норм. Потребность в круглогодичном горячем водоснабжении велика, и эта проблема обязательно будет решаться. Перспективы хорошие.

– Уже не секрет, что прогнозы запасов газа на месторождениях в Соболевском районе не оправдались. Нехватка голубого топлива затормозила ряд социальных и экономических проектов в крае. А камчатские ТЭЦ уже частично потребляют мазут. Как энергетики справляются с ситуацией сегодня и чего нам всем ждать в будущем?

– Начну с главного – с надежности поставок тепла и электричества. Оборудование Камчатских ТЭЦ рассчитано на 2 вида топлива, переход с газа на мазут занимает не более 30–40 минут. Поэтому существенных вопросов с надежностью не возникает. В декабре прошлого года мы начали периодически переводить оборудование с газа на мазут и наоборот, и люди этого не почувствовали. В этом году уже были периоды глубокого дефицита, когда работать на мазуте приходилось не один – два дня, а неделями и дольше. И Газпром сегодня доводит до «Камчатскэнерго» сведения о снижении добычи газа. В 2019 году – порядка 10 процентов меньше от прежних объемов.

Казалось бы, 10 процентов – это не критично. И страха бы не было, но камчатский газ сегодня стоит 9 тысяч рублей за 1 тыс. кубических метров, а мазут – более 30 тысяч за тонну. И газа, и мазута по объемам мы сжигаем почти одинаково. Но разницу в 20 тысяч рублей, чтобы купить мазут, необходимо изыскать. За чей счет? Пока сегодня не определено. Правительство края пишет обращения в адрес Правительства Российской Федерации. Мы со своей стороны через ПАО «Русгидро» также обратились в Министерство энергетики РФ, что при таком росте стоимости топлива мы неизбежно несем дополнительные убытки. Но ответа пока нет.

Плохо то, что цена мазута катастрофически растет, за полгода – как минимум на 50 процентов. А какой она будет завтра – никто не в состоянии спрогнозировать. Наш край – не единственный регион России, в котором рост цены топлива привел к серьезным проблемам. Решение по тарифам принимается в декабре. Будем ждать и надеяться, что Правительство РФ нас услышит.

По словам дочерней компании ПАО «Газпром», объемы поставок газа в будущем будут снижаться. И сегодня мы надеемся на компанию «НОВАТЭК».

– Насколько это реально – получать для нужд региона газ от компании «НОВАТЭК», которая намерена построить в бухте Бечевинской терминал для перевалки сжиженного природного газа?

– Проект строительства терминала – большое подспорье для экономики. А если получится обеспечить поставки газа для выработки тепловой и электрической энергии, то это будет огромным подспорьем для экономики не только ПАО «Камчатскэнерго», но и для всех потребителей.

– Неужели опять строить газопровод? Достаточно ли объемов газа для большой энергетики края и какой будет его цена?

– Сегодня технологии настолько развиты, что варианты строительства газопровода есть, а по представленным в общих доступных источниках масштабы терминала «НОВАТЭК» таковы, что объемов газа Камчатке хватит как для частичного, так и для полного замещения камчатского газа. Стоимость сегодня не определена.

– Многие специалисты и общественность давно добиваются старта проекта строительства в крае Жупановской ГЭС. Цель понятна – уйти от углеводородов и обеспечить регион дешевой возобновляемой электроэнергией. Вроде бы и одобрение получено на всех уровнях, от губернатора края до Президента России, а решения нет. Заинтересовано ли руководство энергетикой Камчатки в этом прорывном проекте?

– Камчатская энергосистема никогда не была противником возобновляемой энергетики. Достаточно сказать, что самый глобальный проект по геотермальной энергетике был реализован в нашем крае. Сегодня с участием Мутновской ГеоЭС обеспечиваются потребности в электроэнергии центрального энергоузла, куда входят Петропавловск-Камчатский, Елизово, Вилючинск, Мильково, Усть-Большерецк. Есть у нас предприятие «КамГЭК», которое эксплуатирует каскад ГЭС на реке Толмачева. И я уверен, что будущее Камчатки – это возобновляемая энергетика.

Учитывая, что стоимость углеводородного сырья растет, в Камчатском крае обязательно наступит момент принятия кардинального решения о строительстве новых энергообъектов. И одно из решений, наверняка, будет в пользу возобновляемых источников, потенциал которых у Камчатки очень большой. Мы должны готовиться к этому шагу уже сегодня.

Нельзя забывать, что на «северах» мы ничего кардинально не изменим. У нас в изолированных поселках работают малые дизельные станции, стоимость киловатта электричества достигает 80 рублей. А провести линии электропередачи физически невозможно. Поэтому в обозримом будущем энергетика северных территорий таковой и останется. При этом основные субсидии в энергетику, которые регион направляет, – это и есть северные территории.

Голосуя за проект, например, Жупановской ГЭС, мы должны четко понимать, что делать с тепловой энергией, как обеспечить выработку тепловой энергии. Возможно, к старту проекта заняться перекладкой сетей, установить на ЦТП электрокотлы, а значит, поменять всю сетевую инфраструктуру, перестроить подстанции. Нам придется не просто Жупановскую ГЭС построить, а еще протянуть от нее линии электропередачи до центрального энергоузла.

– Так все-таки бороться Камчатке за проект гидроэлектростанции или нет?

– Вопрос в том, когда начинать его реализацию. Я считаю, что сегодня, в 2018 году, однозначно нет необходимости в строительстве новой генерации, а за 2029–2030 годами необходимость есть. Потребность в электроэнергии начнет расти с 2030 года, а дальше – она реально вырастет. К моменту принятия решения о строительстве возобновляемого источника генерации нужно понимать, что делать с обеспечением тепловой энергией. Только тогда можно начинать реализацию проекта.

По Елизово, в частности, есть наработки, как обеспечить город тепловой энергией от термальных вод. Над проектом работает краевое предприятие «Тепло земли». В целом получается, но дорого. Все, что возобновляемо, дорого на начальном этапе, требует больших вложений. Зато в будущем… Никто ведь не знает, сколько через 5–10 лет будет стоить тонна мазута или тонна угля, а всю экономику проектов считают от текущей цены. Да, сегодня себестоимость генерации электроэнергии от «Геотерма», КамГЭК дороже, чем на ТЭЦ. Но если мазут подскочит уже до 35 тысяч рублей за тонну, то сразу и Толмачи, и «Геотерм» становятся дешевле.

Есть в крае и проблемы с ростом электропотребления. За пять лет по договорам технологического присоединения мы добавили 200 мегаватт, а потребление не выросло. Мы подключаем, а заявители не потребляют мощности, которые запросили. Это очень плохо – убытки сплошные. И сегодня на федеральном уровне обсуждается внесение изменений в законодательство, согласно которым предприниматели, которые заявляют большую мощность, но ее не используют, будут самостоятельно ее оплачивать. Чтобы за нее не расплачивались все жители территории. Это абсолютно правильно.

– Тем не менее «Камчатскэнерго» сегодня строит новые подстанции для энергообеспечения проектов ТОР «Камчатка». Не окажутся ли эти мощности холостыми?

– Действительно, уже в ноябре мы введем в эксплуатацию очень мощную, надежную подстанцию на площадке «Зеленовские озерки» в Елизовском районе для обеспечения проектов ТОР. Уверены, что мощности будут востребованы: уже заявлены 29 мегаватт из 40 и в следующем году электроэнергию планируют потреблять тепличный агрокомплекс и другие резиденты ТОР.

Мы также провели дополнительные энергетические мощности для туристического кластера «Камчатка» и сейчас ждем заявителей. Корпорация развития Дальнего Востока обещает, что инвесторы обязательно придут и будут развивать паратунскую зону. Скорее всего, так и получится: как только появляется инфраструктура, электричество и вода, на территорию заходит бизнес. Эту подстанцию мы введем в конце года.

Есть немало объектов, которые «Камчатскэнерго» должно обеспечить энергетическими мощностями, – это новый аэровокзальный комплекс, строящаяся краевая больница, промышленный парк в районе Тундровой и др.

Наше предприятие не стоит на месте, в энергетике идет большое развитие – всетевой инфраструктуре, генерации, тепловых сетях. Мы работаем над сокращением затрат. Но, к сожалению, нашу экономию сводит на нет рост стоимости топлива, повлиять на это мы не в силах.

– Сергей Борисович, как выполняется задача сделать процедуру техприсоединения к сетям доступнее и дешевле?

– Технологическое присоединение сегодня фактически бесплатное: 550 рублей стоят 15 киловатт, а 150 киловатт – 40 тысяч рублей. Сроки очень сжатые. Бывает, что мы по объективным причинам отклоняемся от сроков, просим потребителей отнестись к этому с пониманием. А сама процедура очень недорогая.

– Правда ли, что для энергетиков стала большой проблемой обязанность подключать к сетям участки, полученные по программе ДВ-гектара?

– Проблема в том, что многие гектары находятся отдаленно от наших питающих центров. Ограничения расстояний законодательством не определены. И где бы ни находился участок, мы обязаны его подключить в течение года. Например, в Ганалы сегодня нужно провести 100 киловатт. Но где Ганалы и где у нас подстанция? Понятно, что речь идет о колоссальных средствах – для строительства трансформаторных подстанций, линий и т. д. А заявителей – владельцев гектаров – никто не координирует. Непонятно, как будут использоваться земельные участки, какова потребность в электроэнергии. Один пользователь подает заявку на 20, другой – на 100 киловатт. Сколько реально необходимо? Очевидно, что нужен законодательно установленный предел расстояния и обоснованные объемы потребления.

Этот вопрос мы сегодня поднимаем, просим правительство края помочь. Проблема обсуждается на уровне ДФО.

– Сергей Борисович, расскажите о реорганизации в камчатской энергетике, какие компании объединяются и для чего?

– Сегодня на территории Камчатского края работают компании «Геотерм», «КамГЭК», «Камчатскэнерго», а вышестоящая одна – ПАО «РусГидро».

Основная цель объединения – повысить надежность энергоснабжения потребителей. У компаний должна быть единая инвестиционная программа, позволяющая оптимально распределять такой инвестиционный источник, как амортизация, между станциями, когда им требуются вложения в бурение новых скважин. Второй немаловажный фактор – оптимизация схемы управления предприятиями. Централизация управления позволит оптимизировать некоторые функции исполнительных аппаратов компаний и получить серьезный экономический эффект.

Кроме того, объединение компаний, деятельность которых нацелена на один фронт работы, несомненно, положительно скажется на координации работы всех предприятий и закономерно приведет к развитию бизнес-процессов в масштабах деловой активности каждого предприятия в отдельности, а также поможет в решении конкретных задач обществ в реализации программ и проектов.

– Спасибо за информацию.


Беседовала Елена БРЕХЛИЧУК

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

0
dvm9183132090 2 года назад #

Не надо сегодня подходить к проблеме энергетики только с классической стороны, надо так же искать альтернативу, например: 100% переработка мусора.

Это уже снизит издержки на энергоносители для Петропавловска, а если завозить мусор из-за Бугра, там они будут еще и платить за утилизацию мусора. Если мусор сортировать, то в городе можно открыть хим. промышленность, строй. материалы, и т.д. Мусор можно газифицировать, газ конечно не чистый метан, но 5-6 тыс. ккал/м3 можно выжать. Ещё дополнительно можно иметь свой бензин, солярку, мазут и т.д. Вот тогда не станет мусорных полигонов на Камчатке и будет прекрасная экология. 

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.