Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Туберкулёз: маленьких побед не бывает

08:45
2555

Антипрививочная кампания не сбавляет обороты. Иметь свое особое мнение на тему вакцинации для некоторых родителей становится идефикс. Многие из них считают, что страшные недуги остались где-то в прошлом веке и они точно не коснутся их ребенка.

Возможно, кто-то из таких теоретиков смог бы существенно пересмотреть свои взгляды после одной только экскурсии – в детское отделение тубдиспансера. 40 коек тут никогда не стоят пустыми. Для полного излечения некоторым ребятишкам в стенах диспансера приходится жить до 2 лет (!). Здесь становится предельно понятно: туберкулез – жив и до победы над ним человечеству еще расти и расти.

Об успехах и трудностях в борьбе с этим опасным заболеванием в интервью «КК» рассказал главный врач Камчатского краевого противотуберкулезного диспансера Андрей ГРОМОВ.

– Андрей Валентинович, Минздрав России еще пару лет назад, опираясь на стратегию Всемирной организации здравоохранения, заявил о своей решимости победить туберкулез к 2030 году. Вы разделяете этот оптимизм?

– Я считаю, что это цель, к которой необходимо стремиться. Ситуация в мире по туберкулезу очень разная. Есть некоторые европейские страны, а также отдельные регионы в России, где сегодняшние цифры по заболеваемости туберкулезом внушают оптимизм. Например, Москва сделала в этом направлении огромный прорыв. Несмотря на большие миграционные, туристические потоки, там удалось уже сейчас свести заболеваемость к минимуму. Если в Москве выявляется очаг туберкулеза, к дому направляют передвижной флюорограф и обследуют весь подъезд. Помимо этого, работают со всеми возможными контактами заболевшего, охватывая до 70 человек. Камчатские фтизиатры перенимают опыт коллег из других регионов страны. Ну и главное, не стоит забывать, что туберкулез – это социальный недуг. Его распространение напрямую зависит от уровня жизни. Там, где он высокий, заболеваемость – практически на нуле. А в отдаленных районах Корякского округа, где наблюдается более низкий социальный уровень жизни населения, показатели заболеваемости туберкулезом, к сожалению, остаются высокими.

Изменится ли картина за ближайшее десятилетие? Для этого необходима не только серьезная работа медиков, но и властей, а также большие средства. Чтобы существенно изменились показатели по туберкулезу, должна круто измениться сама жизнь. Огромный провал и в социальной сфере, и в здоровье нации мы наблюдали в 1990-е годы. Сейчас мы только-только выбираемся из этой ямы, приближаясь по туберкулезу к доперестроечным показателям. Безусловно, для нас, специалистов, в этой борьбе не может быть маленьких побед. Каждая – на вес золота. За 10 месяцев 2019 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, общая заболеваемость по краю снизилась на 1 процент.

– Сколько человек за это время заболело? Какие районы края наиболее неблагополучные по туберкулезу?

– За этот период 2019 года по всей Камчатке зарегистрированы 149 случаев заболевания туберкулезной инфекцией. Самый высокий уровень заболеваемости туберкулезом, как и в 2018 году, отмечается в районах Корякского округа. Показатель заболеваемости там вырос в сравнении спрошлым годом и в 5 раз превышает показатель по Камчатскому краю. Первое место в округе и регионе занимает Карагинский район, на втором месте – Олюторский район, на третьем – Пенжинский. Есть в статистике и радостные моменты. В Елизовском и Тигильском районах наблюдается снижение уровня заболеваемости, а в Алеутском, Усть-Большерецком и Быстринском районах заболеваемость туберкулезом за 10 месяцев и вовсе не регистрировалась. Показатель смертности тоже несколько уменьшился (в нынешнем году от туберкулеза умерли 15 человек, что на 5 человек меньше, чем в прошлом).

– Кроме социально-экономического фона нашего севера, какие другие факторы делают печальную статистику? Существенную ли лепту в показатели заболеваемости вносят трудовые мигранты?

– Чтобы получить трудовой патент, каждый иностранный гражданин в обязательном порядке проходит обследование на ВИЧ-инфекцию, инфекции, передаваемые половым путем, и на туберкулез. За этот год в нашем диспансере был обследован методом флюорографии 7 471 человек из этой категории граждан, и были выявлены 16 случаев туберкулеза. Вы же понимаете, что люди едут так далеко на заработки не от хорошей жизни. Там у них очень неблагополучная среда, в которой туберкулез процветает. И с вакцинацией у них ситуация не лучшая. Поэтому вклад иностранных граждан в общую картину по туберкулезу заметен. Я хочу отметить, что наша статистика не дает реальной картины по этому вопросу. Поскольку мы проверяем только тех, кто работает здесь официально. А сколько больных среди нелегально живущих на Камчатке иностранных граждан, неизвестно.

Еще один бич нашего времени, который ухудшает ситуацию по туберкулезу, – это ВИЧ-инфекция. Когда страдает иммунная система человека, защититься от туберкулеза организму очень сложно. Поэтому ВИЧ-инфицированные – это основная группа риска по нашему профилю. А поскольку рост ВИЧ и по миру, и по стране – значительный, соответственно, это автоматически влияет и на ситуацию с туберкулезом.

Есть и другие факторы, которые усугубляют ситуацию, – это и продолжающаяся антипрививочная кампания: число родителей, отказывающихся от прививок, к сожалению, не уменьшается. Нашему краю пока удается держать планку. У нас 95 процентов привитых детей. А есть регионы, где этот показатель гораздо меньше – 85 процентов и менее.

– Что при таких атакующих факторах позволяет одерживать победы на фронтах борьбы с туберкулезом?

– Государство проблему туберкулеза не игнорирует, старается из года в год выделять больше средств. У нас был открыт диспансер в Палане, и в других районах появились филиалы. Уже более 10 лет в отдаленные районы края отправляются выездные бригады медиков, которые обследуют население. В состав бригады обязательно включается фтизиатр, который оказывает консультативную помощь медицинским работникам ОЛС, совместно с врачом-рентгенологом выявляет новые случаи туберкулеза и ведет прием состоящих на учете в активной группе пациентов. Уже третий год, как внедрен федеральный регистр больных туберкулезом (ФРБТ), куда заносятся данные о каждом больном туберкулезом, там отражается динамика заболевания и то лечение, которое каждый получает. Если у пациента наблюдается множественная лекарственная устойчивость, и средств региона не хватает на более сложные и дорогостоящие препараты, на них, согласно регистру, выделяются субвенции из федерального центра. Камчатка относится к тем регионам, которые имеют достаточное обеспечение по лекарствам для больных с множественной лекарственной устойчивостью.

Но химиотерапия – не единственный способ лечения. Без хирургических методов вылечить туберкулез сложно. За последние годы нам удалось возродить работу хирургического отделения. Я пришел работать в тубдиспансер в конце 1990-х, и тогда мы оперировали около 20 больных в год. На сегодня мы проводим ежегодно 100–120 операций, плюс несколько больных мы отправляем в федеральные институты туберкулеза. И это дает положительный результат, уменьшая контингент больных. Помимо операций в своей работе мы используем и эндоскопические методы лечения туберкулеза. Это так называемый метод клапанной бронхоблокации, когда в пораженную часть легкого через бронх вставляется силиконовый клапан, который создает предпосылки для излечения. Этот метод мы одни из первых начали применять в России. И у нас есть положительный опыт лечения таких больных.

Еще в 2011 году по национальному проекту «Здоровье» мы получили очень хорошее современное оборудование, которое значительно улучшило нашу работу в плане диагностики туберкулеза. ПЦР-установки, которыми оснащены наши лаборатории, позволяют подтвердить диагноз в течение суток, кроме этого, мы имеем возможность сразу же определить, насколько туберкулезная бактерия в конкретном случае чувствительна к нашим препаратам. В 2015 году в учреждении начал функционировать компьютерный томограф, что позволило улучшить диагностику туберкулеза на ранних этапах развития болезни, особенно у детей младшего возраста.

На этапе выздоровления наши пациенты пользуются правом бесплатного получения санаторно-курортного лечения. Наши профильные санатории находятся в Алтайском крае, в Московской и Ленинградской областях и на Кавказе.

– Андрей Валентинович, совсем скоро наступит Новый год – праздник, который так любят дети. Знаю, что многие ваши маленькие пациенты встретят его в больничных стенах… Делаете ли вы что-то, чтобы как-то подсластить эту несправедливость?

– Конечно, праздник в больнице – это не самое веселое, что можно себе представить. К сожалению, из года в год эта картина повторяется… Чтобы излечиться, детям тут приходится проводить от 6 месяцев до 2 лет. И этот Новый год в стенах тубдиспансера будет встречать порядка 35 ребятишек разного возраста: от младенцев до подростков. Мы, как всегда, постараемся сделать этот праздник теплым и радостным. Спасибо всем, кто нам в этом помогает: лесничеству – за красивые елки, колхозу им. Ленина – за сладкие подарки, волонтерам и активистам общественных организаций – за гостинцы, игрушки и веселое настроение.

Всех камчатцев – с наступающим Новым годом! Крепкого здоровья!


Беседовала Лада КАЛИНИНА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.