Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Александр КУЧЕРЕНКО: «Камчатка себя прокормит!»

09:00
3228

Еще совсем недавно продукты от местных производителей на столах камчатцев были редкими гостями и терялись на фоне привозных. Исключение, пожалуй, составляли хлебобулочные изделия и рыба. Но, несмотря на экономическую нестабильность, сельское хозяйство и переработка на Камчатке развиваются, объемы произведенной продукции увеличиваются, расширяется ассортимент.

В 2012 году в краевой столице в здании КВЦ открылась первая постоянно действующая ярмарка камчатских производителей, где можно приобрести свежие и качественные продукты, а сегодня такой способ торговли практикуется почти во всех микрорайонах города.

Что Камчатка выращивает и производит сегодня, каковы перспективы развития – об этом в беседе с министром сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края Александром КУЧЕРЕНКО.

– Александр Анатольевич, каким выдался в этом году урожай овощей?

– В целом ситуация стабильная. Картофеля мы немного недобрали: собрано 96 процентов относительно урожая предыдущего года. Чуть хуже – с овощами: около 80 процентов от прошлогодних результатов. Все технологические процессы были выдержаны. Но злую шутку сыграли климатические условия весной: почти на три недели из-за погоды мы опоздали с весенними полевыми работами. Обычно хозяйства выходят на подготовку почвы в третьей декаде мая, а в этом году даже в Мильковском районе были вынуждены начать только в июне.

Картофель и овощи в крае выращивают как крупные, так и крестьянско-фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели в соотношении 50 на 50. Среди хозяйств с большими объемами производства – «Овощевод», «Хуторок», «Холкам Агро», КХ Мичурина. Государственная поддержка оказывается в равной степени и крупным, и небольшим производителям.

– Как именно помогает им государство?

– Поддержка осуществляется по многим направлениям. Что касается овощеводства, мы субсидируем до 50 процентов минеральных удобрений, до 80 процентов семян, субсидируем приобретение техники. Все производители сегодня пользуются льготным тарифом на электроэнергию.

– Камчатские овощеводы часто жалуются на невозможность полноценного сбыта своей продукции. Как им помочь?

– Отмечу, что картофель на Камчатку практически не завозится, за исключением ранних сортов. Овощи также производятся в достаточном количестве. Тем не менее проблема сбыта продукции у хозяйств существует. Пути решения есть – это кооперация. Мы неоднократно собирали сельхозтоваропроизводителей Елизовского, Мильковского районов, не первый год предлагаем им объединить свои усилия в строительстве логистического центра, цехов по переработке, мойке, фасовке. Но сложился и никак не разрушается стереотип: я хозяин, и точка. К сожалению, разобщенность наших производителей пока не позволяет продвинуться дальше. Есть сильные крестьянско-фермерские хозяйства, с большими оборотными средствами, которые тоже могут позволить себе поучаствовать в данном процессе. Но они этого пока не хотят.

Наше министерство разработало проекты документов по созданию кооперативов. В следующем году будем объявлять конкурсы для выделения средств господдержки. Сегодня на уровне Минсельхоза РФ тоже предусмотрено финансирование, но на несколько иных условиях: только после того как кооператив поработал год, он сможет заявляться на господдержку до 70 миллионов рублей. Мы в Камчатском крае планируем на первом этапе создания кооперативов выдачу грантов.

Добавлю, что многочисленные ярмарки местных сельхозтоваропроизводителей, действующие и в краевом центре, и в Елизове, – тоже путь решения проблем с реализацией.

В плане инвестиционных мероприятий – капитальное строительство сельскохозяйственного рынка на 9 км по инициативе ОАО «Молокозавод Петропавловский» в рамках свободного порта Владивосток. Есть площадка, но пока остаются проблемы, связанные с землеотводом, решение которых потребует времени. Совместно с администрацией Петропавловска-Камчатского разработана дорожная карта по реализации данного проекта.

– Больше ли производится на Камчатке молока?

– При изготовлении кисломолочной продукции наши переработчики пока не могут полностью уйти от использования сухого молока в силу нехватки сырья.

Но производство растет. Еще 4 года назад Камчатка обеспечивала себя молоком и кисломолочной продукцией на 26–28 процентов, а по итогам 2017 года мы закрываем потребности камчатцев на 42 процента. За 9 месяцев текущего года объем производства молока-сырья увеличился на 11 процентов. И вполне возможно, что по результатам года мы подойдем почти к 50 процентам собственной продукции.

Что касается широты ассортимента молочной продукции, думаю, все население за последние 2 года успело его по достоинству оценить. Если раньше в переработке молока участвовали только «Молокозавод Петропавловский» и «Заречное», сейчас продукцию производят ООО «Мильковское», ИП Шахмурадян, ГУП «Сосновское», КХ Марков, ООО «Крутобереговское» в Усть-Камчатском районе, МУП «Быстринский».

Тенденция такова, что каждый переработчик имеет свое молочное хозяйство, перерабатывает свое молоко, частично принимает сырье и у населения. Крестьянско-фермерские хозяйства производят от 6 до 9 процентов молока. КФХ развиваются, увеличивают поголовье, среди них есть получатели грантов. Но пока производство молока увеличивается в основном за счет крупных предприятий.

– Как развивается производство свинины, насколько заметную роль в этом процессе играют КФХ?

– Объемы производства свинины увеличиваются в основном за счет трех крупных предприятий. А в КФХ объемы снизились. При этом как большие предприятия, так и КФХ получают одинаковые меры господдержки – 40 рублей на килограмм произведенной продукции. Предпочтения никому не отдается, все работают в одинаковых условиях. Но понятно, что себестоимость мяса в КФХ существенно дороже.

– Будет ли в крае налажено стабильное производство говядины?

– Камчатка говядиной никогда не занималась. Если углубиться в историю, на территории Мильковского района были крупные хозяйства, которые держали несколько тысяч голов крупного рогатого скота для производства молока. А в совхоз «Комсомольский» свозились исключительно бычки, которые там откармливались на мясо. Но целенаправленного выращивания скота для производства говядины не было. Местная говядина, которую мы видим сегодня на прилавках, будь то в сетях или на ярмарках, – это все те же бычки как, условно говоря, «побочный» продукт молочного животноводства.

Пока у нас нет ни одного хозяйства, которое бы заинтересовалось производством говядины. Для Камчатки это слишком дорогостоящее мероприятие.

– Сегодня цены на местную птицу и мясо для большинства населения пугающие. В чем дело и может ли стать эта продукция дешевле?

– К сожалению, у нас никогда не будет такой цены, как на материке, ни на мясо, ни на птицу, ни на молоко. Хотя на электроэнергию действует льготный тариф, эта составляющая в структуре себестоимости занимает мизерный процент. Например, в себестоимости килограмма произведенного мяса птицы до 70 процентов занимают корма. Конечно, у нас есть прекрасный комбикормовый завод, но зерно для производства комбикорма привозное, дорогостоящее. В структуре затрат, например, в Новосибирской области зарплата и отчисления занимают всего 5 процентов, а у нас с учетом северных надбавок, льгот на проезд – более 20 процентов. Средняя зарплата в АПК на Камчатке выше 50 тысяч рублей. Постоянно увеличиваются цены на услуги железной дороги, морфрахта. Минеральные удобрения сейчас подорожали сразу на 6–8 рублей за килограмм, а это порядка 35 процентов от стоимости прошлого года. Центральные и южные регионы эти удобрения везут на машинах с завода, а мы – через всю Россию.

Мы понимаем, что цены высокие, и пытаемся снизить затраты на производство, осуществляя более 70 видов поддержки сельхозтоваропроизводителей.

– Станет ли больше на Камчатке собственного мяса птицы?

– В конце 2016 года «Камчатпищепром» выпустил первые килограммы охлажденного мяса бройлера. К сегодняшнему дню объем вырос вдвое за счет увеличения площадей для выращивания птицы, инкубаторов. Предприятие продолжает работать над увеличением объема производства, которое планируется довести до 1 800 тонн в год. Сегодня выпускается порядка 30 процентов от максимального объема, предусмотренного проектом.

Что касается производства яйца, картина вполне благополучна: Камчатка закрывает 90 процентов потребности населения в этом продукте.

– Тем не менее в продаже очень часто встречается более дешевое яйцо из других регионов.

– Да, в прошлом году, когда в летне-осенний период резко упала реализация местного яйца, мы начали анализировать, почему это произошло. Выяснилось, что яйца в огромном объеме зашли к нам из Новосибирской области, где в сетях они продавались по 3 рубля. Такая цена просто нереальна. В тот период появились хозяйства, которые сильно демпинговали, чтобы загубить конкурирующие производства.

Как известно, яйцо диетической ценности хранится от 3 до 5 суток. Когда данный товар идет на Камчатку 20–30 дней, все должны понимать, что они приобретают. К тому же к камчатскому производителю в случае неудовлетворительного качества каждый покупатель может предъявить претензии. В случае с привозным продуктом это маловероятно.

– Когда Камчатка обеспечит себя тепличными овощами, что нам обещают из года в год много лет?

– Существует несколько проектов. Особые надежды мы возлагали на компанию «Ренова», которая заявилась на строительство теплиц в Зеленовских Озерках в рамках территории опережающего развития. Площадка полностью подготовлена. Трудно сказать, что явилось причиной приостановки, но пока проект не развивается. Возможно, это связано с тем, что на уровне Минсельхоза России рассматривается вопрос сокращения господдержки по строительству теплиц.

Вместе с тем в Зеленовских Озерках есть несколько заявителей, со всеми мы работаем, один из них – на стадии разработки проекта. Надеемся, что в следующем году он начнет строительство теплиц на 4,6 гектара. Еще один инвестор завершает разработку проекта по строительству теплиц в п. Вулканном. Поэтому надеемся, что ситуация по обеспечению Камчатки круглый год нашими свежими овощами сдвинется с мертвой точки.

Что касается п. Термального, там насколько КФХ заявились на получение грантов с целью построить теплицы и выращивать овощи. Несколько теплиц уже построены и приносят урожай, но пока это очень маленькая доля от реальной потребности.

– Что происходит в отрасли оленеводства, которое когда-то являлось визитной карточкой Камчатки?

– Поголовье растет в оленеводческих хозяйствах Быстринского района, в Тигильском районе. Уже насчитывается почти 50 тысяч, а в обозримой перспективе планируется иметь на территории края 60–70 тысяч голов оленей. Впрочем, в некоторых хозяйствах разрабатываются и более амбициозные планы. Это только радует, поскольку емкость оленьих пастбищ позволяет содержать до 200 тысяч оленей.

Развивается и переработка. В этом году выпущена пробная партия тушеного мяса оленя одним из предприятий. Надеемся, что это будет стабильное производство, для этого уже очень многое сделано. И нет сомнений в том, что Камчатка себя прокормит.


Беседовала Мария ВЛАДИМИРОВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.