Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Сергей ЛЕБЕДЕВ: «Камчатский север будет жить»

09:30
3775

1 июля 2007 года в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа был образован Камчатский край. Сегодня наш регион – это 464,3 тысячи квадратных километров, 87 населенных пунктов, около 313,5 тысячи жителей.

Все 12 лет со дня образования Камчатского края министерство территориального развития региона под руководством Сергея Лебедева держит руку на пульсе жизни муниципальных образований. Особенно актуальна деятельность министерства для самых отдаленных северных районов края, когда-то, по сути, забытых и брошенных.

Что изменилось за эти 12 лет, как живет и развивается камчатский север? Об этом – в беседе с министром Сергеем Лебедевым.

– Сергей Владимирович, в чем состоят основные задачи министерства?

– Главная задача – формировать и реализовывать политику местного самоуправления, чтобы его органы были правильно организованы, чтобы эффективно распределялись полномочия между ними. Это база, на которой держится экономика и социальная политика территорий.

– И насколько все благополучно в этой сфере?

– Пока не все, но мы к этому максимально приблизились. Вступил в силу федеральный закон, который предусматривает одноуровневую систему организации местного самоуправления. Наш Алеутский муниципальный район, как известно, находится на острове, где есть единственный населенный пункт – село Никольское – с населением около 600 человек. Здесь действуют две думы – сельская и районная. До недавнего времени действовали две администрации. На сегодняшний день полномочия администрации Никольского сельского поселения переданы в администрацию Алеутского муниципального района. Еще не так давно изменить сложившуюся ситуацию не представлялось возможным. Но новый закон позволяет сформировать в подобных населенных пунктах вместо муниципального района муниципальный округ с одной думой и одной администрацией.

2 июля состоится конференция. Если депутаты Алеутского муниципального района выскажут желание перейти на новую систему, наше министерство окажет им необходимую консультационную и иную помощь. Вопрос этот юридически сложный. Наша задача – сопроводить этот процесс, чтобы он прошел в правовом русле. Наше министерство считает, что для таких территорий, как Алеутский район, схема муниципального района абсолютно неэффективна, наиболее правильно здесь создать муниципальный округ. Именно наше министерство выходило в Государственную Думу РФ с такими предложениями, которые в итоге были услышаны.

– Какие еще районы нуждаются в подобных преобразованиях?

– Мильковский и Быстринский районы, каждый из которых состоит из двух сельских поселений. В обоих районах – до сих пор по четыре органа местного самоуправления. Чтобы эти районы стали муниципальными округами с одной администрацией и одной думой, депутаты представительных органов данных районов и соответствующих поселений должны проголосовать за такое решение. То есть этот процесс идет снизу, а задача нашего министерства – обеспечить юридическую безукоризненность этого процесса, потому что любая ошибка может вылиться в хозяйственные, экономические, организационные и другие проблемы для населения.

Наличие громоздкого чиновничьего аппарата неэффективно, никому не нужно. Более того, это расстраивает и дезориентирует граждан, которые приходят со своей проблемой в одну администрацию, его посылают в другую и т. п. В условиях муниципального округа такого не будет. Будет одна администрация, один глава, и весь спрос – только с него.

Кроме того, в органах местного самоуправления имеет место серьезная кадровая проблема. Специалистов с необходимым образованием и, главное, с уровнем квалификации не хватает. В этой ситуации нам видится весьма верным провести централизацию кадрового ресурса в одном месте.

– Как сегодня поддерживается жизнь коренного населения в национальных поселках?

– Наше министерство является ответственным исполнителем подпрограммы по устойчивому развитию коренных малочисленных народов, которая выполняется в рамках региональной программы по реализации национальной политики и укреплению гражданского единства. Среднегодовой объем финансирования подпрограммы – 90 млн рублей. Из них порядка 10 млн рублей ежегодно мы предоставляем в виде субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов, которые на конкурсной основе распределяют эти средства с учетом дополнительных средств местных бюджетов между общинами коренных малочисленных народов для обеспечения традиционной хозяйственной деятельности. Кому-то нужно купить лодку, кому-то мотор, сети, снегоход и т. п. Существует перечень возможных к закупке материалов и оборудования. В итоге общины получают деньги, которые не нужно возвращать, но необходимо отчитаться, на что они потрачены.

– 11 лет назад на камчатский север отправились первые выездные бригады для оказания населению государственных услуг. Как идет этот процесс сегодня?

– Признаюсь, когда нашему министерству поручили эту работу, лично мне она казалась невыполнимой. Ведь 20 различных специалистов, входящих в каждую бригаду, нужно где-то размещать, кормить, создавать условия для работы. Начали мы с того, что загрузили полный вертолет раскладушек, постельных принадлежностей и развезли по районам. Затем проехали по каждому из них, определились с помещениями, местами хранения, питанием членов выездных бригад.

Низкий поклон от меня всем этим людям. Только представьте: если представители полиции, технадзора, охотнадзора, других подобных структур – люди в достаточной мере закаленные, то как врачу в течение 20 дней спать на раскладушке и есть гречневую кашу с тушенкой?.. За 11 лет совершены 42 вылета выездных бригад, за это время оказано колоссальное количество услуг северянам, каждый человек побывал у наших врачей неоднократно. Сейчас, если бригада из-за погодных условий задерживается, жители районов тревожатся, пишут и звонят нам.

Когда эти мероприятия начались, мы серьезно «подсадили» краю показатели по туберкулезу: заболеваемость выросла. Но не потому, что все резко заболели, а потому, что лет 20 людей никто не обследовал. Наши бригады приезжают не просто с градусником, а с цифровыми флюорографами, аппаратом УЗИ, с лабораторией, где можно сделать любые анализы. А сколько людей было экстренно спасено путем операций! И ни один врач не отказался от участия в выездных бригадах. А со временем районы стали посещать одни и те же медики, которые стали настоящими приверженцами дела помощи жителям отдаленных районов.

Бригады вылетают 4 раза в год, посещают по одному району, а всего – 5 районов: Пенжинский, Олюторский, Карагинский, а Тигильский и Соболевский районы обслуживает одна бригада, что удобно по логистике.

Летают бригады не летом, когда, казалось бы, это делать удобнее и приятнее. В это время года в деревне никого нет, все на рыбалке. Районы посещаются в осенне-зимний период.

– Население севера сокращается. Не уйдет ли в прошлое практика выездных бригад?

– Нет, даже если останется в деревне десять человек – все равно полетим. Бригады всегда посещают табуны, где услугами пользуются и по 5–6 человек. Ежегодно на эти мероприятия затрачивается 20 миллионов рублей. Губернатор говорит: да, дорого, но пока населению это нужно, бригады будут летать.

Выездная бригада работает на севере Камчатки


– Может ли, на ваш взгляд, камчатский север стать более благополучным и даже привлекательным для жизни?

– Понятие привлекательности в нашем случае относительно. В Корякском округе я отработал почти 27 лет начиная с 1995 года. То есть видел ситуацию до и после образования Камчатского края. Ситуация в национальных поселках с точки зрения инфраструктуры и экономики улучшилась, это факт. Конечно, ни для кого не секрет, что там и сегодня не рай. Но ведь была почти катастрофа. Достаточно сказать, что до образования края последний жилой дом там был построен в 1992 году.

С приходом губернатора Владимира Илюхина на камчатском севере начали строиться дома. Лично для меня это главный индикатор: если дом строится, значит жизнь в селе налаживается. Строятся водозаборы, ремонтируются сети водоснабжения. Построено около десяти фельдшерско-акушерских пунктов, строятся отделения почтовой связи, закуплено колоссальное количество единиц коммунальной техники. Возводятся детсады и школы. Большинство районных центров заасфальтированы, большие суммы выделяются на благоустройство территорий.

Жители, особенно молодежь, конечно, уезжают, потому что запросы людей значительно опережают реальное движение прогресса на севере. Эта общая проблема для всех подобных территорий в России. Тем не менее мы стремимся создать современные условия жизни. Например, все без исключения сельские поселения сегодня обеспечены сотовой связью, в том числе благодаря деятельности в рамках выездных бригад.

Добавлю, что в рамках подпрограммы осуществляется:
предоставление санаторно-курортного лечения специалистам и работникам, непосредственно занятым работой в оленеводческих звеньях; зубопротезирование представителей КМНС; оснащение и оборудование стоматологических кабинетов в отдаленных муниципальных образованиях; оказание наркологической помощи представителям КМНС; оснащение профессиональных образовательных организаций для подготовки кадров по профессиям, связанным с традиционными видами деятельности КМНС; частичное возмещение затрат по оплате обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования представителей КМНС, возмещение затрат по оплате проезда к месту обучения при поступлении в образовательные учреждения; возмещение затрат по оплате проезда к месту обучения и обратно учащихся – представителей КМНС Паланского колледжа и филиала Камчатского медицинского колледжа в п. г. т. Палана; организация выездной деятельности национальных фольклорных ансамблей, творческих художественных коллективов и еще немало других мероприятий.

Но если люди уезжают, значит этих усилий недостаточно, что в условиях дотационности региона объяснимо.

– Наверняка сохранению населения на севере не способствуют цены в местных магазинах, где, например, бутылка растительного масла стоит 400 рублей.

– Эти вопросы вне компетенции нашего министерства, но отмечу, что доставка части продовольствия первой необходимости на север и хлебопечение субсидируются из бюджета края. Правительству хотелось бы сделать больше, но пока такой финансовой возможности нет.

Самая важная, на мой взгляд, задача в национальных поселках сегодня – это строительство жилья. Этот процесс активно продвигается. Последнее решение было принято при посещении губернатором поселка Лесная Тигильского района: здесь будут построены два многоквартирных дома, физкультурный объект, хоккейная коробка.

Приезжая в отдаленные районы, хочется помочь всем и сразу, что при известном дефиците средств, а также после десятилетий, в течение которых там никто гвоздя не забил, невозможно. Но мы работаем, и уверяю: камчатский север будет жить.


Беседовала Мария ВЛАДИМИРОВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.